Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время наблюдается переосмысление сути управления социально-экономическим развитием. Немаловажный фактор текущая экономически-сложная обстановка, а также санкции, которые влияют на все секторы и службы нашей страны.
При установлении стратегических целей развития государства в целом и конкретных территорий приходит осознание потребности ориентироваться на нужды человека, его интересы и мнения. Вследствие чего повышается значение органов местного самоуправления в ходе социально-экономического развития. Необходимо их активное участие в управлении данным процессом как равноправный партнер с органами государственной власти.
Реальное осуществление новых подходов к управлению на местном уровне затрудняется рядом факторов. Во многих муниципальных образованиях не в полной мере применяется организационно-управленческий потенциал, имеются существенные резервы увеличения эффективности управления местным развитием.
Ряд муниципальных образований не используют технологии стратегического планирования.
В ситуации значительного роста количества муниципальных образований, уменьшения местных налогов и сборов и снижения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного применения собственного потенциала развития является весьма актуальной.
Социально-экономическое развитие муниципального образования представляет собой управляемый процесс качественной трансформации социальной и экономической областей, не ухудшающим состояние окружающей среды, а также вызывающим улучшение качества жизни населения конкретного муниципального образования.
В качестве основного показателя и ключевой цели социально-экономического развития понимается улучшение качества жизни всех слоев населения.
Для решения указанных проблем и оптимизации системы и процесса управления местным развитием требуется комплексная диагностика ключевых направлений и последствий управленческой деятельности, что определяет актуальность создания инструментария оценки качества и эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Проблемы развития муниципальных образований относительно недавно стали объектом внимания со стороны отдельных личностей и регионов страны.
Целью данной работы является осуществление оценки социально- экономического развития муниципального образования на примере муниципального образования Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для это необходимо поставить задачи:
- определить сущность и полномочия местного самоуправления согласно российскому законодательству;
- изучить понятие и содержание экономической основы местного самоуправления;
- рассмотреть понятие и цели социально – экономической политики местного самоуправления;
- представить особенности управления Шурышкарского района;
- оценить современное состояние социально – экономического развития Шурышкарского района;
- рассмотреть и представить совершенствование основ управления муниципального образования «Шурышкарский район».
Предметом работы выступает стратегия социально-экономического развития муниципального образования как инструмент повышения качества жизни населения на примере муниципального образования Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Глава 1 Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования
1.1 Сущность и полномочия местного самоуправления согласно
российскому законодательству
В России понятие «муниципальное образование» было введено впервые Гражданским кодексом РФ [1]. В статье 124 ГК РФ [1] муниципальные образования понимаются как субъекты гражданского права. Также законодатель обозначил территории, на которых могут быть сформированы муниципальные образования. К ним причислены городские, сельские поселения и пр.
Законом установлено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регламентируемых гражданским законодательством, на тождественных правах с физическими и юридическими лицами. К ним употребляют нормы, устанавливающие участие юридических лиц в отношениях, регламентируемых гражданским законодательством.
Что подразумевает то, что муниципальное образование обладает статусом юридического лица.
Российское законодательство до сих пор пока еще не установило признаки публичного юридического лица, к которым относится муниципальное образование как территориальная организация.
В статье 125 ГК РФ [1] устанавливается, что от имени муниципальных образований своими действиями могут покупать и реализовывать имущественные права и обязанности органы местного самоуправления.
В то же время, этим все и ограничено. Ни муниципальные образования, ни органы местного самоуправления не входят в гл. 4 части первой ГК РФ [1], которая именуется «Юридические лица».
Очевидна явная неопределенность касательно муниципальных образований и их органов в Гражданском кодексе РФ [1]. Несмотря на то, что они равные участники гражданских правоотношений, они не названы юридическими лицами, а лишь приравнены к ним.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] также не именует муниципальное образование юридическим лицом и не формулирует непосредственно признаков публичного юридического лица. Однако в целом подобные признаки в данном Законе [5] присутствуют.
