Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений важно понимать, что для того, чтобы развиваться, получать прибыль и сохранить конкурентоспособность, организации должны оптимизировать отдачу от вложений любых ресурсов: материальных, финансовых, человеческих. Актуальной проблемой современного экономики является активизация человеческих ресурсов для достижения успеха. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста . Человеческий капитал - это сложное понятие, базирующееся на совокупности инвестиций, вложенных в человека для его успешной реализации как работника в современной рыночной экономике. В данной курсовой работе будет освещена тема человеческого капитала со стороны её теоретического основания, будут рассмотрены исторические факторы, которые имели непосредственное воздействие на становление этой проблемы. Также будет рассмотрена классификация способов оценки показателей человеческого капитала. Данная проблема достаточно актуальна, что подтверждается большим количеством учёных и исследователей в области экономики, занимающихся изучением данного вопроса, а именно сторонники классических теорий Т. Шульца и Г. Беккера или же те, кто предлагает новый угол обзора на данную проблему. Инвестиции в человеческий капитал в общем виде можно рассматривать как совокупность всех затрат, вложенных в человека в денежной или иной форме, направленных на формирование и развитие интеллектуального человеческого капитала. Такие расходы можно рассматривать как текущие расходы, которые должны влиять на рост производительности труда и будут многократно компенсированы значительно более высоким потоком доходов для предприятия в будущем.
Проблемой нашей страны, требующей решения, является инфраструктура, расходы на образование, уровень смертности, уровень подготовки кадров, утечка интеллектуального капитала, расходы компаний на научно-технические работы, наличие новейших технологий. Все это связано с воспроизведением человеческого капитала. Однако наблюдается наличие в нашей стране огромного потенциала для строительства инновационной системы экономики. Для того, чтобы России оставалась более конкурентоспособной, необходимо развивать человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал характеризуются значительным разрывом времени между вложениями и отдачей от этих вложений, поэтому именно государство может выступать в качестве катализатора таких инвестиций.
Целью данной работы является рассмотрение человеческого капитала как важного фактора экономического развития страны.
Задачи:
- рассмотреть сущность понятия «человеческий капитал»;
- выявить содержание человеческого капитала;
- изучить вклад Г. Беккера и Т. Шульца в развитие концепции человеческого капитала;
- проанализировать источники формирования человеческого капитала;
- описать вопрос финансирования образования, здравоохранения и науки в РФ, в сравнении с другими странами;
- рассмотреть индекс развития человеческого капитала;
- описать перспективы развития человеческого капитала в России.
Объект исследования – человеческий капитал.
Предмет – изучение роли человеческого капитала как фактора экономического развития страны.
1 КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
1.1 Человеческий капитал: экономическая сущность, особенности, структура, виды, подходы к пониманию
Проблема капитала проработана представителями различных научных школ, а именно социально-экономические взгляды К. Маркса в наибольшей мере отразили сложность взаимоотношений между трудом и капиталом, аргументировали доминирующую роль последнего в совокупности технико-технологического и экономического развития, а также, что не менее важно, охарактеризовали соподчиненное содержание отношений, возникающих между владельцем капитала и тем, кто зависим от него Но, следует отметить, что человеческий капитал – это атрибут постиндустриального общества. Он присутствует везде, где свободная личность получает доход от применения знаний в качестве актива, который имеет определенную рыночную стоимость. Но именно в условиях постиндустриального общества увеличивается доля населения, в силе олицетворить черты «владельца человеческого капитала», ведь само содержание и характер труда побуждать к овладению уникальными, глубокими, узкоспециализированными знаниями, ценность которых будет проявляться чрезвычайно высокой. Последнее, в свою очередь, гарантирует и быструю окупаемость инвестированных в образовательный процесс средств
Становление теории человеческого капитала в 60-х годах ХХ века обусловлено необходимостью разработки модели производства, эффективность составляющих которой исчислялась бы в единой системе экономических показателей и учитывала, что в постиндустриальном обществе формируется своего рода двухсекторная экономика.
Итак, возникновение теории человеческого капитала было закономерным ответом на замедление развития ведущих капиталистических стран мира, в конце концов, что и привело к трансформации исследовательских приоритетов . Неоспоримое доминирование проблематики вещественных факторов производства уступило место проблематике нематериальных активов. Тем самым произошло расширение установившихся смысловых границ термина «капитал», активизировались попытки отыскать резервы дальнейшего социально-экономического развития стран за счет рационализации управления факторами, которыми до недавнего времени пренебрегали. В том числе, это касалось сферы управления человеческими ресурсами и, в частности, механизмов повышения квалификации работающих. В условиях глобализации качество и потенциал человеческого капитала как важнейшего экономического фактора развития приобретают ключевое значение для благосостояния и качества жизни общества, развития экономики государства и международного сотрудничества в целом. Понимание важности этого феномена и внимание к нему со стороны ученых и политиков усиливается во второй половине XX в.
