Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что правовые и организационные вопросы охраны государственной тайны и реализации ответственности за разглашение государственной тайны являются ключевыми и стратегическими для любой страны.
Правовой институт государственной тайны, носящий комплексный межотраслевой характер, образован частноправовыми и публично-правовыми нормами, и поэтому в работе особое внимание уделено нормам законодательства о государственной тайне и гражданско-правового регулирования.
Ни для кого не секрет, что информация, которая составляет государственную тайну, считается строго секретной и доступна узко очерченному кругу лиц. Государство внимательно следит за тем, чтобы важнейшие сведения о его внутренней и внешней политике не просочились за определенные социальные круги. Главным отличием государственной тайны от любой другой тайны является то, что она напрямую связана с интересами всего государства, и распространение засекреченных сведений может нанести огромнейший урон безопасности страны, а не отдельно взятой, к примеру, коммерческой организации.
Итак, актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях охрана государственной тайны приобретает важнейшее значение. В условиях формирования нового мирового порядка существует прямая зависимость между уровнем обеспечения государственной безопасности и политической стратегией в информационной сфере, проводимой руководством государства, из чего вытекает однозначность необходимости защиты сведений, составляющих государственную тайну.
При этом, огромное внимание необходимо уделить практической реализации правовых режимов в сфере обращения информации, действующих на территории России, и из них необходимо особо отметить гражданско-правовой режим защиты государственной тайны, который регламентирует порядок осуществления государственными органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами деятельности, направленной на обеспечение охраны и сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
Объектом исследования являются публичные отношения в области реализации правовых норм, обеспечивающих защиту сведений, составляющей государственную тайну.
Предметом исследования являются нормативные акты российского законодательства, регулирующие вопросы защиты государственной тайны.
Цель работы – исследование охраны государственной тайны.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
изучить понятие и содержание государственной тайны;
рассмотреть понятие охраны государственной тайны;
раскрыть нормативно-правовую базу, регламентирующая режим охраны государственной тайны;
охарактеризовать правовой режим допуска и система правовых средств защиты государственной тайны;
изучить виды ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.
Основными приемами и методами исследований в работе являются наиболее распространенные общенаучные методы: анализ и синтез научной и учебной литературы, исторический подход, сравнительно-правовое исследование, структурно-логическое изложение материала, формально- юридический прием.
В структуре работы сформировано введение, две основные главы, заключение и список использованных источников.
1. Государственная тайна: понятие и сущность
1.1. Понятие и содержание государственной тайны
Государственная тайна – это защищаемые силами государства сведения во внешнеполитической, военной, экономической, оперативно – розыскной, разведывательной и контрразведывательной области. В результате распространения данных сведений может быть нанесен ущерб безопасности всего государства.
Государственную тайну (далее – гостайна) можно трактовать как особые сведения, содержащие информацию, обладать которой может лишь определенный и достаточно узкий круг лиц. При этом перечень сведений, составляющих государственную тайну, защищается деятельностью правоохранительных органов.
Ограничения на распространение засекреченных сведений возникают с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты .
Существуют официальные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Используя данные перечни, выносится решение о присвоении степени секретности данным, проводятся ограничительные мероприятия.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» к таким сведениям относятся:
1. Сведения в военной области;
2. Сведения в области экономики, науки и техники;
3. Сведения в области внешней политики и экономике;
4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
В настоящий момент, уровень секретности гостайны зависит от того, какой ущерб безопасности государства может быть нанесен в случае нарушения правил обращения со сведениями, имеющими гриф «секретно».
В Российской Федерации установлены следующие формы допуска граждан к сведениям, содержащим гостайну, в зависимости от степени их секретности:
первая форма допуска – для граждан, допущенных к сведениям, имеющим гриф «особой важности»;
вторая форма допуска – для граждан, допущенных к сведениям, имеющим гриф «совершенно секретно»;
третья форма допуска – для граждан, допущенных к сведениям под грифом «секретно».
Необходимо упомянуть, что люди, допущенные к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, имеют ряд конституционных ограничений .
Для введения в отношении информации режима тайны она должна обладать одним из нижеперечисленных признаков:
информация не должна быть публичной;
третьи лица не могут иметь свободный доступ к информации, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством;
информация не включена в перечень сведений, на которые в соответствии с законодательством не могут быть наложены ограничения по доступу;
правомерное ограничение на доступ к информации распространяется только на сведения, полученные в рамках действующего законодательства;
информация, в силу того, что неизвестна третьим лицам, приобретает ценность как действительную, так и потенциальную, в любом аспекте;
лицо, обладающее информацией, принимает меры и проводит мероприятия по ее охране (правовые, организационные и технические).
