Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Эмоциональный интеллект (далее – ЭИ) – одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. В 2020 году это понятие было внесено топ-10 наиболее важных навыков экспертами Всемирного экономического форума .
Тема ЭИ в настоящее время особенно актуальна в сферах психологии, государственного управления и бизнес-среде.
В 1990 году исследователями Дж. Майером и П. Сэловеем в статье «Emotional Intelligence» приводилось обоснование, почему они использовали термин «эмоциональный интеллект». По их мнению, речь идет именно об интеллекте, а также обозначена разница между социальным и эмоциональным интеллектами и т.п.
Однако понятие не получило широкого распространения вплоть до 1995 года, когда журналист Д. Гоулман стал знаменитым благодаря своему труду «Эмоциональный интеллект» . Однако считается, что израильский психолог Рувен Бар-Он в 1985 году указал обозначение EQ - emotional quotinent и предложил количественный подход к созданию «EQ», аналогичного оценке «IQ». Данная теория также сомнительно воспринимается рядом авторитетных авторов и источников. Тем не менее, Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области ЭИ в мире.
В 2002 году лауреатом Нобелевской премии впервые за исследования в области психологии был признан американский ученый Даниэль Канеман. Именно в его работах была предпринята попытка междисциплинарного соединения двух наук - психологии и экономики. Рассмотрение вопросов на стыке двух дисциплин позволило осознать: принимая важные решения, индивиды, конечно, подходят рационально (на основании логики и профессионального опыта), но все-таки эмоции при этом процессе также присутствуют.
Степень влияния эмоций на человеческое поведение нельзя преуменьшать, в том числе в сфере бизнеса и менеджмента. Позитивные эмоции, как и во всем другом, приносят удовлетворение от работы, повышают продуктивность мышления, располагают к управленческому творчеству в том числе. Эмоциональный подъем коллектива может даже нивелировать неустойчивый статус и небольшой опыт любой организации, привести к развитию и процветанию бизнеса или любой другой деятельности в дальнейшем.
На данный момент учебные, корпоративные центры или отделы обучения в компаниях и учреждениях разного типа пытаются развивать или внедрять среди работников навыки, имеющие высокую эффективность: Hard skills (англ. «жесткие навыки») и Soft skills (англ. «мягкие навыки»). К последним и относится эмоциональный интеллект (см. Приложение 1 к данной работе). Выяснилось, что успешная карьера на 75% зависит от применения soft skills, а от использования hard skills - только 25% . Можно до автоматизма довести какую-то механическую функцию в профессиональной деятельности, но только умение конструктивно взаимодействовать в социальной среде поможет человеку стать руководителем и эффективно управлять коллективом.
В сфере руководства следует уделить внимание проявлению эмоционального состояния руководителя, применению определенных волевых усилий для решения управленческих задач. Важной составляющей такой политики является применение индивидуального подхода к своим сотрудникам. Одним из главных объектов исследования различных видов деятельности является изучение рефлексивных механизмов и ЭИ. В последнее время концепция ЭИ как альтернатива традиционного широко исследуется в научных кругах. Есть немало последователей данной теории, которые определили, что ЭИ может сыграть высокую роль в эффективном руководстве коллективом .
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется, с одной стороны, как существующими трендами развития практики и парадигмами научного знания, так и, с другой стороны, отсутствием полноценного и всестороннего изучения конкретных сторон ЭИ.
Степень научной разработанности темы исследования. Многие авторы в своих работах рассуждают об ЭИ как необходимой способности индивида, позволяющей проявить такие качества, как ответственность, способность работать в команде, проявление инициативы, умение вдохновлять окружающих и т.п. Возможности, предоставляемые использованием понятия «эмоциональный интеллект», часто употребляются специалистами во время отбора и тестирования персонала, при обучении лидеров и т.п.
Среди основных трендов сегодня можно отметить исследование соотношения ЭИ с уникальными характеристиками той или иной личности. Так, существует большое количество работ, посвященных изучению взаимосвязи ЭИ с лидерскими качествами (Белоконь О. Б., М. Н. Шавровская, Тимофеев О. Н. и др.), показателями успешности (Н. А. Харетс, Д. В. Фурсова и др.), устойчивостью к с трессам (Н. Н. Демиденко, О. В. Пирожкова, Л. А. Дубровина и др.). В других работах прослеживается корреляция ЭИ с уровнем самооценки, агрессивности и тревожности (В. В. Потапова, Е. А. Николаев, Т. Петровская и др.). и лишь немногие исследователи ЭИ в зону своих научных интересов включают работы по изучению ценностных ориентаций (Н. В. Бирбасова, А. И. Комарова, Т. И. Корнилова, Л. Д. Камышникова и С. В. Мерзлякова), направленности личности (М. В. Гусева, И. М. Грищук, А. Е. Воробьева), манипулятивности (Т. В. Корнилова, О. В. Гулина, Е. А. Сергиенко).
