Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В настоящее время присутствует понимание, что конкурентоспособное положение развитой страны связано с высоким уровнем жизни. Соответственно, системам, обеспечивающим жизнедеятельность общества, в политическом направлении отведена первостепенная значимость.
Достаточно долгое время продолжительность жизни человека была небольшой, в связи с чем в социуме преобладали категории относительно молодого населения. В обществе существовал высокий процент сельского населения, практически не использовавшего спрос на услуги из внебюджетных фондов. Сегодня на фоне высоких тенденций к старению общества и роста процента пожилого населения в структуре общества ситуация существенно изменилась. Задачи о том, как справляться с постоянно повышающейся социальной нагрузкой в настоящее время и в будущем, находятся на первых местах во всех развитых странах.
Эти задачи стоят и перед Россией, которая переживает столкновение со сложностями в системном реформировании отраслей, которые связанны с социальным развитием. Независимо от того, что задачи социального развития имеют ведущее положение в политической системе России, в государстве не сформировано общего конструктивного взгляда на суть, критерии и методы реализации социальной политики.
Данные тенденции призывают к поиску методологических, теоретических и методических баз для разработки длительных ориентиров, целей, задач, способов, форм и механизмов реализации политики по направлению к внебюджетным фондам. Именно на этой основе можно частично откорректировать существующие недочеты и не допустить новых противоречий в социально-экономическом развитии государства. Кроме того, без длительных траекторий развития политики в социальной отрасли отсутствует возможность проработки макроэкономических стратегий в институциональном развитии. Вся вышеперечисленная информация определила актуальность выбранной темы данной курсовой работы.
Степень изученности темы курсовой работы представлена в трудах следующих авторов: Н. Т. Аврамчикова, В. П. Васильев, А. Г. Гузнов, Т. Э. Рождественская, А. Г. Гуринович и других.
Объект исследования: внебюджетные фонды как звено финансовой системы
Предмет исследования: государственные внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации.
Цель курсовой работы – выявить особенности функционирования и формирования внебюджетных фондов в финансовой системе Российской Федерации.
Для раскрытия цели работы были поставлены следующие задачи:
определить значение и место внебюджетных фондов в финансовой системе РФ;
проанализировать доходы и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов;
выделить проблемы и направления развития государственных внебюджетных фондов в РФ.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: описание, анализ нормативно-правовых актов.
Практическая значимость заключается в том, что итоги анализа по проблемам и направлениям развития государственных внебюджетных фондов в РФ могут быть полезны студентам для дальнейшего исследования и практического применения.
При написании курсовой работы использовали учебные пособия электронной библиотеки «Юрайт», нормативные документы правовой базы «Консультант Плюс».
Структура работы включила введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Внебюджетные фонды как звено финансовой системы РФ
1.1 Значение, место внебюджетных фондов в финансовой системе РФ
Один из актуальнейших вопросов является улучшение систем в общественной защите населения, базирующееся на улучшении при финансировании определенных мероприятий, которые предусмотрены соответствующими муниципальными программами, оказывающими содействие в развитии экономики, повышению уровня жизни общества, его социальной защиты. Процесс финансирования социальной защиты граждан, как ведущей формы осуществления общественной политической деятельности государства осуществляют за счёт специальных внебюджетных фондов общественной направленности, которые являются важным компонентом в государственной экономической системе и государственном бюджете.
В.П. Васильев, исследуя практические аспекты при организации государственных экономических процессов, применения и формирования внебюджетных фондов, определил, что «внебюджетный фонд – один из главнейших составляющих в экономической системе государства, имеющего рыночную экономику» .
Далее рассмотрим значение терминов «социальные внебюджетные фонды» и «внебюджетные фонды». Большинство исследователей определяют внебюджетные фонды как целевые институты финансовых ресурсов. Н.Т. Аврамчикова под внебюджетными фондами выделяет особую форму «применения и перераспределения экономических ресурсов государства для финансирования конкретных финансовых и общественных нужд регионального и общегосударственного значения» .
Подобного определения придерживается А.А. Угрюмова, считающая, что «внебюджетные фонды – это совокупность финансовых ресурсов, пребывающих в управлении органах государственной власти и районного самоуправления, которые не входят в бюджет, они обладают самостоятельными информаторами формирования и могут применяться согласно целевому назначению» .
А.Г. Гузнов выделил, что внебюджетные фонды – «это отношения по распределению государственных доходов для централизованного управления денежными ресурсами, которые направляются на финансирование целевых потребностей государства» и концентрирует внимание, что они обладают законодательно закрепленными информаторами в финансировании» . Ресурсы общественных внебюджетных фондов применяют для поддержки социально-беззащитных слоев населения, финансирования организаций в сфере здравоохранения.
Процесс работы внебюджетных фондов общественного назначения осуществляется по принципам страхования от различных рисков. Внебюджетные фонды выполняют в роль страховщиков в составе общественного обязательного страхования и перераспределяют экономические ресурсы, которые оказались в их управлении. В этой связи, некоторые ученые обращают внимание на страховые формы образования ресурсов внебюджетных социальных фондов.
Главный источник прибыли общественных муниципальных внебюджетных фондов в настоящее время – страховые взносы и целевые налоги, принятые налоговым законодательством. Анализируя термин «социальное страхование», исследователи выделяют присутствие критериев, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Признаки социального страхования
Источник: Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика; под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 508 с.
