Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что за последние несколько лет, наблюдаются рост заболеваемости пневмонией у детей.
От данного заболевания относительно высокой остается смертность. Серьезными проблемами в реальной практике считаются процесс ранней диагностики и рациональной терапии пневмонии у детей.
Пневмония, ввиду ее достаточно высокой частоты, полиэтиологичности и тяжести течения, представляется центральной проблемой педиатрии и инфекционной патологии. Несмотря на достигнутые успехи, смертность от пневмонии в Российской Федерации в среднем составляет 13 на 100 тыс. населения. Наивысшая смертность отмечается в первые четыре года жизни детей, наименьшая регистрируется в возрасте 10-14 лет.
В мировой научной литературе, за последние 5 лет было представлено и проведено огромное количество эпидемиологических и клинических исследований, которые касаются пневмонии. В отечественной литературе, к сожалению, подобной проблеме уделяется недостаточное количество внимания. Министерством здравоохранения Российской Федерации, в 2013 году были предприняты новые стандарты медицинской помощи при пневмонии и «Порядок оказания медицинской помощи при пневмонии» и «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «пульмонология».
В Национальный календарь профилактических прививок России, с 2014 года включена вакцинация против пневмококковой инфекции. Исходя из всего выше сказанного, назрела необходимость пересмотра ряда позиций, относительно внебольничной пневмонии у детей, а также создание нового экспертного документа, который отражает современные клинические рекомендации.
В настоящее время доказательная база в отношении методов лечения в педиатрии – явно недостаточна, что связано с деонтологическими и этическими проблемами. Также необходимо учитывать, что эффективность этиотропной терапии пневмонии принципиально зависит от чувствительности возбудителей к антибактериальным препаратам, которая имеет значительные региональные особенности и подвержена существенным изменениям.
Объект исследования – сестринский процесс.
Предмет исследования – сестринский процесс при пневмонии у детей.
Цель курсовой работы – рассмотреть сестринский процесс при пневмонии у детей.
Задачи:
- определить понятия, этиологию пневмонии.
- исследовать классификацию острой пневмонии.
- выявить клинические проявления пневмонии.
- определить диагностику и лечение.
- проанализировать сестринский уход за детьми с пневмонией.
- исследовать профилактику пневмонии, диспансерный учет.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения пневмонии у детей
1.1 Определение, этиология пневмонии
Пневмония, или воспаление лёгких (Pneumonia) — вариант острой респираторной инфекции, поражающей лёгочную ткань. Лёгкие состоят из небольших мешотчатых образований (альвеол), которые в ходе акта дыхания здорового человека должны наполняться воздухом. При пневмонии альвеолы заполнены жидкостью (экссудатом) и гноем, которые ухудшают газообмен.[1]
Внебольничная пневмония — это острое инфекционное заболевание, особенно часто встречающееся среди жителей городов. По статистике, предоставленной разными авторами, в России пневмонией ежегодно заболевает около 1 500 000 человек. В структуре смертности на долю пневмоний в России в 2020 году приходилось до 60% (в группе болезней органов дыхания), в 2021 году смертность от этого заболевания достигла 21 на каждые 100 тысяч жителей.[2]
В возникновении внебольничной пневмонии ведущая роль принадлежит пневмококку, гемофильной палочке и атипичным возбудителям (микоплазме, хламидиям, легионеллам). Роль вирусных пневмоний возрастает в период эпидемий гриппа.
В возникновении внутрибольничной пневмонии велика роль грамотрицательной флоры, прежде всего, синегнойной палочки, клебсиеллы, кишечной палочки.
Возбудители аспирационных пневмоний: анаэробные бактерии, золотистый стафилококк, кишечная палочка, клебсиелла, протей. Возбудителями пневмоний, развивающихся на фоне иммунодефицита, чаще всего, является условно - патогенная флора, пневмоцисты, грибки, микобактерии, клебсиелла.
Этиологию пневмонии более чем в 50% случаев вообще не удается установить.
Этиология пневмонии в существенной степени зависит от условий её возникновения (домашняя, госпитальная и т.д.), а также от возраста ребёнка.