В XXI в. сущность экономической категории «человеческий капитал» существенно расширилась. Исследования и расчеты, проведенные экспертами Всемирного банка, включают в данное понятие потребительские расходы - расходы семей на питание, одежду, жилье, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на обеспечение этого перечня.
Следует различать понятие человеческого капитала и трудовые ресурсы, т.к. трудовые ресурсы - люди образованные и люди без высшего образования, определяющие квалифицированную и неквалифицированную работу. Человеческий капитал является экономической категорией, выражает совокупность социально-экономических отношений по поводу его формирования, сохранения, развития и совершенствования знаний, умений, навыков, способности человека к труду, а также ее физического состояния, интеллектуальных и творческих способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Арефьев А.Л. Международное образование в глобальном и российском измерении // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. – 2020. – № 3. – С. 303-315
2) Артамонов А. Д., О человеческом капитале // Российская Федерация сегодня. — 2021. — № 12. — С. 34-39
3) Владимирова К., Приумножая «человеческий капитал». Итоги XIX международного Макаренковского форума и конкурса им. А. С. Макаренко // Народное образование. — 2021. — № 2. — С. 95-103.
4) Волох В.А., Гришаева С.А. Международная образовательная миграция в современной России: особенности, проблемы и перспективы // Социальная политика и социология. – 2019. – Т. 16. – № 1 (120). – С. 80-89
5) Гармаева М. А., Социальные аспекты финансовой устойчивости государства // Финансовое право. — 2021. — № 4. — С. 13-16.
6) Даниловских Т.Е., Человеческий капитал организации в разрезе оценки стоимости бизнеса: Монография. — Москва : Издательский Центр РИОР, 2021. — 149 с.
7) Зборовский Г. Е., Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала // Мир России. — 2021. — № 1. — С. 88-110.
8) Клоктунова Н. А., Развитие человеческого капитала в условиях цифровой экономики // Педагогическая информатика. — 2021. — № 2. — С. 138-144.
9) Колосницына М. Г., Государственные расходы на образование и экономический рост: межстрановой анализ // Вопросы статистики. — 2021. — Т. 28, № 3. — С. 70-85
10) Лучинкин М. Ю., Информационно-коммуникационные технологии как глобальный фактор экономического и технологического влияния // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 8. — С. 20-33
11) Лучинкин М. Ю., Детерминанты мирового развития информационно-коммуникационных технологий // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 9. — С. 6-17.
12) Мельянцев В. А., Основные тенденции, детерминанты и проблемы-противоречия современного экономического роста в развитых и развивающихся странах // Восток. — 2021. — № 5. — С. 203-215
13) Мельянцев В. А., Современный экономический рост развивающихся стран: важнейшие тенденции, пропорции, факторы и социальные последствия // Восток. — 2021. — № 6. — С. 203-212
14) Минаев Н. Н., Система индикаторов оценки стоимости человеческого капитала под воздействием межрегиональных миграционных процессов // Региональная экономика: теория и практика. — 2021. — Т. 19, вып. 3. — С. 539-562
15) Минаев Н. Н., Методология исследования при формировании межрегионального баланса человеческого капитала в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. — 2021. — Т. 19, вып. 10. — С. 1956-1974 :
16) Морозов И. А., Структурирование системы ограничений в экономико-правовых системах как источник формирования человеческого капитала // Вопросы истории. — 2021. — № 1. — С. 12-19
17) Москвин В., Инвестиционные проекты в развитие интеллекта // Инвестиции в России. — 2021. — № 5. — С. 12-16
18) Нижегородцев Р.М., Человеческий капитал: теория и практика управления в социально-экономических системах: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. — 290 с.
19) Садыков Р. М., Модификация трудового капитала в контексте социализации экономической системы региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2021. — Т. 19, вып. 11. — С. 2071-2085
20) Селиверстова Ю. А., Социально-экономические условия развития человеческого капитала в России и Китае // Восток. — 2021. — № 1. — С. 42-53
21) Субботин А. А., Современная «утечка умов» в России: социальные последствия // Философия хозяйства. — 2021. — № 3 (135). — С. 182-199.