Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время по количеству пользователей Интернета Россия занимает четвертое место в мире. За последние 5 лет число Интернет-пользователей в России выросло с 8% (9 млн. человек) до 31% (37 млн. человек), а уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. человек до 15,9 млн. человек. Таким образом, каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой – посещает Интернет ежедневно. Интернет прочно вошел в нашу жизнь: с помощью Интернета мы делаем покупки, общаемся, реализуем свои игровые пристрастия и др.
В связи с возрастающей компьютеризацией и информатизацией общества становится актуальной проблема негативного использования Интернета, которая была поднята зарубежными авторами А. Голдбергом и К. Янг в конце 80-х годов XX века. Эта проблема определяется психологами как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь offline, и неспособность выйти из Интернета, будучи online.
Социологические исследования показывают, что основными пользователями Интернета являются несовершеннолетние в возрасте от 10 до 18 лет. Интернет для них является не только пространством, где можно взять информацию, средством общения, но и часто становится способом ухода от реальности или получения удовольствия. В связи с этим, исследование интернет-зависимости (выявление особенностей, причин) и ее профилактика в подростковой среде является особо актуальными в последнее время, потому что именно среди подростков наибольшее число интернет-зависимых.
Подростковый возраст является периодом физиологического и психологического становления личности, подростки еще не приобрели устойчивых форм поведения в общении со сверстниками и взрослыми. Они испытывают трудности в социализации, адаптации, стремятся найти решение своих проблем в виртуальном пространстве, виртуальном мире игры.
Проблема интернет-зависимости несовершеннолетних рассматривается как в отечественных, так и зарубежных исследованиях (С.Н. Буранов, А.Е. Войскунский, P.M. Грановской, Л.А. Журавлева, М.С. Лысенко, Е.Е. Лысенко, А. Фернхейм. К. Янг и др.).
Возникают определенные противоречия между:
- возрастающей информатизацией и компьютеризацией общества, и негативным использованием Интернета несовершеннолетними;
- необходимостью проведения профилактической работы по интернет-зависимости и отсутствием эффективных форм и методов профилактики.
Проблема исследования состоит в том, каким образом организовать профилактику интернет-зависимости подростков, чтобы она была эффективной.
В связи с вышеизложенным, нами была выбрана тема исследования: Исследование интернет-зависимости подростков.
Объект исследования: профилактика интернет-зависимости несовершеннолетних.
Предмет исследования: особенности профилактики интернет-зависимости подростков в условиях общеобразовательной школы.
Целью исследования теоретическое обоснование и практическое исследование специфики деятельности по профилактике интернет-зависимости у подростков в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты профилактики интернет-зависимости в образовательном учреждении.
2. Определить специфику деятельности по профилактике интернет-зависимости подростков в школе.
3. Разработать и внедрить проект по профилактике интернет-зависимости подростков в школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что работа по профилактике интернет-зависимости подростков будет успешной если:
- будет организован комплекс мероприятий, направленных на развитие интересов подростков;
- будет осуществляться взаимодействие с родителями по данной проблеме.
Методологическая база исследования. При работе над исследованием были использованы базовые положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.), исследования закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко и др.), исследования психологических особенностей девиантного поведения подростков (А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко и др.) и исследования психологических факторов риска Интернет-зависимости (А.Е. Войскунский, К. Янг и др.).
Методы исследования:
- аналитические: теоретический анализ социально-психологической, научно-методической и психологической литературы;
- диагностические: беседа со специалистом, анализ документации, анкетирование родителей, обучающихся.
- статистические: анализ и обработка данных опытно-исследовательской работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1.Понятие интернет-зависимости, классификация, виды
Аддиктивное поведение является одной из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, К.А. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации / К.А. Андреев. – Текст : непосредственный // Социальная педагогика. – 2010. – № 6. – С. 115-118.
2. Бабаева, Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова Текст : непосредственный // Психологическая газета. – Москва, 2000. – С. 11-39.
3. Безенкова, Т.А. Профилактика интернет-зависимости у подростков как необходимое условие обеспечения качества обучения и воспитания / Т.А. Безенкова, А.В. Мананникова, К.Е. Безенков. – Текст : электронный // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-internet-zavisimosti-u-podrostkov-kak-neobhodimoe-uslovie-obespecheniya-kachestva-obucheniya-i-vospitaniya (дата обращения: 01.03.2021).
