Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее десятилетие в России активно развивается индустрия ту-ризма: появляются новые гостиницы, туристские комплексы, туроператорские и турагентские фирмы, экскурсионные бюро, предприятия по производству сувениров, информационные и рекламные службы. Индустрия туризма сего-дня представляет собой большой хозяйственный комплекс, где занято множе-ство людей, от квалификации которых зависит продуктивность работы всего этого комплекса. Большинство популярных мест отдыха отличаются хорошо подготовленными в области проведения досуга кадрами – аниматорами.
Анимационное обслуживание в зарубежных и российских гостиницах является одним из довольно эффективных методов привлечения гостей в гос-тиничные предприятия, а сама анимация непосредственно влияет на оценку комплексной работы отеля с туристами. Этими обстоятельствами обусловле-на актуальность выбранной темы курсовой работы. Предметом изучения ста-ла анимация в гостиницах, а объектом - российский и зарубежный опыт отельной анимационной деятельности.
Цель исследования заключается в анализе и рассмотрении гостиничной анимации в зарубежных и российских отелях. Задачами курсовой работы ста-ли:
1) анализ сущности понятия анимации и ее основных составляющих;
2) выявление особенностей организации анимационных программ в оте-чественных и зарубежных гостиницах;
4) установление взаимосвязи между формами анимационного обслужи-вания и категорией потребителей туристических услуг;
5) выявление проблем, характерных для организации анимационного продукта в российских гостиницах.
Методами исследования в работе послужили изучение и анализ научной литературы, обработка фактических данных. Информационной базой иссле-дования для курсовой работы стали книги по гостиничной анимации, основам туризма, анимационной деятельности в туризме, а также материалы сети ин-тернет.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Анимация в туризме
1.1.Основные понятия туристской анимации
Анимация представляет собой относительно новое направление в сфере туризма и отдыха, которое и раньше существовало в той или иной форме, но имело другое название и иные формы выражения. Индустрия развлечений бе-рет своё начало еще в древности, когда появилась необходимость в путеше-ствиях.
Сам термин «анимация» имеет латинское происхождение («anima» - ве-тер, воздух, душа; «animatus» - одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Анимация - это своеобразная услуга, целью которой является повышение ка-чества обслуживания отдыхающих. В то же время анимация представляет со-бой своеобразную форму рекламы, вид повторного привлечения туристов и их знакомых. Целью ее в этом случае становится продвижение туристского продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса [1,2].
Анимация - это разновидность туристской деятельности, осуществляе-мой на туристском предприятии (туркомплекс, отель, круизный теплоход, по-езд и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных досуговых программах. Так как турист-ская анимация представляет собой важнейшую составную часть туристского продукта, то она, как и всякая другая деятельность на туристском предприя-тии, должна быть планируемой, четко регламентируемой и организационно управляемой, обеспеченной материальными, финансовыми и кадровыми ре-сурсами [2,6].
Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой ту-рист вовлекается в активное действие. Она основана на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной програм-мой туристского комплекса. Анимационные гостиничные услуги являются одним из самых эффективных средств привлечения гостей в отель, влияющих на позитивную оценку туристом работы отеля в целом. Это своеобразные до-полнительные услуги клиенту отеля, позволяющие занять его таким образом, чтобы пробудить в нем положительные эмоции, почувствовать радость от пребывания и отдыха в отеле и повлиять на его решение вернуться снова в эту гостиницу. Конечной целью туристской анимации является удовлетворен-ность туриста отдыхом, его хорошее настроение, положительные впечатле-ния, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важ-нейшие рекреационные функции туристской анимации. Таким обра-зом, значение туристской анимации заключается в повышении качества, раз-нообразия и привлекательности туристского продукта, увеличении количе-ства постоянных клиентов, увеличении спроса на туристский продукт, повы-шении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а, следовательно, и повышение эффективности её использования, и, наконец, в повышении до-ходности и рентабельности туристской деятельности.
Туристская анимация является относительно новым направлением в ту-ризме, однако в той или иной форме она существовала и раньше, только име-ла другие названия и способы выражения [3,14].
