Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап государственно-правового развития России характеризуется интенсивными трансформациями, что во многом обусловлено активным формирова-нием рыночной экономики. В этих условиях государство не только является органи-зацией политической власти, но и активно участвует в гражданском обороте. Госу-дарство вступает в различные гражданско-правовые сделки, является стороной дого-воров купли-продажи, займов, аренды и других. Вместе с тем, в отличие от других участников гражданских правоотношений. Российская Федерация, её субъекты и му-ниципальные образования являются властвующими субъектами, обладающими пуб-личными функциями.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) , определяя субъек-ты гражданского права, относит к ним не только физических и юридических лиц, но и публично-правовые образования. В их число входят Российская Федерация, субъ-екты РФ и муниципальные образования.
Участие публично-правовых образований в гражданском обороте вызывает особый интерес. Это связано со статусом публично-правовых образований и их функциями. Представляя собой публичную власть, действуя в рамках исполнениях определенных полномочий, направленных на достижение общественного блага, пуб-лично-правовые образования так или иначе действуют в гражданско-правовом поле.
Вопросы участия публично-правовых образований в гражданских правоотно-шениях являются актуальными и достаточно сложными. В юридической науке дан-ная область крайне мало исследована. С одной стороны, публично-правовые образо-вания не признаются юридическими лицами, с другой - практически наравне с дру-гими субъектами, они являются активными участниками гражданского оборота.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с участием публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регла-ментирующие участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы является изучение участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
Задачами работы ставится:
- рассмотреть понятие публично-правовых образований;
- изучить гражданскую правосубъектность публично-правовых образований;
- исследовать особенности гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований.
Теоретико-методологической основой работы послужили различные методы исследования, необходимые для решения поставленных задач: общенаучный диалек-тический метод научного познания, метод системного анализа, логический метод, формально-юридический метод.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1 Понятие публично-правовых образований
Термин публично-правовое образование впервые появляется в ГК РФ только в 2014 году. Благодаря этой новелле, публично-правовые образования закрепились за-конодательно как участники гражданских правоотношений. Вместе с тем, одной из серьезных теоретических проблем является отсутствие определения, которое бы рас-крывало сущность данного термина.
Позиции цивилистов в этом вопросе различны. Ряд ученых склоняется к тому, что публично-правовые образования - это юридические лица, имеющие свою специ-фику. Другие же не разделяет данную позицию, считая необходимым исключить из гражданского оборота любые организации и учреждения.
О.Е. Кутафин считает неверным отнесение публично-правовых образований к юридическим лицам. Физические и юридические лица, обладающие правосубъектно-стью, могут свободно участвовать в гражданских правоотношениях. Можно сказать, что гражданское право - это тот институт, который формировался для защиты част-ных интересов. Напротив, публично-правовые образования не созданы специально для участия в гражданских отношениях. Они участвуют в них постольку, поскольку это необходимо для отправления своих функций. Преследование публичных, а не частных интересов, определяет особый статус публично-правовых образований . Данную позицию поддерживает и Конституционный суд РФ. Правоспособность гос-ударства имеет специальный характер . Касаясь правоспособности публично-правовых образований отметим, что и здесь нет единого мнения относительно ее ха-рактера. Разные ученые характеризуют ее как универсальную, общую, специальную, целевую.
Довольно фундаментальные исследования в данном направлении проводил профессор В.Е. Чиркин. Он определял публично-правовые образования как конкрет-ную форму организации и деятельности коллектива на определенной территории. При этом такой коллектив имеет частный интерес и полномочия его публичны, он использует их для регламентирования отношений внутри самого коллектива. Подоб-ная организация является юридическим лицом публичного права, обладающая от-ветственностью за деятельность своих органов и должностных лиц .
В.Е. Чиркин делает акцент на том, что понятие юридическое лицо публичного права не закреплено ни в российской, ни в зарубежной юридической науке. Связано это с многообразием юридических лиц, которые представляют в гражданском обо-роте публично-правовые образования. При наличии существенных различий В.Е. Чиркин всё же выделял ряд признаков, который был бы характерен для всех юриди-ческих лиц публичного права, а именно:
- им изначально не присущи цивилистические свойства;
- деятельность таких юридических лиц строго целевая, предназначена для вы-полнения общественных, публичных функций;
- публичный характер деятельности ограничивает участие таких юридиче-ских лиц в гражданском обороте, разрешая им делать только то, что разрешено или предписано законом. Они действуют по своему усмотрению, но в рамках закона;
- они имеют имущественную основу для деятельности;
- юридического лица публичного права создается в особом порядке. Для этого не всегда требуется государственная регистрация, а также наличие уставных доку-ментов .
Интересна позиция Д.В. Пяткова по данному вопросу. Он видел противоречие в участии государства в гражданских правоотношениях. Государство, обладая власт-ными полномочиями, на равных началах участвует в гражданском обороте, что про-тиворечит его сущности. По его мнению, вступая в такие правоотношения, государ-ство теряет свой главный сущностной признак и перестает быть государством. Дей-ствительно, участие в гражданских правоотношениях предполагает равенство всех субъектов, однако государство имеет властный характер по отношению к другим участникам гражданско-правовых отношений. Таким образом, Д.В. Пятков не отно-сит публично- правовые образования к юридическим лицам, считая, что так оно те-ряет свои сущностные характеристики .