Юридическим лицом понимается муниципальное образование, которое имеет муниципальную собственность, местный бюджет, органы местного самоуправления, может получать и осуществлять посредством органов местного самоуправления: имущественные права, отвечать по своим обязательствам собственным имуществом, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Разумеется, что основная часть действий осуществляется посредством органов местного самоуправления, т.е. посредством сформированного аппарата. [8]
Понятие местного самоуправления сравнительно недавно появилось в современной российской политической терминологии. Первый раз фраза «местное самоуправление» как официальный юридический термин применялась в Законе от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
В простом изложении под местным самоуправлением обычно понимается система решения вопросов обеспечения ежедневных потребностей граждан.
Местное самоуправление выступает ключевым компонентом демократического государственного устройства.
Полномочия местного самоуправления - это установленные законом права по решению вопросов местного значения, реализуемые населением либо непосредственно, либо через образуемые им органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Полномочия местного самоуправления реализуются в интересах местного населения и включают следующие виды правомочий [6].
1. В области организации местного самоуправления:
- оформление устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, публикация муниципальных правовых актов;
- становление официальных символов муниципального образования;
- учреждение муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
- учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
- организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы.[8]
2. В экономической сфере:
- осуществление международных и внешнеэкономических связей;
- по управлению муниципальной собственностью;
- по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
- регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам для потребителей и др.
3. В сфере развития инфраструктуры:
- разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- в сфере водоснабжения и водоотведения, по организации теплоснабжения и др.
Помимо установленных законом собственных полномочий, органы местного самоуправления реализуют отдельные полномочия, делегированные федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (с обеспечением финансовых основ реализации указанных полномочий).[8]
1.2 Понятие и содержание экономической основы местного
Самоуправления
Экономическая основа местного самоуправления выступает одним из ключевых фундаментальных компонентов местного самоуправления. Необходимо отметить, экономическая основа непосредственно сопряжена с численностью населения и территориальным базисом местного самоуправления. Существование данных трех компонентов в их тесной диалектической связи выступает ключевым условием, обеспечивающим действительную гарантию зарождения и развития местного самоуправления.
Вопрос о зарождении и развитии экономического базиса местного самоуправления в России имеет свою историю [7].
Крайне важным выступает этап формирования местного самоуправления, который можно датировать концом 80-х - началом 90-х годов 20 века. Он непосредственно связан с экономическими и политическими перипетиями, осуществлявшимися в нашей стране и обществе.
Согласно ст. 23 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» муниципальная (коммунальная) собственность была свойственна лишь районам, городам и формирующим их административно-территориальным образованиям. Область и край совсем не рассматривались как субъекты муниципального имущества. Что касалось города и района, то законодатель причислял к ним такие разновидности собственности, как активы органов власти и местного самоуправления, ресурсы местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры и пр.
Следующий этап формирования экономической основы местного самоуправления был менее успешным.
Ничего значимого не предложили Законы РСФСР «О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О местном самоуправлении в РСФСР».
Данные законодательные акты России были еще менее действенными, чем Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Практически они перечеркнули нормы о повышении финансовой основы местных бюджетов первичного уровня, ухудшив их положение сравнительно с тем, что было установлено Законом СССР.
Нахождение способов разработки понятия об экономической базе местного самоуправления на указанном не был окончен.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» зафиксировал состав экономической базы без каких-либо значительных новаций.
Последствием этого стало то, что местное самоуправление не получило необходимой власти и до 2006 г. не действовало касательно осуществления компетенции, несмотря на то что в 2003 г. был принят еще один Закон и внесены в него дополнения в 2014 г. Законом № 136-ФЗ.
Понятие экономического базиса местного самоуправления необходимо определять через комплекс общественных отношений, формирующихся в местном самоуправлении.
Местное самоуправление как публичная власть характеризуется своими признаками, в том числе и экономической ориентированности. По природе своей данные признаки являются группой общественных отношений. Не выступают исключением и признаки экономической ориентированности. Они формируют группу экономических отношений.
Местная публичная власть осуществляется посредством комбинации административных и экономических способов управления. Соответственно, ей свойственны управленческие отношения административного и экономического характера. При этом экономическим отношениям отведена основная роль.
То есть экономический базис местного самоуправления является комплексом регулируемых нормами права отношений, существующих вследствие деятельности граждан, проживающих в границах муниципального образования, и органов местного самоуправления по созданию, управлению, владению, применению и распоряжению муниципальной собственностью, проведению налоговой и финансовой политики для реализации задач местного значения.
