Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1 Понятие и виды расчетов с покупателями за реализованную продукцию 5
2 Цель, задачи и информационное обеспечение анализа расчетов с покупателями за реализованную продукцию 10
3 Методика проведения анализа расчетов с покупателями за реализованную продукцию 12
4 Пути снижения дебиторской задолженности 17
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
Фрагмент для ознакомления
2
Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции. Фактически, продажа товаров и услуг организации является основным источником дохода и, соответственно, прибыли экономического субъекта, поэтому какие-либо ошибки в расчетах с клиентами могут быть критическими, поскольку от этого напрямую зависит главный результат деятельности организации - ее прибыль.
Как показывает практика, далеко не все организации соблюдают правила расчетов. Как итог возникают такие ошибки, как отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление, отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление, неправильное оформление и предъявление претензий по договорам. Так же довольно часто встречаются ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре, нарушение срока хранения документации, регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной (неутвержденной) формы
Применение той или иной формы расчетов предусматривается в договоре между сторонами (поставщиком и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.
2 Цель, задачи и информационное обеспечение анализа расчетов с покупателями за реализованную продукцию
Целью анализа расчётных операций является характеристика системы расчетов с покупателями за реализованную продукцию.
Основными задачами анализа расчетных операций являются:
1. своевременной и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетных платежей организации;
2. контроль за правильными и своевременными расчетами с поставщиками, банками, налоговыми органами и другими контрагентами;
3. контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
4. своевременная сверка расчетов с контрагентами для исключения просроченной задолженности;
5. расчет и оценка показателей оборачиваемости задолженности с целью контроля своевременности погашения платежей по долгам.
Рис.3 - Система учета и анализа расчетных операций организации с контрагентами
Организация учета и анализа регулируется комплектом нормативно-правовых документов, позволяющих соблюдать принцип законности осуществления расчетных операций. Хозяйственные операции отражаются посредством составления первичных и сводных бухгалтерских документов, регистрирующих факт совершения расчетов с контрагентами. Обобщение информации о состоянии задолженности в результате совершения расчетов осуществляется в бухгалтерской и статистической отчетности.
В настоящее время используются различные виды и формы расчетов, которые влияют на организацию и ведение бухгалтерского учета и анализа состояния и эффективности осуществления расчетных операций.
Формы расчетов взаимосвязаны с видовой классификацией расчетных операций. Ряд авторов выделяют два вида расчетов: расчеты по товарным и нетоварным операциям.
К товарной группе относят расчеты за реализованные товарно- материальные ценности, оказанные услуги и выполненные работы.
К нетоварной группе относят операции по финансовым обязательствам, по расчетам с научно-исследовательскими и учебными заведениями, жилищно-коммунальными организациями по квартплате и пр. Безусловно, наибольший удельный вес в общей массе расчетов занимают расчеты по товарным операциям.
Расчеты с контрагентами, персоналом, фискальными органами лежат в основе классификации расчетных операций, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета и информационно-аналитической системой компьютерной обработки данных с использованием специализированных программных продуктов по бухгалтерскому учету, что позволяет расширить виды расчетов.
3 Методика проведения анализа расчетов с покупателями за реализованную продукцию
Анализ дебиторской задолженности предприятия может проводиться в несколько этапов. Количество этапов может определяться спецификой каждого предприятия, но в общем случае можно выделить следующие этапы:
Сбор информации об объекте анализа;
Аналитическая обработка полученных данных, расчет показателей, выявление их взаимосвязей;
Интерпретация результатов анализа, выявление резервов и подготовка выводов;
Выработка рекомендация по оптимизации соотношения дебиторской задолженности.
При проведении анализа задолженности покупателей и заказчиков перед предприятием осуществляется оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, определение чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности (суммы текущей дебиторской задолженности, уменьшенной на сумму резерва сомнительных долгов), а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов.
В проведении расширенного анализа и изучении динамики дебиторской задолженности помогут ряд относительных показателей:
1.Оборачиваемость дебиторской задолженности:
Оборачиваемость дебиторской задолженности =(Выручка от реализации)/(Средняя дебиторская задолженность)
Средняя дебиторская задолженность =(ОДЗ½ +ОДЗ2 + ОДЗn/2)/(n-1)
где ОДЗ№ – величина дебиторской задолженности на конец №-го месяца;
2.Период погашения дебиторской задолженности:
Период погашения дебиторской задолженности =360/(Оборачиваемость дебиторской задолженности)
3.Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов:
Доля дебиторской задолженности =(Дебиторская задолженность×100 %)/(Текущие активы)
4.Доля сомнительной дебиторской задолженности:
Доля сомнительной задолженности =(Сомнительная задолженность*100 %)/(Дебиторская задолженность)
5.Коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги:
〖КОА〗_дз=(〖ДЗ〗_в+〖ЧРС〗_дз+РДС)/ОА
где: КОАдз – коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;
ДЗв – сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;
ЧРСдз – сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД – сумма резерва сомнительных долгов;
ОА – общая сумма оборотных активов предприятия.
6.Коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (КВИдз):
〖КВИ〗_дз=(〖ДЗ〗_в+〖ЧРС〗_дз)/(〖ДЗ〗_в+〖ЧРС〗_дз+РДС)
7.Средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Расчет этого показателя производится по следующей формуле:
〖ПИ〗_дз=(〖ДЗ〗_в+〖ЧРС〗_дз)/О_о
где: Оо – сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
8. Эффект, полученный от инвестирования средств в дебиторскую
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Баркан Д.И. Управление продажами: Учебник. 2-е изд., испр./ Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб. 2008. – 388 с.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. К.: Ника-Центр. 2009. -512 с.
3. Коровина Л.Н., Кобякова С.Н. К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности // Социально-экономические явления и процессы, 2013. № 7(053). С. 78-79.
4. Новожилова И.А. Учет расчетов с покупателями и заказчиками, проблемы и пути их решения // Научный журнал «Апробация», №6 (45), 2016.
5. Поддубный К.А. Организация и методика экономического анализа дебиторской задолженности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2010: [Электронный ресурс] //ООО Научная электронная библиотека, г. Санкт-Петербург, URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-strakhovaniya-predprinimatelskikh-riskov-vrossii