Так уже в Древних Греции и Риме возникали таверны, постоялые дворы, мансионы (гости¬ницы в Древнем Риме), катагогии (гостиницы в Древней Гре-ции), становившиеся важным элементом социальной и религиозной жизни. Хозяева постоялых дворов и таверн для развлечения гостей приглашали му-зыкантов, танцоров и акробатов, устраивали всевозможные состязания. В ка-честве развлечения там проводились бои животных и птиц: кошек, собак, пе-тухов, перепелов. Очень любили древние греки игру в кости и спортивные со-стязания. Недаром именно там зароди¬лись первые грандиозные спортивные состязания - Олимпийские игры.
Древние греки уделяли организации досуга большое внимание. У них было много различных праздников, которые включали в себя заранее проду-манные и хорошо организованные культовые церемонии, торжественные ше-ствия, хоровые, музыкальные, гимнастические состязания с присуждением наград победителям, а также часы безмятежного народного веселья, когда каждому была предоставлена свобода веселиться так, как он хотел. Не менее популярными и многолюдными были в Древней Греции театральные пред-ставления, устраивавшиеся в честь бога виноделия Диониса. Устраиваемое пиршество сопровождалось развлекательными программами для участников: появлялись ряженые – сатиры, вакханки, которых изображали переодетые юноши, веселый пастушеский бог Пан с растрепанными волосами и козлины-ми ногами. Главным назначением всех подобных праздников было отвлечение участников от повседневной будничной жизни, наполнение их сердец празд-ничным, радостным настроением.
Своеобразными культурно-досуговыми центрами в Древнем Риме были бани (термы), которые в эпоху империи возникали в качестве огромных со-оружений с роскошным внутренним убранством. Тысячи римлян перед купа-нием на площадках для спортивных упражнений играли в мяч, состязались в беге, борьбе и поднятии тяжестей, затем мылись и плавали в бассейнах. Тер-мы предназначались не только для купания и спортивных тренировок, здесь были также библиотеки и залы для занятий. Тут можно было встретиться с друзьями, узнать последние новости, сделать прическу и вкусно поесть [4,14].
Очень любили древние римляне скачки и кровавые гладиаторские бои, для которых строились специальные сооруже¬ния - амфитеатры.
В Средние века из-за распространения христианства и господства церк-ви людям разрешалось смотреть театральные представления только с библей-скими сюжетами, но, несмотря на все запреты, трубадуры, жонглеры, шуты и другие бродячие артисты пользовались в те времена большой популярно-стью. Средневековая знать увлекалась охотой и конными скачками, к кото-рым детей приучали уже в 10-12 лет. Модным увлечением средневековья бы-ли игры в карты, на которых до нашего времени сохранилось изображение дам и рыцарей в средневековых костюмах. Также распространенной среди знати была игра в шахматы, простонародье больше увлекалось игрой в кости.
Несмотря на многие ограничения, даже в жестокое средневековье устраивались шумные праздники, соревнования и знаменитые рыцарские тур-ниры - военные состязания, которые происходили на специально устроенной арене, окруженной местами для зрителей. Таким образом, в суровое средне-вековье досуг тоже был продуманным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать тор-говые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники.
На Руси к первоначальным формам досуга можно отнести культовые праздники, которые проводились в соответствии с земледельческим календа-рем. Праздниками отмечались все важные для крестьян виды сельскохозяй-ственных работ, особенно начало сева и уборка урожая. Много праздников было в зимнюю пору, когда у крестьян высвобождалось время для развлече-ний. В это время устраивались всевозможные вечеринки, посиделки, снежные игры, калядки. Эти праздники были шумными, многолюдными с хороводами, гаданиями, веселыми играми, театральными представлениями, песнями и плясками. Любили во время этих праздников полакомиться пряниками, бли-нами и другими лакомствами [5,13].
С принятием христианства произошли большие изменения в проведении досуга. Православная церковь хоть и призывала к досугу степенному и до-стойному, но она так и не смогла до конца искоренить народные праздники. Смирившись, церковь подстроила эти праздники под православный кален-дарь.
Народное же искусство стало развиваться в новых формах. На Руси также можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками. Были среди них и дрессировщики с медведями, которые разыгрывали перед зрителями зани-мательные действа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - М.: Выс-шее образование, 2008.
2. Барчуков, И. С., Баумгартен Л. В., Башин Ю. Б., Зайцев А. В. Гости-ничный бизнес и индустрия размещения туристов. - КноРус.: М., 2013.
