Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни. Под грамотностью понимается степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке, а также способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Эти навыки - залог формирования функциональной грамотности как способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Русская орфография является трудной, сложной для усвоения и практического овладения.
Решить проблему орфографической грамотности на протяжении многих лет пытаются лингвисты, методисты, психологи. Глубокие психологические исследования по усвоению школьниками учебного материала (в том числе орфографии) были проведены А.Н. Леонтьевым, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, П.Я. Гальпериным и др.
Совершенствовать грамотность учащихся при помощи алгоритмов решения учебной задачи предлагают А.И. Власенков, Н.Ф. Талызина, Е.М. Заморзаева и др. В.Ф. Шаталов, Ю.С. Меженко основным способом обучения русскому языку называют опорный конспект. В.В. Давыдов, Е.Г. Шатова огромное внимание уделили работе с материалом обобщающего характера.
В настоящее время удельный вес в обучении грамматике занимают таблицы и схемы, прежде всего обобщающего характера (работы Л.М. Зельмановой, Е.Г. Шатовой, С.И. Львовой).
В теории и методике русского языка национальной школы вопрос использования наглядности при обучении грамматике разработан недостаточно.
В современном обучении наглядные пособия играют большую роль.
На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности.
Школа в целом сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения русского языка.
Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.
Особое внимание следует уделять требованиям к изготовлению наглядных пособий по русскому языку с учетом требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии, возможностей новых технических средств обучения.
Актуальность исследования определило тему курсовой работы: реализация принципа наглядности на уроках грамматики в 6 классе.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить реализацию принципа наглядности на уроках грамматики в 6 классе
Предмет – процесс реализации принципа наглядности на уроках грамматики в 6 классе
Объект – принцип наглядности на средство изучения грамматики в 6 классе.
Задачи исследования:
1) Проанализировать принцип наглядности в научно – педагогической литературе
2) Рассмотреть особенности изучения грамматики в 6 классе
3) Выявить уровень знаний о грамматике в 6 классе
4) Разработка и реализация принципа наглядности на уроках грамматике в 6 классе
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
База исследования: МБОУ МОУ № 123.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ В 6 КЛАССЕ
1.1 Принцип наглядности в научно – педагогической литературе
Наглядность в педагогических исследованиях трактуется по-разному, а именно: как средство иллюстрации устного изложения материала учителем (В.Л. Петровский [35]), как средство познавательной деятельности (Т.Н. Карпова [21]), как форма представления учебного материала, свойство учебных моделей (А.А. Люблинская [28]), как дидактический принцип (Я.А. Коменский [22] и др.). При этом различие во взглядах приводит к несогласованности, а порой и взаимоисключающим выводам о роли и функциях наглядности в познавательной деятельности обучающихся. Раскроем сущность понятий «наглядность», «принцип наглядности»,
«средства наглядности» в психолого-педагогической литературе.
Для более детального рассмотрения понятия «наглядность» обратимся к процессу познания. Опираться будем на рассуждение А.Н. Леонтьева, приведенные им в книге «Деятельность. Сознание. Личность» [27]. В процессе познания субъект, посредством его органов чувств и мышления, исследует познавательный объект. Когда субъект направляет органы чувств на исследование объекта, не отвлекаясь на другие объекты, то говорят, что субъект созерцает (наблюдает, чувственно воспринимает) объект [27]. Чувственное познание объекта бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное чувственное познание происходит, когда в процессе познания объекта субъект не ограничивается простым наблюдением, а активно на него влияет: рассматривает с разных сторон, мысленно (или реально) разделяет на части, проводит с ним любые действия. Объект в таком случае называют чувственно познаваемым [27]. В процессе обучения с помощью непосредственного чувственного восприятия обучающиеся могут исследовать физические свойства объектов. Органы чувств человека в определенной степени ограничены диапазонами чувствительности. Например, человек не воспринимает зрением ультрафиолетовые лучи, слухом - звуки частотой менее 10 герц и т.д. Также человек непосредственно не может исследовать такие явления, как радиоволны, рентгеновские лучи, радиоактивность, отдаленные во времени и пространстве объекты, а также абстрактные понятия. Для чувственного познания этих объектов разрабатываются особые методы и средства, используются различные приборы, усиливающие органы чувств человека, применяется метод наблюдения влияний одних объектов на другие [27]. В случаях, когда между субъектом и познаваемым объектом находятся «посредники»: приборы, аппараты, инструменты чувственное познание называют опосредованным [25, с. 7-10]. В школьном обучении опосредованное познание обучающихся преобладает над непосредственным [28].
