Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………….........................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………6
1.1. Понятие качества образования и его применение в области дополнительного образования………………………………………………………..6
1.2. Принципы менеджмента качества в управлении дополнительным образованием………………………………………………………………….............11
1.3. Процесс самооценки, как метод управления качеством
дополнительного образования……………………………………………………….14
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА САМООЦЕНКИ
В СПБГБУДО «ДДЮТ КИРОВСКОГО РАЙОНА»………………………….19
2.1.Общая характеристика организации СПбГБУДО
«Дворец детского(юношеского) творчества Кировского района»……………. ….19
2.2. Проведение самооценки в по разработанной модели……………………20
2.3. Результаты проведённой самооценки ……………………………………..23
Выводы по 2 главе………………………………………………………………24
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В «ДДЮТ КИРОВСКОГО РАЙОНА»…………………………………………26
3.1. Проектные рекомендации по решению выявленных проблем..................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….42
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительным образованием в современном обществе занимаются многие, это является актуальной сферой деятельности как для государственных учреждений, так и для частных компаний. Дополнительное образование детей – есть сложная педагогическая система.
Чтобы такая система оптимально функционировала, необходимо учитывать множество факторов, но главным образом качество, успешность и интерес к образовательной организации зависит от педагогического мастерства педагогов, преподающих в данном месте.
Одной из самых актуальных проблем для любого образовательного образования в России является управление качеством образования. Анализируя проблематику качества образования, необходимо опираться на основные базовые понятия: качество, образование, обеспечение качества, управление качеством образования и улучшение качества.
Управление качеством образования – это система осуществляемых стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Формирование работ в области качества непосредственно связаны с процессом стратегического планирования качества, которые позволяют сформулировать приоритеты в долгосрочной перспективе и разработать систему рациональных изменений развитии деятельности организации и персонала. Стратегическое планирование при этом определяется разработкой общего плана развития образовательного учреждения на заданный временной период, а также осмысление и пересмотр главных направлений оказываемы образовательных услуг и их соответствие запросам потребителей.
Необходимо обратить внимание на такой аспект управления качеством образования, как управление рисками образовательной деятельности.
Риск образовательной деятельности – это возможность (опасность) получения негативного результата вследствие изменений условий образовательной среды под влиянием внешних и внутренних факторов.
К ситуациям риска образовательной деятельности в учреждении ГБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга»
возможно отнести: физические и психические перегрузки участников образовательного процесса (риск нарушения здоровья); недостаточность нормативного финансирования для обеспечения режима функционирования и режима становления образовательных учреждений (риск недофинансирования); нравственное старение источников образовательной системы (риск снижения квалификации персонала, невозможность последующего применения материально-технического оборудования школы и т. п.); вероятность управленческой либо педагогической ошибки (риск получения отрицательного либо непрогнозируемого итога) и др. Риски образовательной деятельности могут быть как обратимыми так и необратимыми. Целью управления рисками является установление пределов (критериев) возможного риска и определение механизмов удержания обстановки в этих пределах.
Объектом исследования данной работы является образовательное учреждение дополнительного образования ГБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга».
Предмет исследования данной работы является: принятие управленческих решений в отношении управления качеством в образовательном учреждении ГБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга»
Цель проведения данного исследования – это определить влияние принимаемых управленческих решений по управлению качеством на деятельность образовательного учреждения ГБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга»
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
– раскрыть понятие качества образования и его применение в области дополнительного образования;
– рассмотреть принципы менеджмента качества в управлении дополнительным образованием;
– представить процесс самооценки, как метод управления качеством дополнительного образования;
– дать общую характеристику организации СПбГБУДО «Дворец детского(юношеского) творчества Кировского района»;
– провести самооценку в ДДЮТ по разработанной модели;
– представить результаты проведённой самооценки;
– создать проектные рекомендации по решению выявленных проблем.
Гипотеза: чем качественнее спланирована и организована система действий в управлении качеством в образовательном учрежденье, тем больше возможность избежать возникновение и развитие ситуаций рисков в образовательной деятельности.
Поставленные задачи решались при помощи следующих методов исследования:
1. Методы теоретического исследования - изучение и анализ литературоведческой, психологической, педагогической и методической литературы, учебных и методических пособий;
2. Методы эмпирического исследования - наблюдение учебного процесса, беседа с педагогами, руководителями учреждении и проведение аналитики обратной связи от родителей обучающихся в СПбГБУДО «Дворец детского(юношеского) творчества Кировского района».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие качества образования и его применение в области дополнительного образования
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства российского общества, органично сочетающей в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Предназначение системы дополнительного образования - быть привлекательной и востребованной для населения - достижимо только при обеспечении многообразия видов деятельности, мобильного реагирования на запросы потенциальных заказчиков. В рамках развития дополнительного образования намечено такое направление как повышение качества дополнительного образования.
