Фрагмент для ознакомления
2
Причиной участия государства в экономической жизни общества также является проблема внешних эффектов (экстерналий). Внешние эффекты в экономической теории — это ситуации, в которых издержки (или выгоды) операций на частном рынке ложатся на третьи стороны, не участвующие непосредственно в этих сделках. Классическими примерами этого являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), польза для общества от повышения уровня образования, здоровья (положительные внешние эффекты).
Актуальность исследования определяется тем, что использование слабостей рынка заключается в том, что в реальной жизни соблюдаются не все условия, позволяющие рыночному механизму сделать правильный выбор экономических проблем общества. Идеальные условия не выполняются, и рыночные механизмы начинают работать с ошибками. Вмешиваться в экономический процесс - сложилась смешанная экономическая система. По условиям такой системы государство, как правило, берет на себя решение нескольких задач. Одной из таких задач является устранение проблем с внешними воздействиями.
Под влиянием ситуаций, возникающих в экономической теории при появлении (или благоприятности) рыночных ситуаций, выпадающих на долю третьих лиц, не оказываются непосредственными случаями найденных. Классовыми примерами являются такие ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные экстерналии), выгодными, наблюдаемыми в обществе, повышением уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные экстерналии).
Цель курсовой работы изучить особенности внешних эффектов в деятельности экономических агентов.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Основные положения теории экстерналий сформировались за пределами нашей страны в трудах зарубежных классиков и современных ученых - представителей различных направлений экономической теории. В мировой науке эта проблема начала разрабатываться в начале 20-х гг. XX века и получила название экстерналий или нерыночных взаимозависимостей. Первые попытки обосновать несовершенство рынка и его неспособность производить достаточное количество товаров определенного вида были сделаны такими экономистами, как А. Смит, А. Маршалл и А. Пигу. А. Смит сформулировал экономические функции государства, А. Маршалл и А. Пигу ввели в научный оборот понятие «экстернальности». А. Пигу обосновывал вмешательство государства в экономику (налог Пигу), рассматривал внешние эффекты с точки зрения нарушения условий конкурентного баланса и воздействия на благосостояние участников рынка. Концепция рыночных экстерналий, недостатков (или «ошибок») в настоящее время является одной из наиболее широко принятых.
Объектом исследования являются экстерналии в экономике.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в результате функционирования механизма рыночной экономики посредством внешних эффектов и действия экономических агентов.
В ходе написания первой главы были рассмотрено сущность, цели и основы внешних эффектов в экономике.
Во второй главе раскрыт правовой механизм и методы государтсвенного вмешательство во внешние эффекты.
Структура курсовой работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения и списка литературы.
Общий объем работы – 28 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие внешних эффектов в экономике
Внешний эффект — это экономическая ситуация, при которой связанные с ней выгоды или затраты не отражаются в конечной цене товара.
Особенность экстерналий заключается в том, что стороны взаимодействия несут убытки или, наоборот, получают выгоду, но каждая в отдельности. Это означает, что при отрицательных последствиях для одного, для другого преимущества и наоборот. Примером может служить градообразующее предприятие, которое своей перерабатывающей деятельностью влияет на экологию региона. Если руководство предприятия одновременно примет и реализует решение о строительстве дороги, это принесет пользу как предприятию, так и населению близлежащих территорий.
Следующий список характеризует экономические экстерналии [8, с.69]:
Предельные социальные выгоды - MSB
Предельные частные выгоды - MPB
Предельные социальные издержки - MSC
Предельные частные издержки - MPC
Появление внешних эффектов является продолжением несоответствия между частными и общественными ценностями. Практическим примером внешнего эффекта может быть обмен между двумя сторонами, последствия которого ложатся на третью сторону. При этом третье лицо вообще не участвует в сделке, а испытывает от нее отрицательный или положительный эффект [10, с.145].
Возникновение внешних эффектов является продолжением ситуаций, отражающих сбои рынка. Погоня за прибылью и прибылью в данном случае не способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов. В такой ситуации рыночная информация искажается в виде цен.
Отрицательный внешний эффект приводит к социальным потерям, также известным как внешние издержки. Частный производитель расходует по своему производственному плану, а общество теряет больше, чем производитель. При положительном эффекте производитель приносит пользу обществу и теряет собственные возможности увеличения дохода.