На основании данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что социальное страхование – обязательное звено в экономической государственной политике, а его выплаты производят из финансовых социальных фондов в ситуации наступления конкретных ситуаций. Таким образом, общественное страхование – главная форма общественной защиты граждан в государствах, имеющих рыночную экономику. Соответственно, при учете проанализированных научных подходов по сути внебюджетных общественных фондов, можно сформулировать заключение, что это явление рассматривают с экономической, финансовой и правовой позиций.
С финансовой позиции, внебюджетные фонды являются особой формой применения и перераспределения финансов страны для финансирования общественных нужд населения.
Как экономическая сторона, внебюджетные фонды – это форма распределения внутреннего валового продукта и экономических ресурсов для формирования не входящих в фондовый бюджет капиталов для финансирования социальных программ и разрешения действующих социальных проблем.
Относительно правовой позиции, внебюджетные фонды представляют специализированные институты некоммерческого вида, которые имеют автономность и финансовую самостоятельность, аккумулируют негосударственные и государственные экономические ресурсы и применяют их на финансирование определенных целевых программ финансово-социального направления.
Специфические черты экономического образования и применения общественных внебюджетных фондов выделяются в следующем :
- правовом регулировании применения и формирования денежных ресурсов фондов, укреплении прибыльных активов и строгом целевом применении средств;
- самостоятельности и обособления от экономической системы, присутствии денежных средств при управлении особых органов власти государства;
- страховых основах применения и формирования экономических источников для защиты интересов граждан, которые касаются их самочувствия, трудоспособности и жизни.
Общественные внебюджетные фонды определяются государственно-правовым регулированием, направленным перемещением капитала при их применении и формировании, масштабностью, целевой направленностью, динамичностью и другими показателями, характерными для экономических фондов.
В настоящей экономической реальности при помощи внебюджетных фондов общественного назначения осуществляют влияние на общественные процессы, которые происходят в обществе. Актуальная потребность данных фондов связана с тем, что в ситуации товарных денежных отношений государству необходимо организовывать распределение внутреннего валового продукта, образуя фонды капитала для осуществления социальной политики.
В настоящей экономической реальности в полной мере проявляется потребность повышения государственной роли при урегулировании общественных отношений пост переходного этапа. Повышение значимости социальных функций государства вызвано современными общественными процессами, постановкой государством в виде цели действия и развития человека в его жизнедеятельности, преобладанием социальных ценностей над финансовыми, переходом от базы финансового детерминизма и учете интересов каждого гражданина.
По итогу изучения теоретических основ функционирования внебюджетных фондов можно дискутировать об образовавшейся структуре социального обслуживания в России. Однако, следует признать и то, что пока в стране не уменьшается число граждан, которые нуждаются в помощи. Исторический опыт свидетельствует, что для России приемлем разумный комплекс государственной и общественной помощи нуждающимся. Основой предоставления данной помощи на сегодня является система социального обслуживания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ. [Электронный ресурс] // Гарант: Справ. - прав. система.
2. Бюджетный кодекс РФ. [Электронный ресурс] // Гарант: Справ. - прав. система.
3. Федеральный конституционный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 30.12.2021 № 474-ФЗ) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ. – прав. система.
4. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021 № 151-ФЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ. – прав. система.
5. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. М.: Издательство Юрайт, 2022. – 174 с.
6. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики. М.: Издательство Юрайт, 2022. – 178 с.
7. Государственные финансы; под общ. Ред. Н.И. Берзона. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 137 с.
8. Гузнов А. Г., Рождественская Т.Э. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 583 с.
9. Гуринович А. Г. Правовое регулирование бюджетного процесса – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 269 с.
10. Колычев А.М., Рассолов И.М. Правовое обеспечение экономики. –М.: Издательство Юрайт, 2022. – 403 с.
11. Коршунов В. В. Основы экономической теории. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 219 с.
12. Механизмы государственно-частного партнерства. Теория и практика; под общ. ред. Е.И. Марковской. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 491 с.
13. Михайленко М. Н. Финансовые рынки и институты. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 336 с.
14. Осейчук В. И. Теория государственного управления. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 342 с.
15. Попова Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 239 с.
16. Попова Н. Ф. Правовое регулирование экономической деятельности. –М.: Издательство Юрайт, 2022. – 305 с.
17. Правовое регулирование экономической деятельности; под ред. Г. Ф. Ручкиной. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 405 с.
18. Розанова Н.М. Национальная экономика в 2 ч. Часть. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 348 с.
19. Угрюмова А.А., Ерохина Е.В., Савельева М.В. Региональная экономика и управление. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 477 с.
20. Управление социально-экономичеcкими системами; под общ. ред. З. Р. Тавасиевой, И. З. Тогузовой, Л. К. Гуриевой. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 137 с.
21. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика; под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 508 с.
22. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России [Электронный ресурс]. – URL: file:///D:/Пдф/Бюджет_итог_2020_2.pdf (дата обращения 02.05.2022)
23. Садило Т. Е., Тахмазян В. Р., Неводова И. А. Внебюджетные фонды в современной экономике России [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnebyudzhetnye-fondy-v-sovremennoy-ekonomike-rossii-1 (дата обращения 02.05.2022)