Вообще всякая форма собственности есть общественное отношение, которому свойственны материальный субстрат и волевое представление, это отношение субъекта к вещи. Соответственно, муниципальная собственность и местные финансы, выступая компонентами экономической основы, представляют собой комплекс общественных отношений. Из этого следует, что и экономический базис, формируемый этими компонентами, представляет собой комплекс общественных отношений. [8]
Согласно ст. 49 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» «экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Система Гарант.
2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14 марта 2022 г) [Электронный ресурс] // Система Гарант.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс] // Система Гарант.
4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // Система Гарант.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Система Гарант.
6. Благов Ю.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы конституционности // Конституционное и муниципальное право, 2016, № 12.
7. Социально-экономические процессы и явления устойчивого развития территорий России в условиях глобальных изменений: коллективная монография / под общ. ред. Н.Н. Нестеровой. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015.
8. Макроэкономическое планирование и прогнозирование [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / А. Н. Семин [и др.]. - Москва : КноРус, 2016. - 308 с. 1экз.
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ямало-Ненецкий_автономный_округ [Электронный ресурс]
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шурышкарский_район [Электронный ресурс]
11. https://admmuji.yanao.ru/about/structure/ [Электронный ресурс]
12. Устав муниципального образования Шурышкарский район.
13. Решение от 21 декабря 2018 года № 383 «О стратегии социально-экономического развития муниципального образования Шурышкарский район до 2030 года».
Дополнительная литература
1. Тавасиева, З. Р. Управление социально-экономичеcкими системами [Электронный ресурс] : Учебное пособие для вузов / под общ. ред. Тавасиевой З.Р., Тогузовой И.З., Гуриевой Л.К. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 137 с. https://www.biblio-online.ru/bcode/447409
2. Садовникова, Н. А. Анализ временных рядов и прогнозирование [Текст] : учебник для студентов вузов по направлению подготовки "Экономика" / Н. А. Садовникова, Р. А. Шмойлова. - Москва : Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2016. - 151 с. (5 экз.)
3. Логинова, Н. А. Экономическая синергетика [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» по магисторской программе «Менеджмент мультимодальных перевозок» / Н. А. Логинова. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 128 с. https://new.znanium.com/catalog/product/263025
Нормативные правовые акты
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016). – Режим доступа: consultant.ru
2. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 (вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"). – Режим доступа: consultant.ru
3. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти [Электронный ресурс]: Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 N 26Р-АУ. – Режим доступа: consultant.ru
4. О Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития России от 05.06.2013 N 304 (ред. от 28.11.2013). – Режим доступа: consultant.ru
5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54870-2011 "Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов" [Электронный ресурс]: Приказ Росстандарта от 22.12.2011 N 1583-ст. – Режим доступа: consultant.ru
6. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54869-2011 "Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом" [Электронный ресурс]: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1583-ст. – Режим доступа: consultant.ru
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru
2. Информационный портал об Оценке Регулирующего Воздействия http://orv.gov.ru
3. Информационные каналы Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного и Высшего Арбитражного Суда России: http://www.akdi.ru
4. Официальный сервер органов государственной власти РФ: http://www.gov.ru
5. Президент РФ: http://www.kremlin.ru/events
6. Государственная Дума ФС РФ: www.duma.ru
7. Совет Федерации ФС РФ: http://council.gov.ru
8. Конституционный Суд РФ: http://ks.rfnet.ru
9. Высший Арбитражный Суд РФ: http://www.arbitr.ru
10. Правовая система ГАРАНТ: http://www.garant.ru
11. Электронная библиотека журналов: http://elibrary.ru
12. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ: http://www.vestnik-vas.ru
13. Журнал “Государство и право”: http://www.igpan.ru/rus/magazine
14. Журнал “Известия вузов. Правоведение”: http://www.pravoved.jurfak.spb.ru
15. Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru
16. http://pravo.ru/
17. Проект "Econline". Институциональная экономика: обучающий курс
18. http://econline.edu.ru
19. http://corruption.rsuh.ru/magazine/6/n6-03.html
20. http://xn--80ahccvvactsc1ibf.xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/ - Открытые данные госорганов на сайте «Открытое правительство»
21. http://www.supcourt.ru/ - официальный сайт Верховного Суда РФ
22. http://genproc.gov.ru/ - сайт Генеральной прокуратуры РФ