Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
5
1.1 Понятие, цели и задачи Фонда национального благосостояния. 5
2 ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
8
2.1 Формирование и использование средств Фонда национального благосостояния
8
2.2 Объем и структура Фонда национального благосостояния 10
2.3 Управление средствами Фонда национального благосостояния 14
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
17
3.1 Актуальные проблемы эффективности управления средствами фонда 17
3.2 Предложения решения проблем эффективности управления средствами фонда
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема поддержания стабильного развития экономики страны в течение длительного периода не является надуманной. Экономические кризисы разных лет изучены достаточно подробно, но результаты исследований причин экономических спадов в прошлом сами по себе не могут гарантировать защиту от кризисов в будущем. Для обеспечения устойчивого экономического развития используются различные средства, в том числе заранее созданные резервы.
Каждая экономика просто должна иметь определенный запас прочности. Это касается и экономики нашей страны особенно в условиях дефицита бюджета.
Фонд национального благосостояния Российской Федерации (ФНБ) становится все более важным компонентом глобальной финансовой системы, привлекая к себе пристальное внимание. Постоянный рост активов, находящихся под их управлением, делает их присутствие и влияние на рынках капитала более ощутимыми.
Государства, в которых уже созданы суверенные фонды благосостояния, находятся в преимущественном положении по отношению к странам, не имеющим таких фондов - ведь в случае неблагоприятных условий государство, позаботившееся о завтрашнем дне путем создания соответствующего Фонда национального благосостояния, сможет восстановить нормальную жизнь своих население.
Суверенные фонды благосостояния привлекают значительное внимание, поскольку все больше стран открывают фонды и инвестируют в крупные компании и активы. Таким образом, важно точно понимать, что такое суверенные фонды благосостояния и как они появились.
Объект исследования фонд — проблемы управления Фондом национального благосостояния РФ.
Предметом исследования фонд национального благосостояния, особенности управления.
Цель работы – исследование особенностей формирования, использования и управления Фонд национального благосостояния.
Задачи работы:
-рассмотреть понятие, цели и задачи Фонда национального благосостояния;
-изучить формирование и использование средств Фонда национального благосостояния;
-проанализировать объем и структуру Фонда национального благосостояния;
-исследовать управление средствами Фонда национального благосостояния;
-выявить актуальные проблемы эффективности управления средствами фонда;
-разработать предложения решения проблем эффективности управления средствами фонда.
Информационной базой работы послужила учебная литература, статьи авторов в периодической печати, аналитические материалы экспертов.
В работе использованы монографический, диалектический, экономико-статистические методы.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении обозначена актуальность, поставлены цель и задачи исследования. В первой главе представлены эволюция формирования и развития фонда национального благосостояния России. Во второй главе представлены источники формирования и направления использования Фонда национального благосостояния России. В третьей главе представлены приоритетные направления управления ФНБ в условиях бюджетного дефицита. В заключении представлен вывод по всей работе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
1.1 Понятие, цели и задачи Фонда национального благосостояния
Российская Федерация - крупнейшая страна, богатая мировыми природными ресурсами. Среди всех стран мира Россия занимает второе место по добыче газа и третье - по добыче нефти. Полезные ископаемые, расположенные на территории государства, успешно экспортируются, а часть доходов федерального бюджета от их продажи поступает в Фонд национального благосостояния России.
Во второй половине 1999 года мировые цены на нефть впервые за несколько лет поднялись выше 20 долларов за баррель.
Это позволило увеличить доходы бюджета, и в 2001 году Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин предложил создать резерв, формируемый из "доходов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой". Так, в 2004 году появился Стабилизационный фонд.
Одной из основных функций бюджета является социальное обеспечение граждан - это выплата пенсий, пособий, материнского капитала и других видов социальных льгот и выплат. В целях оказания финансовой поддержки социальной сфере с 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (далее - ФНБ).
Первый был создан как средство борьбы с инфляцией, способ покрытия бюджетных расходов в случае резкого падения мировых цен на энергоносители и, таким образом, стабилизации экономики во время кризиса. А ФНБ предназначался для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда России.
Первый перевод средств в ФНБ был осуществлен 31 января 2008 года в размере 782,8 млрд рублей из Стабилизационного фонда.
Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильный уровень дохода от его размещения в долгосрочной перспективе.
Управление средствами Фонда для этих целей допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочной перспективе.
Этими фондами управляет Министерство финансов. Отдельные полномочия могут осуществляться Центральным банком.