4. Белинская, Е. Интернет-зависимость: аддиктивные формы поведения / Е. Белинская. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 268-275.
5. Бессонова, Т.В. Профилактика интернет-зависимости старших подростков / Т.В. Бессонова. – Текст : непосредственный // Социальная педагогика. – 2010. – № 6. – С. 119-122.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с. - Текст : непосредственный.
7. Болсуновская, Н. Ребенок и Интернет: новые запросы к психологу / Н. Болсуновская, О. Решетникова. – Текст : непосредственный // Школьный психолог. – 2012. – № 6. – С. 49-51.
8. Виленская, Г.А. Исследования психологии интернета в "Психологическом журнале": некоторые итоги и перспективы / Г.А. Виленская. – Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 4. – С. 5-14.
9. Владимирова, Н. Как не попасть в "паутину". Борьба с интернет-зависимостью / Н. Владимирова. – Текст : непосредственный // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2018. – № 1. – С. 25-31.
10. Войскунский, А. Е. Симпозиум по проблеме зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 165-167.
11. Воробьева, С.В. Разработка программ профилактики социальных зависимостей подростков / С.В. Воробьева. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2013. – № 3. – С. 59-62.
12. Гилева, Н.С. К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков / Н.С. Гилева. – Текст : электронный // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 4 (26). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-profilaktike-internet-zavisimosti-u-podrostkov (дата обращения: 01.03.2021).
13. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория /Я.И. Гилинский. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 1991. - №4. – С.72-78.
14. Гоголева, А.В. Интернет-зависимость / А.В. Гоголева. – Текст : непосредственный // Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – Москва, 2003. – С. 93-96.
15. Дубинина, А.В. Игровая зависимость подростков: стратегии первичной профилактики / А.В. Дубинина, И.Г. Волошина. – Текст : непосредственный // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы Науч.-практ. конф. молодых ученых с междунар. участием (7 дек. 2012 г. ; Улан-Удэ) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2012. – С. 119-121.
16. Егоров, А. Ю. Психология девиантного поведения / А. Ю. Егоров. – СПб.: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. – 282 с. - Текст : непосредственный.
17. Жантикеев, С.К. Интернет-зависимость или социальные сети как часть жизненного пространства молодежи / С.К. Жантикеев, А.С. Саттыклышева. – Текст : электронный // Кронос. – 2020. – № 2 (41). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-ili-sotsialnye-seti-kak-chast-zhiznennogo-prostranstva-molodezhi (дата обращения: 01.03.2021).
18. Жичкина, А. Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета / А. Е. Жичкина, Е. П. Белинская Текст : непосредственный // Труды по социологии образования. – М.: ЦСО РАО, 2000. – Т. 5, № 7. – С. 431-460.
19. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд., испр. - М. : Академия, 2004 – 288 с. - Текст : непосредственный.
20. Интернет: друг или враг. – Текст : непосредственный // Педагогические технологии. – 2016. – № 3/4. – С. 158-160.
21. Казакова, Л.Н. Беседа с подростками "Мобильная зависимость" / Л.Н. Казакова. – Текст : непосредственный // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2016. – № 7. – С. 120-124.
22. Короленко, К.П. Аддиктивное поведение /К.П.Короленко. - Текст : непосредственный //Общая характеристика и закономерности развития // К.П.Короленко,- М.: Академдагия, 2011 – 82 с.
23. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М.: Академический проект, 2000. – 460 с. - Текст : непосредственный.
24. Кочетков, Н. Реальные вопросы о виртуальной проблеме: сущность и диагностика интернет-зависимости / Н. Кочетков. – Текст : непосредственный // Школьный психолог. – 2017. – № 5/6. – С. 49-52 ; № 7/8. – С. 19-23.
25. Крамаренко, Н.С. Интернет как социокультурное пространство жизни и развития человека / Н.С. Крамаренко. – Текст : непосредственный // Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 39-47.
26. Крамаренко, Н.С. Подросток в социальных сетях / Н.С. Крамаренко, М.И. Тылкина. – Текст : непосредственный // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2012. – № 11. – С. 50-52.
27. Лажинцева, Е.М. Интернет как новая среда для проявления девиантного поведения подростка / Е.М. Лажинцева, А.А. Бочавер. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 49-58.
28. Мазниченко, М.А. Педагогические средства комплексной профилактики социальных зависимостей подростков / М.А. Мазниченко. – Текст : непосредственный // Педагогическая диагностика. – 2014. – № 2. – С. 99-108.