Рассмотрим пример. Производство тонны стали обходится предпринимателю в 100 долларов, что покрывает связанные с этим затраты. Для функционирования предприятия цена стали не должна быть ниже $100 за 1 тонну. Однако помимо производственных затрат у частного подрядчика возникают дополнительные затраты, например, на установку очистного оборудования, с целью снижения количества вредных выбросов в атмосферу. Негативное воздействие объекта на окружающую среду сказывается на качестве жизни местных жителей, чьи дома расположены вблизи объекта. Эти жители несут внешние издержки, которые учитываются как затраты при производстве 1 тонны стали в экономике [11, с.139].
Предположим, что с экономической точки зрения загрязнение окружающей среды стоит 20 долларов за каждую тонну произведенной стали. Тогда, принимая во внимание внешние затраты, стоимость составит 120 долларов. Рыночная цена обычно учитывает только затраты производителя. Это означает, что потребители будут исходить из того, что цена уже включает затраты на очистку окружающей среды, побуждая их покупать больше стали. Эффективность использования стали снизится, а вместе с ней и ресурсы, необходимые для ее производства. Так проявляется негативное влияние внешних воздействий на рыночную информацию.
1.2. Графическое представление внешних эффектов
Для целей макроэкономического анализа часто используется метод графического изображения экономических процессов и явлений. Для описания действия внешних воздействий также можно использовать этот метод. Предельная внешняя выгода на диаграммах обозначена MEB, а предельные внешние затраты - MEC. Одновременно предельная внешняя полезность MEC=MSC (предельные общественные издержки) - MPC (предельные частные издержки) и MEB = MSB (предельная общественная полезность) - MPB (предельная частная полезность) [2, с.108].
Рис. 1. Графики.
На рисунке графика а — отрицательное влияние, график б — положительное влияние. Просмотрите зависимости на графике и сопоставьте их показатели с деятельностью цементного завода. Количество выбросов в атмосферу зависит от интенсивности и объема производства. На графике а) рыночное предложение завода без учета внешних затрат жителей близлежащих районов представлено линией S1. Прямая S2 показывает объем предложения с учетом социальных издержек. Объем производства Q2 превышает Q1 и показывает перепроизводство товаров, что означает увеличение отрицательного внешнего эффекта. Если производитель оплачивает социальные издержки, цена цемента увеличивается, а производство уменьшается. Равновесное состояние рынка перемещается из точки А в точку В [9, с.88].
Величину причиненного ущерба можно оценить, используя стоимость АС при объеме выпуска Q2. Тогда ущерб от выбросов обозначается прямоугольником DACP1. Если загрязнение становится очевидным и производитель оплачивает социальные издержки, тогда потребитель получает выгоду P2P1AB, а производитель P2DCB, тогда треугольник CAB показывает снижение совокупной экономической эффективности.
Если фабрика создает внешние выгоды для местных жителей, строя дорогу, то внешний эффект показан на рисунке б. В этом случае работа приравнивает свою полезность к общественным издержкам, поэтому выпуск равен Q1, что соответствует точке А. Разница в упущенной выгоде завода – это разница в прибыли между выпуском Q2 и Q1. Если предельные полезности рассматривать как отрезок СА и количество созданных дорог равно объему Q1, то внешняя полезность равна площади прямоугольника P1ACD. По мере недопроизводства дорог выгоды как для потребителей, так и для самого объекта будут уменьшаться, а в треугольнике CAB будет наблюдаться недопроизводство цемента, что может привести к положительным внешним эффектам.
1.3. Причины возникновения внешних эффектов, инструменты воздействия
Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства в экономических процессах. Появление внешних эффектов является одной из причин государственного регулирования. С помощью определенных инструментов государство может уменьшить объемы недопроизводства общественных благ и изменить степень влияния негативных внешних эффектов. Категории инструментов экономической политики следующие:
корректирующее налогообложение сближает частные и общественные издержки за счет повышения себестоимости продукции. Так происходит снижение объемов производства, но рост цены на продукцию. Чем ближе ставка налога к общему уровню внешних расходов, тем выше вероятность того, что внешние эффекты перерастут во внутренние.
с другой стороны, государственные исправительные субсидии приближают частные услуги к государственным. Это связано с уменьшением влияния внешних факторов, имеющих положительный вектор [18, с.56].