Средствами можно управлять следующими способами (как индивидуально, так и одновременно):
- путем приобретения иностранной валюты за счет средств Фонда и размещения ее на счетах для учета средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации выплачивает проценты, установленные договором банковского счета, за пользование денежными средствами на этих счетах;
- путем размещения средств Фонда в иностранной валюте и финансовых активах, выраженных в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым методом, то есть путем размещения средств на счетах в иностранной валюте в Центральном банке Российской Федерации следующим образом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алекторская, М.М. Суверенный фонд в экономике знаний // Сборник научных трудов Sworld. - 2021. - № 2. - С. 63 - 65.
2.Алекторская, М.М. Суверенный фонд как инструмент макроэкономического регулирования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. - № 28. - С. 25 - 35.
3.Беренов А. Н. Влияние суверенных инвестиционных фондов (СИФов) на развитие экономики //Российское предпринимательство. - 2019. - № 18 (240). - С. 48–52.
4.Бояркина, А. С. Перспективы развития региональных суверенных фондов в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2021. - № 8 (67). – С. 112-118
5.Васин Е.А. Повышение эффективности управления суверенными фондами в Российской Федерации: автореферат. «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2018 - 191 с.
6. Дорофеев М.Л. Актуальные проблемы управления средствами фонда национального благосостояния РФ и пути их решения. //Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2019. - № 46 (4) – С. 58-66
7.Дьячкова, А. В. Экономика общественного сектора Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 166 с
8.Ефимова Л.А. Экономика общественного сектора: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018. – 90 с.
9.Кудрин А.Л. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт // Вопросы экономики. –2019. -№ 2. –С. 28-45.
10.Лавровский Б.Л. Инновационное развитие и Фонд национального благосостояния // ЭКО. - 2021. - N 4. - С.152-162.
11.Лыкова Е.А. Фонд национального благосостояния Российской Федерации // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVII международной студенческой научно-практической конференции - 2021 - № 2(37). – С. 240- 249
12.Мелых А.Я. Анализ эффективности формирования и использования средств Фонда национального благосостояния // Научные записки молодых исследователей. – 2020. – №. 3. – С. 52-58.
13.Навой А.В. Фонд национального благосостояния России в международной системе суверенных фондов // Деньги и кредит. - 2019. - N 2. - С.26-33.
14.Нестеров Л. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопр. экономики. - 2020. - N 2. - С.103-110.
15.Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций - М.: ГУ ВШЭ, 2019. – 530 с.
16.Ольшаный А.И. Международные суверенные активы Российской Федерации: проблемы и перспективы // Пробл. прогнозирования. - 2019. - N 1. - С.93-110.
17.Особенности воспроизводства национального богатства в начале XXI века / отв. ред. Нестеров Л.И. - М.: Наука, 2018. - 215с.
18.Парфенова, Л. Б. Экономика государственного и муниципального сектора: учебное пособие. – Ярославль : ЯрГУ, 2021. – 112 с
19.Полиевктова, С. О. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Молодой ученый. - 2022. - № 8.2 (67.2). - С. 47-48.
20.Пономаренко, Е. В. Экономика и финансы общественного сектора : учебник. М.: ИНФРА-М, 2021. - 377 с.
21.Ржевская Т. Стабилизационные фонды зарубежных стран // Вестник Института экономики РАН. - 2021. - №2. - С. 172-179.
22.Синявская К. В. Перспективы использования средств фонда национального благосостояния для экономического развития Pоссии // Наука через призму времени. - 2021. - №6 (15). – С. 34-39
23.Сухарев А. Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. - 2022. - № 18. - С. 28-33.
24. Сухарев А. Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. - 2020. - № 17. - С. 31-37.
25.Танасова А.С. Современные проблемы управления международными резервами в России // Экон. стратегии. - 2019. - N 5. - С.100-107.
26.Фальцман В.К. О структуре, динамики и использовании активной части национального богатства // Пробл. прогнозирования. - 2021. - N 5. - С.13-23.
27.Федоренко Н.П. Национальное богатство за 100 лет. - М.: Наука, 2021. – 218 с.
28.Шапталов Б.Н. Экономическая экспансия: Теория и практика обретения национального богатства. - М.: Экономика, 2018. - 317с.
29.Шмиголь Н.С. Использование Фонда национального благосостояния для стимулирования инвестиционного потенциала экономики Российской Федерации: за и против //Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2019. – №. 4 (238). – С. 36-46.
30.Экономика общественного сектора : учебник для вузов / под ред. Л. И. Якобсона. - М.: Юрайт, 2018. - 558 с
31.Элякова И. Д. Эффективность увеличения и использования фонда национального благосостояния государства // Концепт. – 2020. – № 20. – С. 4501–4505.
32. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации- https://minfin.gov.ru/ru/