Другая группа исследователей говорит о наличии разного рода сочетания свойств личности (способностей), влияющих на конструктивное взаимообмен в структуре психики когнитивной и эмоциональной составляющих (Р. Бар-Он, Майер, Р. Сэловей и др.). Особенно активное внимание уделяется развитию и применению ЭИ в менеджменте (Р. Бояцис, Д. Гоулман, Э. Макки, М. Кетс де Врис, Р. К. Купер и др.).
В России понятие «эмоциональный интеллект» впервые встречается в работе Г. Г. Гарсковой. Она определяет его как «способность понимать отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа» . В последнее время активные исследования в области эмоционального интеллекта представлены в работах В. В. Овсянниковой, Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина, Е.А. Сергиенко, И. Н. Андреевой, О. В. Белоконь, С. П. Деревянко, и многих других. При этом О. В. Белоконь установил, что имеется связь между эмоциональным интеллектом и стилем лидерства.
В России эмоциональным интеллектом стали заниматься в начале XX века: в 2006 году выходит тест ЭмИн Д. Люсина, а в Петербурге появляется торговая марка EQuator и проходит первый международный семинар по ЭИ (по приглашению EQuator выступал профессор из Великобритании Дэвид Томпсон).
Объект исследования - эмоциональный интеллект.
Предмет исследования - роль эмоционального интеллекта личности в эффективности ее деятельности.
Цель данной работы: изучить развитие эмоционального интеллекта, его структуру, модели и методы диагностики.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести изучение разных научных концепций с целью анализа понятий ЭИ, основных составляющих ЭИ;
2) изучить структуру ЭИ;
3) изучить основные модели ЭИ;
4) изучить методы диагностики ЭИ;
5) выявить и описать универсальную модель, рассматривающую интеллект как целостную, сложную, многоуровневую структуру;
В работе был использован следующий комплекс методов исследования: общенаучные (сравнительный анализ теоретических и психологических источников, исследующих проблемы эмоционального интеллекта); эмпирические методы (тестирование Холла, Ассессмент-метод, метод Равена и другие). Подробнее ознакомиться с каждой методикой исследования можно в Приложениях к данной работе.
Работа состоит из: введения, теоретической и практической частей (две главы), заключения и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Эмоциональный интеллект в системе других видов интеллекта
Проблема интеллекта получила пристальное внимание в психологической науке в ХХ веке. В своих работах Л. Терстоун впервые провел границы между аналитическими способностями и регулирующими способностями. Интеллект дает преимущество управления непредсказуемыми реакциями и импульсивными побуждениями. В целях анализа понятия «эмоциональный интеллект» в целом важно рассмотреть суть самого понятия «интеллект».
Этимологически в переводе с прародителя всех романских языков, латинского языка, под «интеллектом» понимается ум, рассудок, разум. За этими понятиями скрываются смыслы, обозначающие способность индивида осуществлять определенную мыслительную деятельность. Французский психолог Ж. Пиаже определял интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям» и «общий регулятор поведения всех уровней» . По Л. Векслеру, человеческому интеллекту присуща «глобальная способность действовать разумно, рационально; … адаптироваться к окружающей среде» [3].
Возьмем за основу понимание «интеллекта» как способности и возможности осуществления когнитивных процессов и демонстрации эффективных решений проблем в любых условиях, включая стартовые .
В исследовательской литературе ученые выделяют следующие виды интеллекта:
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ CПИСОК
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методичеcких терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — №1. — с. 111—131.
3. Вачков И. В. Психология тренинговой работы/ И.В. Вачков. – М., 2007. - с. 82
4. Гарднер Г. Cтруктура разума: теория множественного интеллекта / Г. Гарднер // М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. – с. 512
5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер.- 2013. – с. 123
6. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание/ А. Грецова. – СПб.: Питер.- 2011. – с. 416.
7. Гарскова Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С. 212-119.
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.- 2 издание. — СПб.: Питер.- 2002.- с. 213
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин.- 2 издание.– СПб.: Питер.- 2011. – с. 93.
10. Кетс де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Пер. с англ. - М.: Альпина Букс, 2004. - https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=807677.
11. Куликов Л.В. Психология настроения/ Л.В. Куликов.- СПб.- 1997.- с. 97.
12. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание/ В.А.Лабунская.- Ростов-н/Д.- 1999.- с.156.
13. Латушкина Е.В. Исследование эмоциональной сферы личности в интерпретации и опознании эмоций - Автореф. … канд. психол. Наук; Уральский Федеральный Университет имени первого президента Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург.- 2006. – с. 22.
14. Лебедева Н.М., Палей А.И. Балинтовские группы для Бегущих психологический тренинг/ Н.М.Лебедева, А.И. Палей. - СПб.- 1995.- с.56.
15. Леванова Е. А., Соболева А. Н., Плешаков В.А., Голышев Г. С. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера»/ Е.А. Леванова, А.Н. Соболева, В.А. Плешаков. – СПб.: Питер.- 2011. – с. 368
16. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ/ Д.В. Люсин, О.О. Марютин / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2004. – с. 176.
17. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные/ Д.В. Люсин; / Отв. ред.: Д. В. Люсин, Д. Ушаков. М.: «Институт психологии РАН». - 2009. с. 264-278
18. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте/ Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2004. – 176 с.
19. Методы социальной психологии: учебное пособие для вузов / Н.С. Минаева, Д. В. Пивоваров, Э. Л. Боднар и др.; под общ. ред. Н. С. Минаевой. – М.: Академический проект.- 2007. – с. 351
20. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал/ Л. М. Митина. – М.: «Дело». - 1994. – с. 216
21. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления/под ред. Шклярук М. С., Гаркуши Н. С. – М.: РАНХиГС, 2020. – 84 с.
22. Ольшанская, Е. А. Развитие эмоционального интеллекта работников как направление совершенствования кадровой политики органов государственной и муниципальной власти // Молодой ученый. – 2021. - № 35 (377). – С. 42-44. - — URL: https://moluch.ru/archive/377/83738/ (дата обращения: 10.02.2022).
23. Панфилова А. П., Михальченко С. С. Развитие эмоционального интеллекта как составляющей социальной компетентности менеджеров/ А.П. Панфилов // Человек и общество . – 2013. - №4. – с.5
24. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия/ А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо. - 2013. – с. 416
25. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха/ А.И. Савенков // Вестник практической психологии образования. - 2006. №1(6). - с.30 – 38.
26. Стивен Кови. 7 навыков высокоэффективных людей https://www.litres.ru/stiven-kovi/7-navykov-vysokoeffektivnyh-professionalov- =web_books_dsa_drr_site%20626856027%7C47897814&utm_content=8331626511&utm_term=Саратов_194&yclid=17728761325248053247.
27. Суханова К.Н. Гендерные проблемы эмоций/ К. Н. Суханов // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно- практической конференции. - СПб.- 2001. с. 257 – 258.
28. Тест «Социальный интеллект» Гилфорда // Psylab – Энциклопедия психодиагностики URL: http://psylab.info (дата обращения 06.03.2022).
29. Тренинг // Википедия [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 25.03.2016).
30. Ушаков Д.В., Ивановская А.Е. Практический интеллект и адаптация к среде у школьников/ Д.В. Ушаков // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН» - 2004. – с. 176.
31. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория/ Д.В. Ушаков. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. – с. 264.
32. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта/ Д. В. Ушаков // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2004. – с. 176.
33. Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / М.А. Холодная // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — с. 121–128.
34. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции: Нейропсихологическое исследование/ Е.Д. Хомская.- М.- 1998.- с. 48.
35. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Шабанов, А. Алешина. – М. : Манн, Иванов и Фербер.- 2014. – с. 429.
36. Шабанов С. Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях / С. Шабанов, А. Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер.- 2021. – с. 300.
37. Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/264/50264/files/49.pdf (дата обращения 25.02.2022).
38. Шапарь В. Б. Тренинг основных видов деятельности личности / В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 365.
39. Эмоциональный интеллект // Википедиям. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 24.02.2022)
40. Юркевич В.С. Проблематика эмоционального интеллекта/ В.С. Юркевич // Вестник практической психологии образования - 2005. - №3 (4). - с. 4 – 10.
41. Bolen J. Gods in Everyman/ J. Bolen. - S.F.: Harper&Row. - 1989.
42. Eysenck Н. J. Eysenck M. W. Personality and individual differences. A natural science approach/ Н. J. Eysenck, M. W. Eysenck. - N.Y. - London: Plenum Pr.- 1985.- p. 65
43. Galagher D., Sheentich R. Enсoding and decoding of nonverbal behavior through facial expression / D. Galagher, R. Sheentich // J. Res. Pers.- 1981.- v.15/- №2.- p. 241 – 252.
44. Goleman D. The Brain and Emotional Intelligence: New Insights/ D. Goleman. - 1st Digital Edition. - 2011. - p. 23.
45. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ Paperback – September 27, 2005.
46. Hall J. Nonverbal Sex Differences: Communication accuracy and expressive style/ J. Hall // Johns Hopkins University Press. Baltimor. - MD.- 1984. - p. 98.
47. Macoby E.E., Feldman S.S. Mother-attachment and stranger-reactions in the third year old life/ E.E. Macoby, S.S. Feldman // Monographs of the Society for Research in Child Development. -1972. - 37 (1).- Serial №146.- p. 45
48. Mayer D., Casey D. Cob Educational Policy on Emotional Intelligence: Does It Make Sense?/ D. Mayer , D. Casey // Educational Psychology Review. - Vol. 12, No.- 2.- 2000.- p. 82.
49. Thurstone L. L., Thurstone T. G. Factorial studies of intelligenсe/ L. L. Thurstone, T. G. Thurstone //Psychometric Monographs. - 1941.- № 2.- p. 145
50. World Economic Forum. [электронный ресурс] официальный интернет-портал всемирного экономического форума. Url: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf.