Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения сущности контроля в организации обусловлена необходимостью использования зарубежных научно-технических достижений в целях повышения уровня качества в Российской Федерации, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения её конкурентоспособности и устранения технических барьеров в международной торговле
Эффективность контроля в организации как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах производственно-технических, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение на международном и региональном уровнях, в масштабах работ по стандартизации в странах с развитой рыночной экономикой.
Мировой и отечественный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда, исключительно средствами специального контроля, а также демонстрирует различные формы и методы решения этих проблем, которые, определяются состоянием и тенденциями развития экономики, условиями и факторами ее функционирования. Гармонизация отечественных стандартов с международными и региональными стандартами создает необходимые предпосылки для создания конкурентоспособной продукции, на основе актуализации действующего фонда государственных и межгосударственных стандартов.
Степень изученности и разработанности исследуемой проблемы представлена в трудах следующих авторов: Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин; Я. А. Вавилин; А. Г. Гузнов, Т. Э. Рождественская; А. Т. Зуб.
Несмотря на существенный опыт изучения контроля в организациях, есть ряд непроработанных аспектов, например, улучшение системы контроля на конкретных предприятиях. Вся вышеперечисленная информация и определила выбор темы данной курсовой работы.
Объект курсовой работы – процесс контроля на предприятии.
Предмет – проблемы в системе организации контроля в ООО Керамика.
Объект и предмет курсовой работы определили следующую цель – на основе проведенного анализа определить пути совершенствования организации контроля в ООО «Керамика».
В связи с поставленной целью, задачи заключаются в следующем:
- изучить понятие, сущность и виды контроля в организации;
- рассмотреть процессы реализации контроля в организации;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт реализации контроля в организации;
- дать краткую характеристику организации ООО «Керамика»;
- провести исследование процесса контроля ООО «Керамика»;
- определить пути совершенствования организации контроля в ООО «Керамика».
Основные методы исследования, которые были использованы в работе: метод анализа; классификация и синтез; сравнение и обобщение.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.
В первом разделе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты изучения контроля в организации. Во втором разделе – проведен анализ процесса контроля в ООО «Керамика». В третьем – определены пути совершенствования организации контроля в ООО «Керамика».
1. Теоретические аспекты изучения контроля в организации
1.1 Понятие, сущность и виды контроля в организации
Контроль представляет процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей. Контроль относится к управленческой деятельности, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации. По организационным формам (по субъектам проведения) контроль подразделяется на: государственный; ведомственный; вневедомственный; аудиторский; внутрихозяйственный.
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти, обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдение законности.
Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится министерствами, комитетами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль реализуется путем проведения ревизий и тематических проверок. Вневедомственный контроль осуществляется в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности Департаментом государственного финансового контроля МФ РФ в отношении различных предприятий и организаций (аудит также является формой вневедомственного контроля, одновременно являясь независимым контролем) [8, с.71].
Аудиторский контроль за деятельностью организаций проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований обеспечивает повышение эффективности, защищает интересы предприятия от хищения и бесхозяйственности. Ведется данный контроль на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами).
По времени проведения контроль подразделяется на:
- предварительный контроль (носит профилактический, упреждающий характер и проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, необходим на всех уровнях управления);
- текущий (оперативный) (осуществляется в процессе совершения различных хозяйственных операций, его целью является оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства);
- последующий (осуществляется после совершения хозяйственных операций, применяется и при проведении ревизии, а также и при организации аудиторской проверки).
По степени охвата контроль характеризуют как общий и выборочный. Общий – предполагает полное изучение производственно-хозяйственной деятельности. Выборочный заключается в проверке лишь части процесса.
По частоте проведения различают:
- систематический контроль (присущ для важных и наиболее ответственных объектов хозяйственной деятельности, проводится на постоянной основе);
- периодический (проводится периодически, например, статистическая отчетность);
- разовый контроль (подразумевает всестороннюю полную проверку хозяйственной деятельности, проводится специализированными органами) [12, с.46].
По уровню автоматизации существуют следующие типы контроля:
- неавтоматизированный (осуществляется без привлечения автоматических средств);
- не полностью автоматизированный (с частичным привлечением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т. п.);
- полностью автоматизированный (осуществляется в полностью автоматическом режиме, например, обнаружение и исправление ошибки компьютерной программой, работа антивирусных программ, самодиагностика программных средств и т. д.).