В целях охраны гостайны, в рамках правого поля, государство посредством законодательных актов устанавливает:
ограничения на введение режима тайны на сведения, в случае наличия к ним общественного интереса;
обязанность предоставления информации, имеющей конфиденциальный характер, в органы государственной власти для осуществления государственного управления и отправления правосудия;
требования по использованию или ограничения по использованию средств защиты информации конфиденциального характера;
виды и меры ответственности за нарушение режима конфиденциальности полученной информации.
Принципы отнесения сведений к государственной тайне и их засекречиванию:
Законность - соответствие законодательству Российской Федерации о гостайне;
Обоснованность - установление путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан;
Своевременность - установление ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в данный перечень включены следующие сведения:
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами».
Засекречивание таких сведений влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством .
Государственная тайна – это предметы, познания и факты, которые доступны только ограниченному кругу лиц и содержатся в тайне от правительства иных государств с целью предотвращения опасности наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности Российской Федерации. По мнению Вус М.А., Кондратьева В.В.: «Государственная тайна позиционируется как инструмент обеспечения безопасности; законодательное регулирование сферы её защиты является важным элементом суверенитета и обеспечения безопасности государства. Вместе с тем государственная тайна – непростое и достаточно противоречивое социально-правовое явление. Как объект защиты государства, тайна выступает в роли политико-правовой категории».
Подводя итог вышесказанному, следует, что государственная тайна – это защищаемые государством сведения из тех областей деятельности, распространение которых может нанести вред безопасности государства. При этом, в зависимости от уровня потенциального вреда, который может быть нанесен государству в случае разглашения этих сведений, устанавливаются соответствующие грифы секретности. Для введения режима секретности в отношении определенной информации она должна обладать рядом признаков. При отнесении сведений к государственной тайне должны обязательно быть соблюдены принципы законности, обоснованности и своевременности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4. Закон РФ «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. Альгин, А.П. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А.П. Альгин. – М.: Юрайт, 2021. – 484 с.
6. Багян, Г.А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г.А. Багян // Modern Science. – 2020. – № 5. – С. 450-454.
7. Барабашев, А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А.Г. Барабашев. – М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
8. Большаков, С.Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С.Н. Большаков // Экономика и политика. – 2020. – № 1. – С. 16-22.
9. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н.С. Бондарь. – М.: Юрайт, 2021. – 386 с.
10. Буга, А.В. Теория и механизмы современного государственного управления / А.В. Буга. – СПб.: Астерион, 2020. – 212 с.
11. Васильева, В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В.М. Васильева. – М.: Юрайт, 2021. – 441 с.
12. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова. – М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
13. Дзакоев, З.Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З.Л. Дзакоев // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
14. Дзина, М.А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М.А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 114. – С. 512-517.
15. Захарова, Н.И. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н.И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
16. Зелинская, М.В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления / М.В. Зелинская // Проблемы развития современного общества. – 2020. – № 7. – С. 240-243.
17. Купряшин, Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г.Л. Купряшин. – М.: Юрайт, 2021. – 574 с.
18. Меньшикова, Г.А. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration): учебник и практикум для вузов / Г.А. Меньшикова. – М.: Юрайт, 2020. – 340 с.
19. Меньшикова, Г.А. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для вузов / Г.А. Меньшикова. – М.: Юрайт, 2021. – 387 с.
20. Морозова, О.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / О.А. Морозова. – М.: Юрайт, 2021. – 142 с.
21. Мухаев, Р.Т. История государственного управления в России: учебник для бакалавров / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2019. – 770 с.
22. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2021. – 299 с.
23. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2021. – 594 с.
24. Наумов, С.Ю. Основы организации муниципального управления / С.Ю. Наумов. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 375 с.
25. Орешин, В.П. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: ИФРА-М, 2019. – 178 с.
26. Осейчук, В.И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В.И. Осейчук. – М.: Юрайт, 2020. – 342 с.
27. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский. – М.: Юрайт, 2021. – 367 с.
28. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский. – М.: Юрайт, 2021. – 299 с.
29. Попова, Н.Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Н.Ф. Попова. – М.: Юрайт, 2021. – 239 с.
30. Прокофьев, С.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С.Е. Прокофьев. – М.: Юрайт, 2021. – 608 с.
31. Прокофьев, С.Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.Е. Прокофьев. – М.: Юрайт, 2021. – 695 с.
32. Прокофьев, С.Е. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебник и практикум для вузов / С.Е. Прокофьев. – М.: Юрайт, 2021. – 305 с.
33. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
34. Сморгунов, Л.В. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л.В. Сморгунов. – М.: Юрайт, 2021. – 395 с.
35. Уманская, В.П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В.П. Уманская. – М.: Норма, 2020. – 176 с.
36. Чазова, И.Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И.Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 4. – С. 53-59.
37. Шедько, Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2021. – 302 с.