3. Биржаков, М.Б. Анимация как разновидность туристских услуг в сфере досуговой деятельности / М.Б. Биржаков // Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы». - 2006. - № 39 (7).
4. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер с англ. [Текст]/ Р.А. Браймер. М.:Аспект-Пресс, 2003.
5. Бугаенко, В.С. Техника обслуживания и культура работы в гостини-цах. [Текст] / В.С. Бугаенко. К.: Вища школа, 2004.
6. Бураковская, Н. В. Обслуживание в гостиничном комплексе особых категорий клиентов: учебное пособие для вузов / Н. В. Бураковская, О. В. Лукина, Ю. Р. Солодовникова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020.
7. Быстров, С. А. Организация гостиничного дела: учебное пособие / С.А. Быстров. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021.
8. Власова, Т.И. Анимационный менеджмент в туризме: учеб. пособие / Т.И. Власова, А.П. Шарухин, Н.И. Панов. - М.: Издат. центр «Академия», 2010.
9. Гаранин, Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учеб. пособие / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгин. - М.: Сов. спорт, 2003.
10. Гостиничное дело: словарь / Н.С. Морозова, М.А. Морозов, Т.И. Зворыкина [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.С. Морозовой. – Москва: ИНФРА-М, 2020.
11. Гостиничное дело: учебное пособие / И. Ф. Игнатьева, И. Н. Чури-лина, Т. Ю. Анисимов [и др.]; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петебург: Российский государствен-ный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020.
12. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / Н.В. Дмитриева, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Р.Н. Ушаков; под ред. Н.А. Зайцевой. – Москва: ИН-ФРА-М, 2020.
13. Дмитрова А.С. Гостиничная анимация как ключевой компонент со-временного туристского сервиса [Электронный ресурс] / А.С. Дмитрова, В.И. Кузнецов.
14. Кусков А.С. Гостиничное дело. Учебное пособие. – 2–е испр.: Да-ликов и К., 2010.
15. Кобяк М. В. Управление качеством гостиничного предприятия: учебник для вузов / М. В. Кобяк, С. С. Скобкин; под редакцией С. С. Скоб-кина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.
16. Корякова В.В. Анимация в туризме. Основы технологии аниматор-ской деятельности / В.В. Корякова // Туризм в социокультурном простран-стве Тюменского региона: сб. ст. / Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2006.
17. Курило Л.В. Теория и практика туристской анимации: в 2 т. Т.1. Теоретические основы туристской анимации / Л.В. Курило. - М.: Сов. спорт, 2006.
18. Кусков А.С. Гостиничное дело: учеб. пособие. - 5-е изд., испр., доп. - М. : Акад. проект, 2008.
19. Можаева, Н. Г. Гостиничный сервис: учебник / Н.Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. – 2-е изд., испр. – Москва: ИНФРА-М, 2020.
20. Николенко, П. Г. Гостиничная индустрия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.
21. Приезжаева, Е.М. Социально-культурная анимация в туризме [Текст] / Е.М. Приезжаева. - М.: Март, 2003.
22. Семенихин, В.В. Туристическая деятельность [Текст] / В.В. Семени-хин. - М.: Эксмо, 2005.
23. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и турист-ских комплексах: учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013.
24. Тимохина, Т. Л. Организация гостиничного дела: учебник для вузов / Т. Л. Тимохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.
25. Тимохина, Т. Л. Технологии гостиничной деятельности: теория и практика: учебник для вузов / Т. Л. Тимохина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.
26. Третьякова, Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / Т.Н. Третьякова. - М.: Издат. центр «Академия», 2008.
27. Хатикова, З. В. Организация и технология гостиничного дела / З. В. Хатикова, И. А. Шевчук, Д. В. Нехайчук. – Севастополь: Общество с огра-ниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020.
28. Чудновский А.Д. Гостиничный и туристический бизнес: учебное пособие / А.Д. Чудновский. – М.: Юркнига, 2013.
Электронные ресурсы
29. Образовательный портал по гостиничному бизнесу [Электронный ресурс] – URL: http://tourfaq.net/hotel-business/gostinichnaya-industriya/ (
30. [Электронный ресурс] – URL: http://tourlib.net/books_tourism/senin03.html