Современные условия хозяйствования характеризуются постоянным увеличением текущей экономической информации, как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. Внешний контроль осуществляется специально созданными для этого (или специализированными) государственными контрольными органами.
Внутренний контроль – важнейшая часть системы управления, позволяющая предупреждать, выявлять недостатки и нарушения, а также своевременно устранять их последствия. Объект внутреннего контроля организации – это управляемое звено системы управления организацией, которое воспринимает контрольное действие. Субъектом внутреннего контроля организации является работник организации, совершающий контрольные действия.
Потребность во внутреннем аудите возникла на средних и крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Кроме того, в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» (ред. от 30.12.2021 № 443-ФЗ) экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых хозяйственных операций [1]. А экономическому субъекту, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту – организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Обязательный контроль проводится:
- в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);
- по решению компетентных государственных органов (например, проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).
Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), а также посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации.
Система внутреннего контроля – совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности. Она включает организованные внутри организации и её силами надзор и проверку: соблюдения требований законодательства; точности и полноты документации бухучета; своевременности и подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; предотвращение ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранности имущества организации.
Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организацией. К процедурам контроля относятся [6, с.98]:
- определение подлинности и правильности оформления документов;
- проверка отражения первичных документов в учете;
- сопоставление документов;
- арифметическая проверка;
- анализ и оценка соответствия бухгалтерского учета и отчетности;
- проверка соответствия совершаемых операций действующему законодательству;
- контроль фактического наличия и состояния объектов и т. д.
Информация, своевременная и качественная обеспечивает достижение целей и эффективность внутреннего контроля. Организация внутреннего контроля (обязанности и полномочия) зависят от характера, особенностей
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021 № 443-ФЗ). – [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/– дата обращения 01.04.2022 г
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации системы менеджмента качества). – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200124394 – дата обращения 01.04.2022 г
3. ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания. – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200043280 – дата обращения 01.04.2022 г
4. ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200034321 – дата обращения 01.04.2022 г
5. ГОСТ Р 52496-2005. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Общие положения. – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200043281 – дата обращения 01.04.2022 г
II. Специальная литература:
6. Астахова, Н. И. Менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин ; под общей редакцией Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 422 с.
7. Вавилин, Я. А. Менеджмент безопасности продукции : учебное пособие для вузов / Я. А. Вавилин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 105 с.
8. Гузнов, А. Г. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А. Г. Гузнов, Т. Э. Рождественская. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 583 с.
9. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 375 с.
10. Инновационный менеджмент в управлении человеческими ресурсами : учебник для вузов / А. П. Панфилова [и др.] ; под общей редакцией А. П. Панфиловой, Л. С. Киселевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 313 с.
11. Менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / В. И. Кузнецов [и др.] ; под редакцией Л. С. Леонтьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 287 с.
12. Одинцов, А. А. Основы менеджмента : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Одинцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 212 с.
13. Погодина, Т. В. Финансовый менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Погодина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с.
14. Пушкарева, Г. В. Политический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Г. В. Пушкарева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 365 с.
15. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 333 с.
16. Теория менеджмента : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Я. Афанасьев [и др.] ; ответственный редактор В. Я. Афанасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 665 с.
17. Шарапова, Т. В. Основы менеджмента : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Шарапова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.
18. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 321 с.
19. Шляго, Н. Н. Контроллинг : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Шляго. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 277 с.
20. Шубаева, В. Г. Финансовый менеджмент транснациональной компании : учебник и практикум для вузов / В. Г. Шубаева, П. Д. Шимко ; под научной редакцией И. А. Максимцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 581 с.
III. Текущий архив:
21. Положение о кадрах ООО «Керамика»
22. Финансовая отчетность ООО «Керамика»
23. Техническая отчетность ООО «Керамика»
24. Отчет о выполнении планов ООО «Керамика»
IV. Источники удаленного доступа:
25. Официальный сайт ООО «Керамика». – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://santek.ru/ – дата обращения 01.04.2022 г
26. Серия стандартов ISO 9001. – [электронный ресурс] – Режим доступа: https://1c.ru/uk-part/uk/qual/sk_iso – дата обращения 01.04.2022 г.