Оба инструмента заставляют производителя учитывать внешнее воздействие своей деятельности, что приводит к тому, что объем выпуска приближается к оптимуму с учетом общеэкономической ситуации. Иная ситуация с акцизными товарами. Спрос на них неэластичен, а это означает, что изменение цены практически не влияет на объем потребления. Чтобы компенсировать отрицательные внешние эффекты употребления алкоголя и табака, правительства должны перенаправить средства налогоплательщиков в социальную сферу, чтобы компенсировать негативное воздействие на здоровье граждан. Есть преимущества, которые трудно обложить налогом или компенсировать субсидиями. Эти блага становятся общественными и потребляются исключительно коллективными усилиями, независимо от оплаты [12, с.139].
Разница между частными и общественными выгодами или издержками рассматривается как причина внешних эффектов, но это не полностью отражает текущий статус. Из-за ограниченности ресурсов между субъектами возникает конкуренция, вынуждающая производителей использовать разные способы преобразования имеющихся ресурсов. Причиной конкуренции является отсутствие права собственности на ресурс, его доступность для всех, кто участвует в производстве. Если бы права собственности были установлены, учет затрат и внешних эффектов был бы намного проще. То есть не было бы экстерналий, но, например, чистый воздух, продаваемый компанией на объект, включался бы в себестоимость продукции.
То же правило применимо и к положительным внешним эффектам. Если бы бенефициар мог установить цену за этот дополнительный эффект, он включил бы ее в цену продажи, чтобы компенсировать свои затраты. То есть отсутствие права собственности на набор ресурсов можно назвать причиной экстерналий [14, с.73].
Оказывается, существуют внешние факторы, связанные с количествами, которые могут стать предметом рынков, которых на самом деле не существует. Кроме того, очень сложно выявить объект, который оказал негативное воздействие на окружающую среду и, например, является причиной кислотных дождей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. - Серия: Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2019 г. - 496 с.
2. Бармотина М.В. Внешние эффекты сетей в мобильной связи на примере зарубежного опыта // Вестник ГУУ. 2019. №17. С. 21-24.
3. Буров В.Ю.Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. - Чита., 2021. - 441
4. Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. - М.: Перспектива, 2020.
5. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Экономическая теория. - Серия: Полный курс за три дня. – М.: Эксмо, 2018 г. - 448 с.
6. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В. Экономическая теория. - Серия: Высшее экономическое образование. – М.: Эксмо, 2016 г. - 608 с.
7. Дзахмишева, И.Ш. Методологические основы эффективности развития организации и управления производством/И.Ш. Дзахмишева, Е.А. Яицкая//Экономический анализ: теория и практика, 2021. - №15. – С.22-26.
8. Жадан А.А. Преодоление информационной асимметрии // Вестник СГСЭУ. 2019. № 11. (2 часть). С. 33-38.
9. Клейнер Г. Какая экономика нужна России и для чего? // Вопросы экономики 2017 - №10- стр.8-13
10. Кузнецова В., Рудь А. Конкуренция, инновации и стратегии развития российских предприятий (результаты эмпирических исследований) // Вопросы экономики 2018 - №12- стр.14-18
11. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2019. – 400 с.
12. Кучуков Р. А. Экономическая теория. - Серия: Высшее образование. - М: Экономика, 2019 г. - 520 с.
13. Лавров И.В. Институциональное представление современной теории благосостояния/И.В. Лавров//Журнал экономической теории, 2019. - №2.
14. Мицен, С.А. Производственная функция распределение доходов и экономический рост Российской Федерации/С.А. Мицен//Финансы и кредит, 2021. - №29. – С.74-77.
15. Носова С. С. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2018 г. - , 800 с.
16. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., изм., - М.: Норма, 2019. – 576 с.
17. Попов, Е. Трансакционные издержки в переходной экономике: экономическая теория/Е. Попов//МЭиМО, 2018. - №3. – С.72-73.
18. Сажина М.А. Экономическая теория: учебник/М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков, - 2-е изд., перераб и доп. – М.: Норма, 2019. – 672 с.
19. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика, - Аргон, 2020.- 1360 с.
20. Селищев А. С. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2021. С. 324–335.
21. Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Серия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2018 г. - 384 с.
22. Чеканский, А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2021, - 685 с.