Не всегда объект, который мы чувственно воспринимаем, является наглядным. Чувственно воспринимаемый объект является наглядным только тогда, когда он достаточно простой и привычный для субъекта познания или может быть сведен к таким простым и привычным объектам[35]. Много объектов, которые человек не может непосредственно воспринять, становятся наглядными в результате выявления существенных закономерностей, относящихся к ним, и построения моделей. Как пример можно привести планетарную модель атома или модель молекулы, которые можно назвать наглядными. И наконец, при познании абстрактных понятий, которые являются абсолютно не наблюдаемыми, при помощи разъяснений, жизненных примеров (наглядных примеров), может быть создано наглядное представление о том или ином понятии (например, о честности).
Наглядность связана с особенностями развития психики человека. При этом свойство наглядности достаточно условно: то, что наглядно для одного человека (например, радиотехническая схема для специалиста), таковым не является для другого (та же схема для гуманитария) [3, с. 319].
Одной из задач использования наглядности на уроке является создание у субъекта целостного образа воспринятого объекта. При этом образы воспринятого объекта могут представлять собой образы восприятия, образы представления и образы воображения. Образы восприятия формируются при непосредственном воздействии объекта на органы чувств человека. В его сознании возникает образ восприятия данного объекта, при создании которого наряду с ощущениями участвуют память и мышление. В процессе создания образа человек выдвигает гипотезы, проверяет их при обнаружении, различении и опознании воспринимаемого предмета или явления, осмысливает создаваемый образ. При этом человек не просто наблюдает, а активно действует. Особенности образа зависят от особенностей не только воспринимаемого предмета, но и человека, его жизненного опыта и знаний, убеждений и ценностей, даже от настроения в данный момент времени [6]. Образ восприятия того или иного предмета может быть наглядным или нет в зависимости от того, насколько он понятен человеку. Если человек смотрит на какой-то предмет и не может понять, чем он является, так как он представляется ему нагромождением элементов неизвестного назначения, то создаваемый в уме образ нельзя назвать наглядным. Если же человек, воспринимая предмет или явление, познает его, понимает его, то создаваемый образ восприятия является наглядным [29]. Наряду с образами восприятия существуют образы представления, в которых образы предметов или явлений, которые не воспринимаются в данный момент, основаны на прошлом их восприятии. Другими словами, образы представления – это образы памяти [30]. Чувственные впечатления, образы восприятия проходят через память, но хранятся в памяти только наиболее яркие, интересные образы восприятия, которые имеют личное значение для человека. При их воспроизведении (воспоминании) эти образы превращаются в образы представления. Существуют также образы воображения – это образы объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал и не наблюдал [8]. Несмотря на это, они составлены из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Роль таких образов в жизни человека велика, поскольку творческая деятельность основана на воображении. Прежде чем что-то сделать, человек сначала представляет результат своего труда и лишь затем приступает к работе [9, с. 14]. Сам по себе наглядный образ не возникает, он, как правило, является результатом активной работы субъекта, направленной на его формирование. Таким образом, объекты сами по себе не могут считаться наглядностью, если их восприятие не обеспечивает формирования у обучающихся наглядных психических образов, то есть не являются понятными и доступными.
Суммируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что наглядность – психический процесс, в результате которого в сознании обучающихся образуются определенные образы исследуемого объекта.
Принцип наглядности является дидактическим принципом обучения, относится к числу основных. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с принципом наглядности обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися [18], а эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, определяет характер процесса обучения [38]. В процессе обучения детям желательно дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты – и таким путем вести их от незнания к знанию. Если нет возможности представить реальные предметы для оперирования ими во время уроков, следует по возможности использовать наглядные средства: макеты, модели, рисунки и т.д.