Обратимся к понятию «качества образования» и его составляющих.
Качество образования - это одна из характеристик системы дополнительного образования, которая отражает порог соответствия достигаемых результатов деятельности организации нормативным требованиям, а также социальным запросам, сформированным потребителями образовательных услуг (родителями).
Так, например, сейчас актуально для мальчиков начального звена школы (6-11 лет) заниматься робототехникой, поэтому в центрах дополнительного образования открываются новые кружки с данным направлением, или возьмем девочек, которые, вступая в фазу подросткового возраста, желают выделиться из толпы, стать популярными и проецируют на себя – образ жизни известных блогеров. Тогда в центрах дополнительного образования открываются кружки и курсы ведения личного блога.
Специалистами (методистами) оценивается степень достижения поставленных целей, желаемых и определенных в управленческом решении. Контрольно-аналитическую работу выполняет также специально обученный человек. Он проводит проверку результативности педагогической работы и всего центра доп. образования организации с целью улучшения качества работы, синхронность работы Центра с законодательством РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альперин Л. Самооценка организаций - инструмент их развития / Л. Альперин. // Стандарты и качество. - 2000. - № 1. - С. 5В - 61.
2. Андерсен Б. Бизнес-процессы: инструменты совершенствования. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.
Аниськина Н.Н., Образование длиною в жизнь // Стандарты и качество. 2011.- №5.- С.73.
3. Галеев В.И. Самооценка - метод совершенствования системы менеджмента качества / В.И. Галеев, Т.Ю. Дворук // Сертификация. - 2002. - № 1.
4. ГОСТ Р ИСО 9004- 2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. - М. : Стандар-тинформ, 2011. -47 с.
5. ГОСТ Р ИСО 10014- 2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества. - М. : Стандартинформ, 2009.
6. Далгаард^С. М. И. Стратегия для прорыва и постоянного улучшения / С. М. И. Далгаард, Й. Дж. Далгаард // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 11. С. 45-51.
7. Егоров В.Н., Корягина И.И., Особенности электронного мониторинга процессов СМК университета // Стандарты и качество. 2012. - №6.- С.66.
8. Засобина Г.А., Корягина И.И., Некоторые подходы к оценке качества профессионального образования // Стратегия развития ДПО в условиях сокращения государственного регулирования. Пастуховские чтения – 2012 : материалы Х международной научно-практической конференции, 2012 г., С. 61-62.
9. Конка М. Г. Один стратегический подход к использованию самооценивания и бенчмаркинга // Избр. труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству. Берлин, сентябрь 1996. М.: ГП - Стандарты и качество, 1997.
10. Конти Т. Самооценка в организациях. М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.
11. Маслов Д. В. Малый бизнес: японский путь к успеху / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин. - М.: ДМК Пресс, 2005. - 192 с.
12. Маслов Д.В. Функциональная модель оценки менеджмента / Д. В. Маслов, П. Ватсон, И. Чилиши // Методы менеджмента качества. - 2005. - № 3.
13. Модель совершенства ЕГРМ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.efqiTi.org.
14. Модель совершенствования деятельности образовательного учреждения в области менеджмента качества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tqm.spb.ru/smkpage.shtml.
15. Рекомендации. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям Премии Правительства РФ в области качества 2013 года (для органи-заций-участников 2013 года). - М.: ОАО «ВНИИС», 2013.
16. Руководство Евроазиатской аккредитационной ассоциации по самооценке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.e-aaa.org.
17. Руководство по проведению самооценки и подготовки отчета для участников конкурса Рособнадзора 2012 года «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». М.: МИСИС, 2012.
18. Салимова Т. А. Самооценка деятельности в системе менеджмента качества организации / Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008.
19. Самооценка деятельности организации / Т.А. Салимова, Ю.Р. Еналеева: учеб, пособие. М.: Академический проект, 2006.
20. Шайнберг С. Крах «потемкинских деревень»: история нескольких российских организаций на пути к достижению мировых стандартов управления / С. Шайнберг. - Гетебург: Екпёещ, 2002.
21. Цугель Т.М. Участие в конкурсе на соискание Премии Правительства РФ в области качества - опыт эксперта // Сертификация. - 2004. - № 1.