Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Инновация в области физической культуры – это внесённое нововведение, которое обеспечивает качественный рост эффективности процессов, которые востребованы в области физической культуры и спорта.
Актуальность. Основа повышения эффективности обязательного физического развития детей заключается в использовании различных инновационных технологий, которые позволяют сделать свободный выбор занимающимися физической активностью, её виды, формы, показатели нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении определенных образовательных стандартов. Научно-технологическая суть инноваций в физическом воспитании заключается в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на усвоении занимающимися интеллектуальных, нравственных, поведенческих, мобилизационных, двигательных, коммуникативных, здоровье-сберегающих и здоровье-формирующих ценностей физической культуры опираясь на различные научные открытия, достижения и инновации мировой культуры спортивной подготовки.
Занятия физическими упражнениями несут в себе большое воспитательное значение – они способствуют развитию настойчивости, укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности в достижении поставленной цели.
Цель работы заключается в характеристике процесса использования инновационных технологий в процессе преподавания физической культуры как средство повышения уровня мотивации к занятиям физическими упражнениями.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по выбранной теме;
2. Анализ исследований по использованию инновационных технологий в учебном процессе по физической культуре;
3. Обоснование инновационного направления в системе физической культуры.
Объект: Процесс физического воспитания в образовательном учреждении;
Предмет исследования: Инновационные технологии в процессе физического воспитания.
Методы исследования:
1. Анализ;
2. Изучение;
3. Синтез.
Степень освещения в литературе: Иванченко В. Н. «Инновации в образовании» (2011 г.); Четкое М.Г. «Интеграция наук» (2008); Бабанский Ю. К. «Проблемы повышения эффективности педагогических исследований» (2002 г.); В. И. Ляха «Методика физического воспитания учащихся» (2007 г.).
Практическая значимость: применение методических рекомендаций по внедрению инновационных технологий в учебный процесс по физической культуре учителями данного направления.
Теоретическая значимость: Расширение представления об инновационных технологиях в системе преподавания физической культуры.
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1. Сущность и понятия «инновация», «инновационные технологии»
В наше время стали часто использовать термин «инновация» (наряду с такими, как «новшество» и «нововведение»). Насколько похожи понятия «нововведение», «новшество» и «инновация»? Для того чтобы разобрать этот вопрос, необходимо иметь в виду, что термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (in– в и novus– новый), таким образом, по содержанию термины «инновация» и «нововведения» могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан с понятием «новшество», и нередко эти термины используются как синонимы. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новый педагогический подход, использование новых технологий и т.д.) и как процесса его осуществления [14].
Если взять инновации как материальный продукт, то они будут сравниваются с новшествами (новыми процессами, методами и т. д.), а как процесс они рассматриваются как изменения, которые направлены на освоение, разработку, использование и распространение новшеств. Второе значение новшества означает результат процесса инновации, которые развивается во времени и имеет четко выраженные стадии и этапы. Стадии инноваций, в видах деятельности, ничем не отличаются от известных этапов процесса «наука – производство – потребление», причем их трактовка как фаз (возникновение, адаптация, реализация и т. п.) инноваций не меняет сущности дела. Процесс инновации – это другая формулировка процесса «наука – производство – потребление».
Что касается сути инновации, то здесь имеются разные точки зрения отечественных и зарубежных ученых. Но в какой бы форме, ни выражалась суть инновации, общими чертами этого понятия является изменение (частичное или кардинальное), новизна и применимость [5].
Инновация, как процесс, сложна и противоречива, а её результаты – новшества – различны.
Для эффективного управления инновационным механизмом нужна классификация инноваций. Инновации могут быть классифицированы по разным признакам. В зависимости от того, какие критерии используют, инновации различают:
― Виды работ – научные, опытно-экспериментальные инновации в педагогическом процессе;
― Конкретные результаты процесса инновации – изобретения, стандарты, новые методы организации воспитания и обучения;
― Степень новизны;
― Предметное содержание – информационные, управленческие, организационные инновации в области физической культуры;
― Вид эффекта – научно-технические, информационные, образовательные инновации;
― Охват основных сфер деятельности;
В практике управления инновационным процессом учитываются наиболее важные критерии, которые отражают суть инноваций и вытекают из определения понятия «инновация». К таким критериям относят степень новизны и предметное содержание. Среди инноваций, которые выделяются по предметному содержанию, наиболее важными являются технологические.
Инновация характеризуется родственными терминами: инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационный потенциал и потенциал инновации. Инновационный процесс рассматривается как процесс прохождения инновацией цикла «исследование – производство – потребление». Инновационная деятельность является видами работ, которые создают виды новшеств, в состав которых входят исследования поисково-прикладного характера, проектно-конструкторские и технологические разработки, опытно-экспериментальные работы [34].
Инновационный потенциал является готовностью и восприимчивостью общества, отрасли, региона (республики), научно-производственного комплекса, при этом учитывая научно-технические, производственные, трудовые, материально-ресурсные и иные возможности.