В педагогическом словаре принцип наглядности трактуется как один из основных принципов дидактики, согласно которому обучение базируется на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками [33]. Соответственно в нашем исследовании под принципом наглядности мы понимаем один из основных дидактических принципов, предполагающий обучение, основанное на психических образах, воспринимаемых обучающимися.
Принцип наглядности обучения реализуется при помощи средств наглядности, под которыми понимаются способы, с помощью которых педагог демонстрирует учащимся объект познания. В педагогике выделяются такие виды средств наглядности, как визуальные, аудиальные, кинестетические и речевые [32]. Приведем примеры. К визуальным средствам наглядности относятся иллюстрации, схематические изображения, фотографии. К аудиальным – разнообразные аудиозаписи. Образцы веществ, которые можно исследовать с помощью тактильных ощущений, относятся к кинестетическим средствам наглядности. К речевым средствам наглядности относится словесное описание учителем, которое способно вызвать у школьников образование психического образа. Психологами установлено, что наиболее активно в обучении задействованы зрительный и слуховой анализаторы, поэтому наиболее широко распространены аудиовизуальные средства наглядности [39, 45]. С развитием информационно- коммуникационных технологий в образовании постоянно появляются новые способы представления учебной информации, которые постепенно входят в арсенал педагогов-практиков [41]. Однако, используя даже новейшие средства наглядности, педагог должен всегда контролировать процесс формирования у обучающихся правильных наглядных образов.
Таким образом, наглядность не является свойством или качеством объектов, предметов или явлений. Наглядность – это психический процесс, в результате которого в сознании обучающихся образуются определенные образы исследуемого объекта. И, если мы говорим о наглядности тех или иных предметов, то имеем в виду наглядность образов этих предметов. Наглядность – показатель простоты и понятности для данного обучающегося того психического образа, который он создает в результате процессов восприятия, памяти, мышления, представления и воображения. Наглядность или ненаглядность образа, возникающего у обучающегося, зависит, главным образом, от особенностей самого обучающегося, уровня развития его познавательных способностей, интересов и склонностей. Психические образы могут создаваться в результате не только визуального восприятия, но и с помощью других органов чувств. Принцип наглядности в обучении – один из основных дидактических принципов, предполагающий обучение, основанное на психических образах, воспринимаемых обучающимися. Данный принцип реализуется при помощи средств наглядности, под которыми понимаются способы, с помощью которых педагог демонстрирует учащимся объект познания. В педагогике выделяются такие виды средств наглядности как визуальные, аудиальные, кинестетические и речевые.
1.2 Особенности изучения грамматики в 6 классе
Термин грамматика (греч. grammatike – "письменное искусство") понимается многозначно.
Во-первых, это название научной дисциплины (сравнительная грамматика, теория грамматики и др.).
Во-вторых, это строй языка – система морфологических категорий и форм, синтаксических конструкций, способов словопроизводства, т.е. система (совокупность) "норм изменения слов и сочетания слов в предложении".
Грамматика языка – это вся несобственно-звуковая и нелексическая организация его грамматических единиц с определенным грамматическим значением, выраженным конкретной грамматической формой, а также грамматических категорий, выявляемых на основе общей грамматической мотивации. В данном значении грамматика представляет собой основу языка, без которой не могут быть созданы слова и их формы, сочленения слов, предложения и их сочленения (текст).
В-третьих, это раздел языкознания, изучающий строй языка, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу.
В-четвертых, этим термином обозначаются функции отдельных грамматических единиц и грамматических категорий или лексикограмматических множеств (разрядов, классов, групп). Например, говорят о грамматике отдельной части речи: грамматика имени, грамматика глагола и т.п.
В зависимости от предмета изучения различают два основных взаимозависимых раздела грамматики – морфологию и синтаксис: "Морфологические формы – это отстоявшиеся синтаксические формы". Основные понятия грамматики: грамматическая единица, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория. Организующим компонентом, механизмом формирования грамматической системы является понятие грамматической мотивации.
