Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации 5
1.1 Сущность, значение, классификация и роль государственного долга и государственных гарантий 5
1.2. Правовое регулирование государственного долга субъекта РФ 12
1.3. Система управления государственным долгом субъекта РФ 15
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации 19
2.1 Теоретико-правовые основы государственного долга Российской Федерации 19
2.2 Инструмент экономического регулирования 21
Заключение 33
Библиографический список 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсового исследования обусловлена формированием управления задолженностью в России в качестве самостоятельной отрасли российской экономики. Необходимость погашения ранее принятых на себя долговых обязательств является одним из основных факторов, определяющих не только интенсивность новых заимствований, но и экономическую политику хозяйствующего субъекта в целом.
Стратегия в области государственных займов, управление суверенными долгами для большинства стран и регионов является важной частью государственной финансовой политики. Состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, международного рейтинга государства, структуры потребления и международное сотрудничество, все это непосредственно зависит от её эффективности.
Эффективное управление государственным долгом формируется на установлении четких целей управления государственными гарантиями, соотнесении рисков и стоимости государственных заимствований, управлении и мониторинге рисками, связанными с объемом, структурой и графиком платежей по накопленному долгу, создании условий для обеспечения постоянного доступа субъекта к рынку заемного капитала.
Стоит отметить, что в настоящее время существует проблема неэффективности бюджетно-финансовой системы в России. Данная неэффективность часто упоминается в работах как отечественных, так и иностранных финансистов.
Неэффективность проявляется в неспособности органов власти всех уровней обеспечить страну, регион или город достаточным объемом именно собственных доходов. Ключевой проблемой в данном случае является то, что рост доходов бюджета существенно ниже, чем рост доходов, а также, уровень инфляции выше, чем рост доходов. Создание эффективных механизмов организации бюджетных процедур, как с точки зрения повышения качества управления и планирования доходов бюджетов, совершенствования системы их администрирования, так и справедливых ко всем уровням бюджетной системы нормативов распределения бюджетных средств, позволило бы сделать каждый уровень бюджетной системы более самостоятельным и, как следствие, более ответственным за использование средств бюджета.
Цель курсовой работы – изучить особенности долговой политики России в условиях глобального долгового кризиса.
В соответствии с поставленной целью в рамках работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
- изучить сущность, значение, классификация и роль государственного долга и государственных гарантий.
- рассмотреть правовое регулирование государственного долга субъекта РФ.
- описать систему управления государственным долгом субъекта РФ.
- изучить теоретико-правовые основы государственного долга Российской Федерации.
- изучить инструмент экономического регулирования.
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации
1.1 Сущность, значение, классификация и роль государственного долга и государственных гарантий
Основной объем денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В силу различных обстоятельств (дестабилизация финансового состояния народного хозяйства, снижение государственных доходов) государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов дополнительные средства. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.
Государственный кредит — это часть системы государственных финансов, существующая в двух формах внутренний и внешний.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Под государственным долгом понимают результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.
Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков и является не единственным методом финансирования государственных операций. Правительства могут также печатать деньги, чтобы монетизировать свои долги, тем самым устраняя необходимость выплачивать проценты, но эта практика просто снижает государственные расходы по процентам, а не отменяет по-настоящему государственный долг, и может привести к гиперинфляции, если используется без меры.
Классификация государственного долга[2]:
1) по объему расходов государственный долг подразделяется на капитальный и текущий:
1.1) текущий долг – это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году вместе с положенными к выплате в этот период процентами из всех выпущенных на данный момент займов.
1.2) капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть выплачены по займам.
2) по месту размещения государственный долг разделяют на внутренний и внешний:
2.1) внутренний долг – это долговые обязательства органов Правительства перед физическими и юридическими лицами (выражаемый в национальной валюте);
2.2) внешний долг – задолженность кредиторам: иностранным государствам, организациям, лицам (выражаемый в иностранной валюте). Также в мировой практике под внешним долгом понимается долг иностранным организациям, государствам и отдельным лицам за пределами данной страны, то есть критерием деления долга на внешний и внутренний является сфера (место) заимствования, а не валюта обязательств.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
3. Федеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Российская газета. – 2014. – № 278.
4. Федеральный закон от 14.12.2020 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» // Российская газета. – 2020. – № 285.
5. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Российская газета. – 2016. – № 292.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2019 № 320 «Об утверждении государственной программы РФ «Управление государствен ными финансами и регулирование финансовых рынков» // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 18. – Ст. 2166.
II. Научная литература:
7. Вершило Т.А. К вопросу об устойчивости бюджетной системы как основы финансовой безопасности государства / Т.А. Вершило // Финансовое право. – 2019. – № 8. – С. 14-18.
8. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / И.И. Кучеров // Журнал российского права. – 2017. – № 6. – С. 69-79.
9. Омелехина Н.В. Бюджетная система РФ в системе институтов финансовой безопасности государства / Н.В. Омелехина // Журнал российского права. – 2017. – № 7. – С. 81-93.
10. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость РФ. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / под ред. И.И. Кучерова. – М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. – 344 с.
11. Ходский Л.В. Государственное хозяйство и финансовая наука. Основные принципы и особенности государственного хозяйства, и классификация публичных доходов / Л.В. Ходский // Публично-правовые исследования. – 2019. – № 1. – С. 88-123.
12. Цареградская Ю.К. Правовое регулирование государственного долга в контексте долговой политики России на 2017-2019 годы / Ю.К. Цареградская // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 11. – С. 91-95.
13. Шохин С.О. Роль и место бюджета в системе государственного управления / С.О. Шохин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 1. – С. 45-47.
14. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2017-2019 [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант»
15. [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ [сайт]. – URL: http:// minfin.ru
16. [Электронный ресурс] // Президент РФ [сайт]. – URL: http://kremlin. ru/
17. [Электронный ресурс] // Счётная палата РФ [сайт]. – URL: http://w ww.ach.gov.ru