Перечень возможных возбудителей внебольничной пневмонии включает более сотни микроорганизмов (вирусы, грибы, простейшие, но главным образом — бактерии). Однако чаще всего заболевание ассоциировано с относительно небольшим кругом микробных агентов,
1.2 Классификация острой пневмонии
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) в разделе «Х. Болезни органов дыхания» выделяют следующие виды пневмонии:
-неклассифицированную вирусную пневмонию (аденовирусную и другие);
-пневмококковую пневмонию (S. pneumoniae);
-пневмонию, вызванную гемофильной палочкой (H. influenzae);
-неклассифицированную бактериальную пневмонию, возникшую по причине воздействия клебсиеллы (Klebsiella pneumoniae), стафилококка (Staphylococcus spp), стрептококка группы В и других срептококков, кишечной палочки (Escherichia coli), других аэробных грамотрицательных бактерий и миклопазмы (Mycoplasma pneumoniae). Также к этой группе относятся другие бактериальные пневмонии и пневмонии неуточненной этиологии.
-пневмонию, возникшую по причине воздействия других инфекционных возбудителей: хламидий (Chlamydia spp), а также иных установленных возбудителей инфекций.
Данная классификация построена по этиологическому принципу, то есть основывается на виде возбудителя, послужившего причиной воспаления лёгких.[5]
1. По морфологии:
- сегментарная (границы непосредственно повторяют анатомические границы одного сегмента);
- очаговая (один или несколько очагов пневмонической инфильтрации, размеры которого составляют 1–2 см);
- полисегментарная (границы инфильтрации повторяют анатомические границы нескольких сегментов);
- интерстициальная (имеются выраженные, а порой и преобладающие изменения в интерстиции легких);
- долевая (лобарная) – инфильтрация охватывает долю легкого (вариант течения долевой пневмонии – крупозная пневмония). [15]
2. По этиологии:
- вирусная;
- бактериальная;
- грибковая.
3. По тяжести:
- легкая;
- средней тяжести;
- тяжелая.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеев С. Н., Осложнения пневмонии. Под редакцией А.Г. Чучалина, И. А. Синопальникова.- М.: Гэотар-Медиа, 2018. – 237 с.
2. Агеева Т. С. Нетяжелые внебольничные пневмонии: клинико-функциональная характеристика и оптимизация диагностики.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2017. – 215 с.
3. Быстрицкая, Е.В. Анализ заболеваемости пневмониями взрослого и детского населения Российской Федерации : учебное пособие / Е.В. Быстрицкая. – Москва: Пульмонология, 2017. – 178 с.
4. Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. Основы сестринского дела: Учебное пособие /. – М.: Гэотар- Медиа, 2017. – 209 с.
5. Венцела Р.П. Медицина, Внутрибольничные инфекции.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2018. – 305 с.
6. Гавалов, С.М. Хронические неспецифические пневмонии у детей : учебник / С.М. Гавалов. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 380 с.
7. Галкина Е. В. Пневмонии у детей: причины развития и современные возможности профилактики.- М.:АНМИ, 2018. – 156 с.
8. Ежлова, Е.Б. Внебольничные пневмонии: классификация, патогенез, этиология, эпидемиология, лабораторная диагностика на современном этапе. Аналитический обзор : учебник / Е.Б. Ежлова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 65 с.
9. Зубков М.Н., Фурлетова Н.М. Микробиологическая диагностика пневмоний. – М.:Агар, 2017. – 230 с.
10. Игнатова, Г.Л. Диагностика и лечение внебольничной пневмонии. Практические рекомендации: учебное пособие / Г.Л. Игнатова. – Москва: Медицина, 2015. – 1810 с.
11. Клинические рекомендации: внебольничная пневмония (проект). Российское респираторное общество; Межрегиональная ассоциация по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии: учебное пособие. – Москва: Медицина, 2018. – 88 с.
12. Коган, М. Б. Острые пневмонии у детей: учебник / М.Б. Коган. – Москва: Медицина, 2015. - 144 c.
13. Методические рекомендации «Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей». Версия 2 от 03.07.2020 г. (утв. Минздравом России). – 74 с.
14. Самсыгина Г.А., Кафедра детских болезней № 1 педиатрического факультета с курсом кардиологии и ревматологии ФУВ, РГМУ Пневмония у детей. Научно-практическая программа, 2018. – 120 с.
15. Самсыгина, Г.А. Пневмонии у детей: учебник / Г.А. Самсыгина. – Москва: Медицина, 2018. – 176 с.
16. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22.05.2020 №15 (ред. от 13.11.2020 №35).
17. Синопальников И. А., А.А Зайцев, Пневмония.- М.: Гэотар-Медиа, 2018. – 198 с.
18. Фомин, А.В. Атипичная пневмония: учебник / А.В. Фомин. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 336 с.
19. Чучалин А. Г. Внебольничная пневмония у детей: распространенность, диагностика, лечение и профилактика Научно-практическая программа.- М.:, Гэотар-Медиа, 2017.- 234 с.