По определению Т.В. Матвеевой, морфология представляет собой часть грамматики, а именно: учение о грамматической стороне слова – его грамматическом значении, формообразовании и системах грамматических форм [10, с. 219].
По утверждению Т.В. Булыгиной и С.А. Крылова, морфология – это система механизмов языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ; раздел грамматики, изучающий закономерности функционирования и развития этой системы[1, с. 313].
В.А. Плотникова приводит следующее определение рассматриваемого понятия: морфология это:
1) раздел грамматики как науки, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава); формы слов правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов;
2) принадлежащие языку системы форм изменяемых (склоняемых и спрягаемых) слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринова, М. Ю. Грамматизация семантики компонентов составного сказуемого: автореф. дис. … канд. филол. наук [Электронный ресурс] / М. Ю. Баринова; МГОУ. ― Москва, 2011. ― Режим доступа: http://www.avtoref.mgou.ru/ar/ar719.doc (Дата доступа 15.03.2022)
2. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Электронный ресурс] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. ― Режим доступа ― http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html(Дата доступа 15.03.2022)
3. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / Б.П. Бархаев. – Санкт- Петербург: Питер, 2019. - 444 с.
4. Венгер, A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А.Л. Венгер// Вопросы психологии. -2011. - № 3. – С. 17-26.
5. Волков, А.Е. Модель «Российское образование - 2020» / А.Е. Волков. - Москва: Исток, 2018. - 64 с.
6. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волков. - Москва: ВЛАДОС, 2013. – 343 с.
7. Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти, 2014 г. (Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности).
8. Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 2019 г.
9. Карпова, Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников: монография / Т.Н. Карпова. – Ярославль: Принт, 2016. – 196 с.
10. Коменский, Я.А. Великая дидактика. Из пед. соч. / Я.А. Коменский. - Москва: Педагогика, 2014. - 234 с
11. Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 2011 г.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 2015. – 304 с.
13. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М. «Просвещение», 2013 г.
14. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - Москва: Просвещение, 2016. – 177 с.
15. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – Москва: Тривола, 2011. – 423 с.
16. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6-12.
17. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М. «Просвещение», 2012 г
18. Педагогические технологии: учебное пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. - Москва: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
19. Педагогический словарь / под ред. А.П. Евгеньевой. – Москва: Азъ, 2014. - 928 с.
20. .Петровский, В.Л. К психологии активности личности / В.Л. Петровский // Вопросы психологии. -2013. - №3. - С. 45-51.
21. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение" 2010 г.
22. Руссова НЛО. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 2014 г.
23. Рубинштейн, C.JI. Особенности общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 2019. – 704 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Просвещение, 2212. – Т. 2
25. Рейнке И.Н. Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград, 2011 г.
26. Сергеева, В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования / В.П. Сергеева. - Москва: Инфра-М, 2012. – 245 с.
27. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс. М.«Просвещение», 2012 г.
28. Тихова, В. В. Мотивация при изучении темы «Словосочетание» в 8-м классе [Электронный ресурс] / В. В. Тихова. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=201104203 (Дата доступа 15.03.2022)
29. Федосюк, М. Ю. Зачем нужны согласование, управление и примыкание / М. Ю. Федосюк // Русский язык в школе. ― 2011. ― № 5. ― С. 30―36.
30. Фомичева, Г. А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе: пособие для учителей / Г. А. Фомичева. ― М.: Просвещение, 2013. ― 111 с.
31. Хлебинская, Г. Ф. Словосочетание. Фрагмент учебного пособия. [Электронный ресурс] / Г. Ф. Хлебинская. ― Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=201402802 (Дата доступа 15.03.2022)
32. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. ― М.: Эдиториал УРСС, 2011. ― 624 с.
33. Широкова, Л. Н. Урок по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях» (8-9 кл.) / Л. Н. Широкова, Н. А. Ерошкина // Русский язык в школе. ― 2018. ― № 10. ― С. 27―31