Фрагмент для ознакомления
2
Туризм – одно из важнейших направлений деятельности современной экономики, направленное на удовлетворение потребностей людей и улучшение качества жизни. В то же время, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Являясь экспорто-ориентированной сферой, туризм демонстрирует большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях нестабильной ситуации на мировых рынках.
Актуальность выбранной темы исследования связана с тем, что значение туризма в мире постоянно возрастает, в экономике конкретной страны международный туризм выполняет ряд важных функций, а в некоторых странах является основным источником их существования.
По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, по состоянию на 01.01.2019 г. экспортная прибыль, полученная от международного туризма, занимает четвертое место после экспорта топлива, химикатов и автомобильной продукции.
Международный туризм развит в мире очень неравномерно, что в первую очередь обусловлено разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в странах Западной Европы. На этот регион приходится более 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
Такое развитие международных туристических связей привело к созданию многочисленных международных организаций, способствующих совершенствованию этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие как Швейцария, Австрия, Франция, построили значительную часть своего богатства на доходах от туризма. В послевоенные годы эти страны создали мощную научно-исследовательскую базу и систему подготовки кадров в области туризма.
Таким образом, международный туризм, который характеризуется тем, что большая часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Индустрия туризма входит в число экономических достижений, давая впечатляющий объем добавленной стоимости.
Объектом наших исследований является развитие международного туризма и его роль в международной экономике.
Предмет исследования - международный туризм.
Целью исследования является изучение особенностей организации международного туристского путешествия.
Среди методов исследования, использованных при написании данной работы, можно назвать: аналитический, логический и сравнительный.
Глава 1. Туризм как планетарное экономическое явление
1.1 Динамика развития туризма в мире
Туризм как планетарное экономическое явление характеризуется информацией о потоках и тенденциях туризма, его региональной структуре, странах отправителях и принимающих странах, которая постоянно собирается, анализируется и ежегодно издается Всемирной туристской организацией.
Число прибытий выросло с 25 млн чел. (1951 г.) до 1461 млн чел. (2019 г.), т. е. почти в 58,5 раза.
Доход от туризма в мире вырос с $2 млрд (1951 г.) до $1458млрд (2019 г.), т. е. в 729 раз. Туристский бизнес обеспечивает всем государствам мира более $800 млрд налоговых поступлений.
Общий вклад туризма в мировой ВВП в 2018 г. составил $8,811 трлн (или 10,4 % мирового ВВП), при этом прямой вклад был равен $2,751 трлн (31,2 %) и косвенный $6,06 трлн (68,8 %).
По данным ЮНВТО, за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9 %, а количество туристских прибытий на 4,5 %. Отдача от одного туриста выросла с $80 в 1951 г. до $1040 в 2019 г. рост в 13 раз. Доходность мирового туризма в ближайшие 15 лет, по оценке экспертов, вырастет в 22,5 раза. Такой бурный рост возможен благодаря активизации процесса мировой глобализации, роста доходов населения и значения культурного развития, а также благодаря росту спроса на туризм и эффективности отрасли. В основном, доходы отрасли во всем мире формируются за счет дополнительных продаж (70 %), и только 30 % составляют основные продажи (питание, проживание, основные экскурсии).
Для изменения роли и места туризма в национальной экономике принято соотносить основные экономические (стоимостные) показатели туризма с показателем валового внутреннего продукта (ВВП) сумма добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг. С этими показателями соотносятся показатели дохода от туризма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абуков, А.Х. Туризм сегодня и завтра. Туристско-экскурсионная работа профсоюзов. / А.Х. Абуков. – М.: Наука, 1978. – 477 с.
2. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: КноРус, 2010. – 464 с.
3. Бирицкая, Н.М. Туроперейтинг: учеб. пособие /Н.М.Бирицкая. – Москва: БГЭУ, 2018. – 180 с.
4. Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки / М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров. – СПб.: Герда, 2001. – 134 с.
5. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебное пособие. Издание 10-е, переработанное и дополненное. / М.Б. Биржаков. – СПб.: Издательский дом Герда, 2014. – 192 с.
6. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. М.: ЮНИТИ, 2007. 159 c.
7. Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 448 с.
8. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М.: Академия, 2008. 224 с.
9. Джанджугазова, Е.А. Российский туризм: анатомия кризиса / Е.А. Джанджугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2015. – № 1. – С. 116–129.
10. Дурович, А.П. Маркетинговые исследования в туризме: уч.пособие / А.П. Дурович. – Москва; С.-Петербург [и др.]:Питер, 2016 – 274 с.
11. Зорина Г.И. Основы туристской деятельности / Г.И. Зорина. М.: Советский спорт, 2002. – 250 с.
12. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. М.: РМАТ, 1997. – 300 с.
13. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: продвижение туристского продукта: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 254 с.
14. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. М.: КноРус, 2011. 392 с.
15. Королева, Н.А. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации / Н.А. Королева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2013. – №6. – С. 100–123.
16. Кружалин, В.И. География туризма / В.И. Кружалин. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 336 с.
17. Лебедева, Г.Н. Роль и место услуг размещения в сфере гостеприимства / Г.Н. Лебедева // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – №4. – С. 59–65.
18. Логунцова, И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы / И.В. Логунцова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – №12. – С. 45–79.
19. Луковцева, А.К. Современные проблемы развития туризма в России / А.К. Луковцева // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 7. – С. 34–51.
20. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания / И.Ю. Ляпина. – М, 2002. – 150 с.
21. Наумова, С.А. Туризм как средство развития экологической культуры личности / С.А. Наумова // Современное педагогическое образование. – 2018. – №1. – С. 5–11.
22. Новиков В.С. Управление туризмом в России. Почему бы не воспользоваться опытом других стран // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. – №3.
23. Писаревский Е.Л. Основы туризма: учебник / под ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
24. Почекутова, Л.Г. Социально-экономические условия территории и туризм / Л.Г. Почекутова // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2017. – №5. – С. 134–141.
25. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ – Дата обращения 26.03.2021.
26. Простаков И. Подойдет ли России западноевропейская модель? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2000. №5. – С.4244.
27. Соколова М.В. История туризма / М.В. Соколова. – М, 2002. – 340 с.
28. Стратегия развития туризма в РФ в период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Гарант. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ – Дата обращения 26.03.2021.
29. Федеральный закон от 28 июня 2009 года № 123-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ − Дата обращения 26.03.2021.
30. Христов, Т. Т. География туризма: учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 273 с.
31. Энциклопедия туризма: Справочник / авт. сост. И.В.Зорин, В.А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2001. – 378 с.