29. Малиновская, М.А. Потенциальные риски для детей и подростков в интернет-среде: анализ проблематики и профилактика интернет-аддикций / М.А. Малиновская, О.А. Савельева. – Текст : непосредственный // Информатика и образование. – 2018. – № 5. – С. 31-34.
30. Маслов, О. Р. Психика и реальность: типология виртуальности / О. Р. Маслов, Е. Е. Пронина Текст : непосредственный // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. – С. 211-225.
31. Минаков, А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности. – Режим доступа : http://flogiston.ru/articles/netpsy/minakov, свободный. – Загл. с экрана. – Текст.: электронный.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с. - Текст : непосредственный.
33. Надменко, М.А. Интернет-зависимость молодёжи как социально-педагогическая проблема / М.А. Надменко. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы современного социально - педагогического образования : сб. науч. тр. – Шадринск, 2006. – С. 83-86.
34. Никитина, Н.И. Технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Н.И. Никитина, М.Р. Глухова – М.: ВЛАДОС, 2007. 399 с. - Текст : непосредственный.
35. Попова, Н.В. Фитнес как технология профилактики интернет-зависимости молодёжи / Н.В. Попова, И.С. Щеголев. – Текст : электронный // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2020. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-kak-tehnologiya-profilaktiki-internet-zavisimosti-molodyozhi (дата обращения: 01.03.2021).
36. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – 12-е изд. – СПб: Питер, 2012. – 816 с.: ил. – (Мастера психологии). - Текст : непосредственный.
37. Рипа, М.Д. Компьютерная болезнь и её профилактика – актуальная научно-практическая проблема / М.Д. Рипа, И.В. Кулькова. – Текст : непосредственный // Физическая культура в школе. – 2014. – № 7. – С. 19-22.
38. Смирнова, А.А. Влияние компьютера и сети Интернет на физическое и психическое здоровье школьников / А.А. Смирнова, Е.С. Синогина. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2017. – № 1/2. – С. 199-204.
39. Тарасов, П.А. Социальные сети: проблемы влияния виртуального общения на личностные характеристики молодёжи и школьников / П.А. Тарасов. – Текст : непосредственный // Образование в современной школе. – 2014. – № 6. – С. 33-36 ; № 7. – С. 4-6.
40. Телегина, И. Поколение гаджетов : компьютерная зависимость у подростка: как распознать и как предупредить / И. Телегина. – Текст : непосредственный // Школьный психолог. – 2014. – № 3. – С. 14-16.
41. Тендрякова, М. Синдром виртуальной всесильности : болезни поколения геймеров / М. Тендрякова. – Текст : непосредственный // Школьный психолог. – 2014. – № 4. – С. 47-49.
42. Фадеева, С.В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / С.В. Фадеева. – Текст : непосредственный // Социальная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 119-125.
43. Цой, Н.А. Феномен интернет-зависимости и одиночество / Н.А. Цой. – Текст : непосредственный // Социологические исследования. – 2011. – № 12. – С. 98-107.
44. Шаповалова, И.С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи / И.С. Шаповалова. – Текст : непосредственный // Социологические исследования. – 2015. – № 4. – С. 148-151.
45. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие /П.А. Шептенко, Г.А. Воронина /под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2001. – 208 с. - Текст : непосредственный.
46. Щелина, Т.Т. Психологическая характеристика подростков с зависимостью от онлайн-игр /Т.Т. Щелина, А.В. Любаев. - Текст : непосредственный //Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. – С. 330-338.
47. Юсупов, P. M. Научно-методологические основы информатизации / Р. М. Юсупов, В. П. Заболотский. – СПб.: Наука, 2000. – 455 с. - Текст : непосредственный.
48. Ялтонский, В. Пленники компьютерной паутины : [интернет-зависимость] / В. Ялтонский. – Текст : электронный // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 9. – С. 6-7. – URL: https://ruk.1sept.ru/article.php?ID=200700903 (дата обращения: 01.03.2021).
49. Янг, К. Диагноз – Интернет-зависимость / К. Янг Текст : непосредственный // МирИнтернет. – 2000. – № 2. – С. 24-29.
50. Ярыгина, И.И. Тренинг как форма профилактики интернет-зависимости подростков / И.И. Ярыгина. – Текст : электронный // Гаудеамус. – 2019. – № 1 (39). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trening-kak-forma-profilaktiki-internet-zavisimosti-podrostkov (дата обращения: 01.03.2021).