Исследуя понятие юридическое лицо публичного права, через призму которо-го участвуют в гражданском обороте публично-правовые образования, мы понима-ем, что оно выходит за рамки классического цивилистического подхода. Проблемы публично-правовых образований как участников гражданского оборота вызывают меньший интерес, чем статус публично-правовых образований в гражданских право-отношениях с точки зрения их идентификации как юридических лиц в формате граж-данского права. Виды публично-правовых образований приведены в приложении № 1.
На данный момент в юриспруденции сложилось понимание того, что публич-но-правовое образование - это субъект гражданских правоотношений, имеющий спе-циальную правоспособность. Конституция РФ уравнивает участников правоотно-шений, связанных с собственностью, тем самым нивелируя привилегии публично-правовых образований.
Конкретная формулировка понятия публично-правовое образование, опреде-ление его места в гражданском праве поможет избежать коллизий, неверного толко-вания тех или иных процессов. На сегодняшний день спорные вопросы, связанные с участием публично-правовых образований в гражданском обороте, чаще всего ре-шаются при помощи судебной практики, разъяснений высших судов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что интенсивное становление и развитие в России рыночных отношений требует своевременного и качественного правового регулирования этих отношений, в том числе и формирования конструк-тивного законодательного закрепленного понятийного аппарата, отражающего ха-рактер, содержание и специфику явлений и процессов, лежащих в сфере правового регулирования. В этой связи считаем, что назрела необходимость фундаментальной теоретической разработки таких понятий, как публично-правовое образование и юридическое лицо публичного права. В развитие данного посыла предполагается, что и цивилистическая доктрина, и в последующем российский законодатель будут готовы со временем расширить границы классического понимания юридического ли-ца.
1.2 Гражданская правосубъектность публично-правовых об¬разований
Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Фе-дерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регули¬руемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Применяя на практике указанную норму ГК РФ, необ¬ходимо опираться на общие нормы об объеме правосубъектности публично-правовых образований (далее также - ППО). Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований представлены на рис. 1
Фрагмент для ознакомления
3
Нормаивные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51–ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст.3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14–ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. – 1996. – №5. – Ст.410.
Материалы практики
4. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о про-вер¬ке конституционности Федерального закона «О переводном и простом век¬селе»: Определение Конституционного Суда РФ от 04 декабря 1997 г. № 139–О. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 10.03.20220).
Литература
5. Васильева Е.Н. Гражданская правоспособность государства // Субъекты гражданского права. – М., 2003. – 354 с.
6. Глинка В.И. Проблемы определения гражданской правосубъектности муни¬ципальных образований // Адвокатская практика. – 2009. – № 2. – С.140.
7. Жметкин Р. Г. Органы публичных образованийкак субъекты гражданско–правовой ответственности // Власть закона. – 2017. – № 3. – С. 163–168.
8. Журавлева А.В. Публично–правовые образования как субъекты граж-данско–правовых отношений: понятие и виды // Colloquium–journal. – 2019.– №21 (45).– С. 54–59.
9. Инжиева Б.Б. Специальная правоспособность государства в лице ка– зен-ных учреждений // Пробелы в Российском законодательстве. – 2012. – No 2. – С. 110–113.
10. Иншакова А.О. Юридическая ответственность из деликтных обяза-тельств: межотраслевые интерпретации современной юридической мысли / Legalcon-cept. –2018. –№1. С.6–8.
11. Клячин А.А. Государственный и общественный интерес в частном праве // Проблемы развития российского законодательства. Сборник статей. – Пермь, 2002. – С. 168–169.
12. Коршунов Д.Н. Интерес в частном праве: вопросы теории. Моногра фия / Под общ. ред. Ю.С. Решетов. – Казань, 2005. – 310 с.
13. Крылова Е.Б. Природа гражданской правосубъектности публично–правовых образований // Юридический мир. – 2010. – № 4. – С. 54 – 58.
14. Курбатов А.Я. О юридических лицах публичного права // Хозяйство и право.–2009.–№10.–С.80.
15. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные об-разования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. – 2017. – № 1. – С. 46–53
16. Мариян В.Г. Некоторые проблемы правосубъектности публично–правовых образований в гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2006. –24 с.
17. Марченко М.Н. Учебник: в 2–х томах. Т. 1. Проблемы общей теории государства и права: Государство. – М., 2007. – 565 с.
18. Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве. – М.: «Статут», 2002. – 326 с.
19. Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично–правовых об-разо¬ваний в гражданском праве России / // Юрист. – 2006. – № 9. – С.25.
20. Пушкин А.А. Советское государство как субъект советского граждан– ского права. – Харьков, 1965. – 232 с.
21. Пятков Д. В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Фе-дерации, муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. – СПб.: Изд–во «Юридический центр Пресс», 2003. – С. 56.
22. Пятков Д.В. О гражданской правосубъектности Российской Федера– ции, ее субъектов и муниципальных образований // Журнал российского права. – 1999. – No 10. – C. 78–80.
23. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Учебник. Гражданское право. Ч. 1. – М.: Проспект, 1997. – 772 с.
24. Степанова Е. В. Гражданско–правовая ответственность публично–правовых образований / Молодой ученый. – 2017. – № 38 (172). – С. 90–93.
25. Тимофеев Н.С. Публично–правовая и гражданско–правовая правосубъ-ект¬ность муниципального образования и его органов // Кон¬ституционное и муници-пальное право. – 2006. – № 10. – С.54.
26. Усков О.Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. – 2010. – No 6. – С. 111.
27. Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал Российско-го права. – 2005. – № 5. – С.14–21
28. Шенгелия Р.В. Гражданская правосубъектность Советского государ– ства в кредитных отношениях. – Тбилиси, 1984. – 238 с.