Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основой мировой тенденцией формирования современного типа устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «инновационной экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, эффективном использовании всех факторов производства.
Устойчивая тенденция повышения роли образования, знаний и инноваций выступает характерной чертой опережающего развития ряда стран. В таких странах новые знания, на основе которых создаются эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция и меняется организация управления производством, дают основную долю прироста производительности труда и ВВП.
При этом те страны, которые контролируют процесс создания новых технологий, будут контролировать и рынки, где реализуется продукция, созданная с применением этих технологий. Тема курсовой работы достаточно актуальна в настоящее время, потому что сегодня мы можем видеть тенденцию к развитию инновационной экономики, введением новых технологий производства товаров и услуг.
Целью курсовой работы является научно-исследовательская работа, направленная на углублённое изучение инновационной экономики и непосредственно инноваций, изучение которых может более подробно раскрыть выбранную тему.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и классификацию инноваций;
- изучить этапы инновационного процесса;
- рассмотреть особенности рынка инновационных продуктов, услуг;
- проанализировать влияние инноваций на уровень развития экономики;
- исследовать основные проблемы развития экономики России.
- дать приоритетные направления и перспективы инновационного развития экономики в России.
Объектом исследования данной курсовой работы является инновационная экономика, которая формируется уже на протяжении последних лет в Российской Федерации.
Предметом исследования являются инструменты, при помощи которых государство формирует и управляет инновационной экономикой.
Методологическая база исследования: в работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.
Информационная база исследования: научную основу работы составили статистические материалы, периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных авторов по вопросам развития инновационной экономики РФ.
1. Теоретические основы инновационной экономики
1.1 Понятие, сущность и классификация инноваций
Понятие «инновация» впервые встречается в научно-исследовательских трудах историков культуры уже в XIX веке. В них оно преимущественно употреблялось для определения заимствования каких-либо элементов из различных культур. Впоследствии уже в следующем столетии ученые стали изучать и саму суть закономерностей внедрения и развития технических нововведений [10, с. 30].
Термин «инновация» в экономическую науку был введен австрийским и американским экономистом, социологом, политологом и историком экономической мысли Йозефом Шумпетером. В своей работе «Теория экономического развития» (1912г.) автор рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов [27].
Й. Шумпетер разработал новый способ преодоления кризиса производственной системой, основанный не на увеличении объемов деятельности, сокращении издержек или неоправданном повышении цен на одну и ту же продукцию. По его мнению, внедрение нововведений способствует тому, что предприятия смогут применять усовершенствованные конкурентные приемы, которые существенное отличаются от уже существующих ценовых форм конкуренции.
Такой метод предполагал использование новой группы научно-технических факторов, мотивированных предпринимательским духом при пяти типичных изменениях:
– внедрение новых способов и методов производства и технологии;
– производство качественно новой продукции, не известной ранее потребителям и обладающей иными свойствами;
– поиск новых источников сырья, не существующих ранее или менее употребляемых;
– проведение полной реорганизации производственной структуры и материально-технического обеспечения предприятия;
– освоение новых рынков сбыта.
Один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века П. Друкер подразумевает под «инновацией» особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи, и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить [9, с. 50].
Американский экономист Б. Твисс понимает под инновацией процесс передачи научного или технического знания непосредственно в сферу нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности [20].
Венгерский экономист Б. Санто определял инновацию как общественноэкономический процесс, который путем практического использования идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам технологий, изделий. В случае если инновация ориентирована на получение экономического эффекта, важным критерием ее эффективности выступает прибыль [19, с. 32].
Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение: «инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Можно выделить следующие характерные черты инноваций:
– научно-техническая новизна,
– проявление творческой деятельности,
– достижение целевой эффективности,
– возможность коммерческой реализации.
На рисунке 1 представлены некоторые подходы к определению понятия «инновация».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Айдарханов М. Основы экономической теории. Учебник. М.: Фолиант. 2017. 432 с.
2. Арменский, А.Е. Инновационная экономика и роль в ней интеллектуальной собственности / А.Е. Арменский // Инновации – 2019. - № 11 (133). – С. 31-33.
3. Бейлина, Д.А. Инновационное развитие – основа модернизации экономики России. М., 2017.
4. Белоусов, В. Предпосылки инновационного развития // Экономист. – 2017. – № 10. – С. 52-56. 33
5. Голиченко, О. Г. Возможности и альтернативы инновационного развития России / О. Г. Голиченко // Инновации. – 2017. - № 5. С. 20-24.
6. Голиченко, О. Г. Риски реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г «Инновационная Россия – 2020» / О. Г. Голиченко, С. А. Самоволева // Инновации. – 2020. - №4. С. 71-80.
7. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я., Нуреев Р. М. Экономика общественного сектора (новая теория). Учебник. М.: Инфра-М, РИОР. 2016. 440 с.
8. Долженкова, О. В., Горшенина М. В., Ковалева А. М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 208-210.
9. Друкер, П. Бизнес и инновации – М.: «Вильямс». — ред. 2019г. — 352с.
10. Иванов, В. В. Инновационная политика России: варианты и перспективы / В. В. Иванов // Инновации. 2019. № 2. С. 30–35.
11. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – Спб.: Питер, 2015. – 1168с.
12. Кравец, А.В. Инновационная экономика России: проблемы и перспективы экономического роста // Креативная экономика. — 2016. — Том 10. —№1.—с.21-34.
13. Колычев А. М., Рассолов И. М. Правовое обеспечение экономики. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. 430 с.
14. Крохмаль, Л. А. Национальный контекст инновационной политики в России / Л. А. Крохмаль // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12 (ч.1). С. 158–161.
15. Казначевская Г. Б. Основы экономической теории. Учебное пособие. М.: Феникс. 2020. 384 с.
16. Онищенко, Е.Е. Бюджет-2016 и наука// Бытие науки 12.01.2016 №195 c.6.
17. Онищенко, Е.Е. Бюджет-2017 и наука // Бытие науки 17.01.2017 № 220 c.14.
18. Росвелл, Р. Изменение характера инновационного процесса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.begin.ru. – 01.05.2017.
19. Санто, Б. Инновация и глобальный интеллектуализм // Инновации. — 34 2016. — № 9. – С. 32.
20. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями/ пер. с англ. науч ред. К.Ф. Пузыня М.: Экономика, 1989.
21. Трубицына, Н.О. Понятие и виды инноваций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ekportal.ru. – 02.04.2017.
22. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2018.
23. Федотов В. А., Комарова О. В. Экономика. Учебник. М.: Инфра-М. 2017. 196 с.
24. Хайруллин, Р.А. Этапы инновационного процесса // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12-4. – С. 809-813.
25. Чайжунусова Г., Цой Д. Основы экономики. Учебник. М.: Фолиант. 2016. 208 с.
26. Шимко П. Д. Экономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. 462 с.
27. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
28. Щурина, С. В. Инновационная активность компаний стран — участниц ВТО: сравнительный анализ / С. В. Щурина // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 9. С. 15–23.
29. Эффективность экономики России: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru. – 01.05.2017.
30. Эскиндаров М. А., Шаркова А. В., Меркулина И. А. Экономика и финансы ТЭК. Учебник. М.: КноРус. 2019. 448 с.