Фрагмент для ознакомления
2
Рыночная экономическая система является наиболее распространенной в мире. Наиболее развитые страны, такие как США, страны ЕС, Китай, Япония и развитые страны Юго-Восточной Азии, выбрали рыночную экономическую модель. Некоторые в то же время отказались от чрезмерной роли государства в своей экономической политике. Однако в чистом виде рыночная свобода нигде не представлена, поскольку в начале ХХ века стало очевидно, что рынок не только не способен решить некоторые проблемы, но и способствует их развитию. Рыночная экономика не может самостоятельно регулировать все экономические процессы. Справедливое распределение доходов, соблюдение экономических прав граждан и сохранение окружающей среды полностью или частично находятся в юрисдикции государства. Это связано с различием интересов бизнеса и государства: предприниматели стремятся максимизировать прибыль при минимальных затратах, игнорируя большое количество факторов, формирующих богатство и здоровье нации в целом, что, в свою очередь, входит в сферу государственных интересов. Синергия предпринимателей и государства позволяет добиться устойчивого экономического развития с минимальными последствиями и защитой интересов всех слоев населения.
Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется двумя группами методов: тарифным и нетарифным регулированием. Тарифное регулирование предполагает установку дополнительных платежей за импорт или экспорт определенных товаров, что, в конечном счете, повлияет на конечную стоимость товара. Этот механизм позволяет влиять на конкурентоспособность товаров отечественных производителей, поскольку такие пошлины не взимаются с товаров, произведенных на таможенной территории из материалов, являющихся товарами той же таможенной территории, что делает их цену ниже, чем аналогичные товары из-за рубежа. Нетарифное регулирование является более строгим методом контроля за внешней торговлей, чем тарифное регулирование. Нетарифное регулирование подразумевает физическое ограничение количества товаров, которые субъект внешнеторговых отношений может перевозить через границу. Следует отметить, что злоупотребление нетарифными методами регулирования внешнеторговой деятельности создает обширное поле для произвольных действий правительств. Это вносит определенную нестабильность в экономический имидж страны и снижает ее привлекательность для инвесторов. Всемирная торговая организация не приветствует необоснованные нетарифные ограничения и предлагает заменить их аналогичными ограничительными тарифными мерами.
Российская Федерация является членом многих организаций экономического сотрудничества, что накладывает определенные ограничения на деятельность и полномочия регулирующих органов. В частности, деятельность таможенной службы Российской Федерации регулируется не только Федеральным законом от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», но и рядом международных соглашений, в основном Таможенным кодексом Таможенного союза, принятым Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. Это позволяет координировать действия по контролю за внешнеторговыми операциями на международном уровне и стимулирует интеграционные процессы между странами, подписавшими эти соглашения. Такие соглашения являются не только выгодными экономическими решениями, но и инструментами геополитики, что особенно ярко иллюстрируется примером Европейского Союза.
Тема работы непосредственно связана с работой таможенной службы, поскольку именно она является исполнителем экономической политики государства в сфере внешнеторговых операций.
Задачи:
дать понятие «единой таможенной территории» и таможенной границы;
изучить прибытие товаров на таможенную территорию и убытие их;
изучить понятия и основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности;
изучить правовые основы регулирования внешнеторговой деятельности;
изучить нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности.
Глава 1. Таможенная территория и таможенная граница
1. Понятие «единая таможенная территория» и таможенная граница
Основными понятиями, характеризующими территориальные аспекты таможенного регулирования, являются таможенная территория и таможенная граница.
Под таможенной территорией понимается территория, на которой в полной мере применяется законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенный кодекс Российской Федерации при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории.
Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации», помимо государственной территории Российской Федерации, также включает искусственные острова, сооружения и сооружения, расположенные в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в отношении которых Россия обладает исключительной юрисдикцией в области таможенных дел. Это положение уже разработано в Федеральном законе «О континентальном шельфе». Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право на строительство, а также на разрешение и регулирование создания, эксплуатации, использования искусственных островов, сооружений и сооружений, осуществляет юрисдикцию над ними с искусственными островами, сооружениями и сооружениями в отношении таможенных, налоговых, санитарных и иммиграционных законов и правил. Более четкое определение понятия «Единая таможенная территория» дано в положении Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (1998). Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морская зона, расположенная за пределами территориального моря Российской Федерации. Российская Федерация также осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, налоговых и других законов и нормативных актов в отношении искусственных островов, сооружений и сооружений, созданных в исключительной экономической зоне.
Для определения пространственных границ таможенной правовой нормы используется понятие «таможенная граница», которое означает воображаемую (условную) линию, ограничивающую таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные границы таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории соседних стран. Другими словами, таможенная граница определяет сферу таможенного суверенитета. Она может практически совпадать или не совпадать с государственной границей страны. Существует различие между понятием внешних и внутренних таможенных границ.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административный и таможенный режим, установленный законодательством о государственной границе. Внутренние таможенные границы расположены в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнивается к внешней. Практика создания таможенных союзов, призванная служить интересам развития и укрепления международной экономической интеграции, оказывает существенное влияние на определение таможенной территории. Таможенные территории государств, входивших в таможенный союз, теряют свое самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество — единую таможенную территорию Союза. В настоящее время реализуются планы по созданию таможенных союзов в рамках СНГ.
Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению. Под таможенным оформлением следует понимать совокупность таможенных операций,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза // О.Г. Анохина – М.: Проспект, 2017, 416 с.
2. Бакаева О.Ю. Таможенное право // О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко – М.: ЮРИСТЪ, 2020, 428 c.
3. Бекяшев К.А. Таможенное право. Учебное пособие // К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев – М.: Проспект, ТК Велби, 2020, 184 c.
4. Воловик Н.П. Таможенно-тарифная политика и стимулирование инноваций в России // Н.П. Воловик – М.: Дело, 2020, 431 c.
5. Воронцова Н.А. Международное таможенное право. Документы и комментарии // Н.А. Воронцова – М.: МГИМО-Университет, 2017, 179 с.
6. Корнийчук Г.А. Экспортные контракты // Г.А. Корнийчук, А.А. Пелишенко - М.: Дашков и ко, 2020, 108 c.
7. Косаренко Н.Н. Таможенное право России. Курс лекций // Н.Н. Косаренко – М.: МПСИ, Флинта, 2021, 216 c.
8. Маркировка алкогольной продукции. Таможенный альманах, №4, 2006. – М.: Благовест-В, 2020, 128 c.
9. Миляков Н.В. Таможенная пошлина // Н.В. Миляков – М.: Финансы и статистика, 2019, 256 c.
10. Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможенного дела. Учебно-практическое пособие // А.Ф. Ноздрачев – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2019, 480 c.
11. Оразалиев А.А. Особенности и проблемы взимания таможенных и иных платежей таможенными органами России на современном этапе Евразийской интеграции // А.А. Оразалиев – М.: 2018, 12–2 0 с.
12. Остроумов Н.В. Правовой статус таможенно-тарифного регулирования. // Н.В. Остроумов – М.: 2018, 58-61 с.
13. Покровская В. Таможенное дело: учебник // В. Покровская – М.: Юрайт, 2017, 732 с.
14. Сафина Д.И. Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации с момента вступления России в ВТО // Д.И. Сафина, М.И. Коновалова – М.: 2018, 262-267 с.
15. Тимошенко И.В. Таможенное право. Конспект лекций // И.В. Тимошенко – М.: Феникс, 2019, 320 c.
16. Шепелева П.М. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: учебное пособие // П.М. Шепелева, Е.Б. Шувалова – М.: Дашков и Ко, 2016, 132 с.