Понятие «потенциал инновации» обычно используется при оценке научно-технической значимости инновации, ее масштабности. Исходя из этого, потенциал инновации можно объяснить, как ожидаемый уровень научно-технической эффективности её реализации, а также возможности её модернизации и широкого распространения. Инновационный потенциал и потенциал инновации могут быть оценены лишь на основе анализа конкретных объектов (например, региона, учебной организации) и отдельных новшеств [12].
Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:
― ИКТ или ММ – технологии,
― ТРИЗ,
― интерактивные технологии,
― проектная технология, метод проектов
― исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,
― АМО и технология модерации,
― здоровьесберегающие технологии, и т.д.
Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения [20].
В чем собственно их новизна или инновационность?
Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Теория ощущений / Б.Г. Ананьев. - Л.: Издательство ЛГУ, 1991. – 201 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт. 1990 г. – 235с.
3. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. - М., 2002.
4. Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А. А. Грузберга Екатеринбург ЛИТУР. 2000.
5. Богатова, И.Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях): дис. ... канд. пед. наук / И.Б. Богатова. - Тольятти: ТГУ, 2004. -205 с.
6. Волков, Ю.Г. Социология / Ю. Г. Волков. - М., 2001. С. 165–166.
7. Джуринский, А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманитарное издание центр «ВЛАДОС», 1999. - 432 с.
8. Дмитриев, А.А. «Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания». - Красноярск, 2006 - 151 с.
9. Зайцев, И. А. «Коррекционная педагогика: учебное пособие для пед. специальностей вузов» / И. А. Зайцев, В. С. Кукшин, Г. Г. Ларин. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. - 304 стр.
10. Иванченко, В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. —341 с. —(Сердце отдаю детям).
11. Казаков, С. В. «Спортивные игры. Энциклопедический справочник» / С. В. Казаков. – М., 2004. – 107 с.
12. Кленикова, В.А. Интегрированная система обучения как средство подготовки студентов к исследовательской деятельности: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Кленикова. - М.: МГИУ, 2003. -150 с.
13. Коменский, А.Я. Избранные сочинения / А.Я. Коменский. - М.: Учпедиздат, 1955. -287 с.
14. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы / В. С. Лазарев // Сельская школа. —2003. —№ 1. —144 с.
15. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - Киев, 1999. – 205 с.
16. Методика физического воспитания учащихся 10 - 11 классов / Под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2007. - 125 с.
17. Назаренко, Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры, 2001, № 6. – С. 53 – 56.
18. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. - М., 2000. С. 6.
19. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 2000. – 132 с.
20. Панфилов, О.П. Адаптационно-оздоровительный комплекс для младших школьников «Здравствуй Солнце!» / О. п. Панфилов, В. Н. Давиденко // Исторические, педагогические и медико-педагогические аспекты физической культуры и спорта: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции; Забайкал. гос. гум. - пед. Ун-т. – Чита 2007. – С. 175-177.
21. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. С. 39–40.
22. Пидкасистый, П.И. Психолого педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. - М., 1999. С. 275–276.
23. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Вастьевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с.
24. Састамойнен, Т.В. Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации / Т. В. Састамойнен - СПб., 2004.
25. Серова, Н. Б. «Повышение резерва здоровья учащихся младших классов средствами физической культуры» / Н. Б. Серова. - Екатеринбург, УПИ. - 2000 – 214 с.
26. Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры / В. Ф. Сидоренко // Социально психологические проблемы образования. М., 1992. С. 86.
27. Стрижевская, Е.М. Интегрированная система обучения в техническом вузе как основа повышения качества подготовки специалистов: дис. ... канд. пед. наук / Е.М. Стрижевская. - М.: ИОО, 2002. -137с.
28. Суслов, Ф. П. «Современная система спортивной подготовки» / Ф.П. Суслов, В.Л. Сыч, В.Н. Шустин. – М.:СААМ,1995 – 448с.
29. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В. В. Жариков, И. А. Жариков, В. Г. Однолько, А. И. Евсейчев. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. –180 с.
30. Фурманов, А. Г. «Оздоровительная физическая культура: Учебник для студентов вузов» / А. Г. Фурманов. – М., 2003 – 125 с.
31. Холодов, Ж. К. «Теория и методика физического воспитания и спорта Часть I» / Ж. К. Холодов, С. В. Кузнецов. – М., 1989 – 369 с.
32. Чайцев, В.Г., Пронина Ч.В. “Новые технологии ФВ школьников” Практическое пособие / В. Г. Чайцев, Ч. В. Пронина. - М., 2007.
33. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Н.Г. Чернышевский. -М.: Педагогика, 2003. - 336 с.
34. Шапкова, Л. В. «Частные методики адаптивной физической культуры: учебник для вузов по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»: учебник для средне – специальных учебных заведений по специальности «Адаптивная физическая культура» / Л. В. Шапкова. – М.: «Советский спорт» - 2007 - 608 стр.