Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Творческий облик А.В. Неждановой 6
Глава 2. Вокальная школа Неждановой 16
2.1 Специфика исполнительского стиля 16
2.2 Особенности методики 20
Заключение 30
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления
2
Творчество А.В. Неждановой - яркая страница в отечественном вокальном исполнительстве. Уникальный голос, техническое мастерство и артистизм певицы вызывали восхищение современников, восторженные отзывы которых сохранились в воспоминаниях до наших дней.
Еще при жизни Антонины Васильевны началось изучение ее творчества и давались первые оценки ее исполнительскому стилю и педагогике. В 1946 году была написала работа Михаила Львовича Львова о Неждановой, в которой описана биография и творчество певицы. Автор книги подробно описывает то, как драматический театр и опыт работы со Станиславским повлияли на творческое дарование Неждановой, рассказывает о ее концертах на «передовой» во время Великой Отечественной войны. Спустя 15 лет после смерти Антонины Васильевны, М.Л. Львов дополнил этот очерк в книге «Советские певцы». В эту достаточно обширную статью внесена информация о биографии, исполнительстве и педагогике Неждановой последних лет. В 1970-ых годах статья о Неждановой Поляновского Г.А. вошла в третий том музыкальной энциклопедии . В последние годы начинается серьёзное научное изучение исполнительского стиля и педагогической системы А.В. Неждановой. По этим направлениям были защищены диссертационные работы А.С. Яковлевой и Д.А. Кочаровой.
Кратко проанализировав источники литературы по теме, можно сказать, что накоплено достаточно фактологических данных и в то же время есть воспоминания, записки певицы о работе в Московской консерватории, которые пока не исследованы в должной мере и не опубликованы. Сейчас в электронном ресурсе (на официальном сайте МГК) есть небольшая статья с воспоминаниями А.В. Неждановой о поступлении и обучении у Умберто Мазетти, о своих консерваторских занятиях и знакомствах с выдающимися музыкантами прошлого (А.Н. Скрябиным, А.В. Рахманиновым и др.). Однако есть письменные материалы певицы, хранящиеся в архиве, которые также нуждаются в изучении. Незадолго до смерти она начала писать свою автобиографию и не успела ее закончить. Анализ этих источников – перспектива будущего изучения данной темы.
Основываясь на материалах исследователей, указанных выше, в курсовой работе была поставлена цель: изучение творческого облика и вокальной школы А.В. Неждановой.
Различные стороны дарования великой певицы тесно связаны друг с другом. Не зная обстоятельства ее жизни, становления в вокальном мастерстве, сложно делать выводы об исполнительском стиле и специфике ее методики. В связи с этим, на основе указанной выше цели были сформулированы следующие задачи:
Дать общую характеристику творческому облику А.В. Неждановой, кратко затронув ее биографию, обстоятельства ее обучения вокалу и работы педагогом.
Определить основные моменты исполнительского стиля певицы, которые накладывают отпечаток на ее представления о принципах вокального обучения.
Представить особенности вокальной методики А.В. Неждановой.
Объект исследования: жизнь и творчество, педагогика А.В. Неждановой.
Предмет исследования: вокальная школа А.В. Неждановой.
Методы исследования:
- анализ исследовательской литературы, нотных сборников;
- метод классификации полученных данных;
- обобщение.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, трех параграфов, заключения и списка литературы. В завершении курсовой работы представлены выводы в соответствии с целью и задачами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования. Сб. Ст. Редактор В.А. Васина - Гроссман. - М.: Искусство, 1967. - 543 с.
2. Дмитриев Л.Б. А.В. Нежданова – педагог // Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования. Сб. Ст. Редактор В.А. Васина - Гроссман. - М.: Искусство, 1967. С. 366 – 394.
3. Глиэр, Р. М. Мои встречи с А. В. Неждановой // Р. М. Глиэр. Статьи и воспоминания. - М.: Советская музыка, 1975. - С. 141-143.
4. Гринберг, М. Из материалов о Неждановой // Советская музыка. – 1959 год. - № 11. – С. 67-75.
5. Киселев, В. Антонина Васильевна Нежданова // Мастера Большого театра (Народные артисты СССР). Ред.-сост. М. Яковлев. - М.: Советский композитор, 1976. – С. 4 - 23.
6. Кочарова, Д.А. Педагогические основы русской вокальной школы А.В. Неждановой. Автореф. канд. дисс. – М., 2015. – 32 с.
7. Львов, М.Л. А.В. Нежданова // Львов М.Л. Советские певцы. – М.: Музыка, 1965. – С. 94 – 179.
8. Львов, М.Л. А.В. Нежданова. – М.: Советская музыка, 1946. – 48 с.
9. Нежданова, А.В. Воспоминания о Московской консерватории. Электронный ресурс, режим доступа: https://www.mosconsv.ru/ru/book.aspx?id=127832&page=131214 (Дата обращения 24.03.2022)
10. Нежданова, А.В. Из воспоминаний // Советская музыка. – 1953. - № 6. – С. 53 – 64.
11. Подольская, В. А.В. Нежданова и ее ученики (записки концертмейстера). – М.: Советская музыка, 1960. – 108 с.
12. Поляновский, Г.А. Нежданова Антонина Васильевна // Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. Келдыш. – Том 3. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – Ст. 934 – 935.
13. Поляновский, Г.А. Нежданова. – М.- Л.: Музгиз, 1944. – 35 с.
14. Тимохин, В.В. Мастера вокального искусства XX века. Очерки о выдающихся певцах современности. - Вып. 1. - М.: Музыка, 1983. – 175 с.
15. Шпиллер, Н.Д. Памяти А.В. Неждановой // Советская музыка. – 1950. - № 11. – С. 75.
16. Яковлева, A.C. Вокальная школа Московской консерватории. Автореф. докт. дисс. – М., 1994. – 52 с.
Нотография
1. Арии, романсы и песни из репертуара А.В. Неждановой. Для сопрано в сопровождении фортепиано. Составитель Б. Абрамович. – М.: Музыка, 1973. – 160 с.