Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рыночной экономики эффективность развития общества в значительной мере обуславливается уровнем развития малой экономики. Она по самой своей природе является мощным рычагом для решения целого комплекса экономических, социальных и политических проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до снижения остроты безработицы, обеспечивая занятость населения путем создания новых предприятий и рабочих мест; создания новой прогрессивной структуры экономики и здоровой конкурентной среды.
В малом бизнесе сосредоточен наиболее многочисленный слой мелких частных собственников, которые являются опорой любого государства. Малое предпринимательство играет важную роль в поддержании занятости, когда как в крупных компаниях и заводах в условиях кризисов постоянно происходит так называемая «рационализация производства», когда из соображения экономии в них сокращаются и увольняются тысячи рабочих и специалистов, малое предпринимательство привлекает высвобождающиеся трудовые ресурсы. Хотя уровень экономического развития любого государства определяется крупной промышленностью, большими компаниями и фирмами, значение малого бизнеса в деловой жизни страны трудно переоценить. Малые предприятия имеют ряд преимуществ по сравнению с крупной промышленностью. В управлении – простота коммуникаций, отсутствие жестких иерархических структур, возможность быстрой корректировки целей и перераспределения сфер ответственности. Они принимают на себя определенный риск и сосредотачивают усилия на разработке новых или модернизации существующих продуктов.
Цель работы: изучить проблемы социализации работников малых предприятий.
Для реализации данной цели выдвинуты и решены следующие задачи:
– дать характеристику развития малого бизнеса в России;
– рассмотреть стратегию управления предприятиями малого бизнеса в России;
- методологически изложить различные авторские взгляды о социализации личности на малых предприятиях;
- показать формирование личностной направленности, ее типы.
Объект исследования: развитие малых предприятий в России.
Предмет исследования: социализация персонала в малых предприятиях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы управления малым бизнесом
1.1 Характеристика развития малого бизнеса в России
К предприятиям малого бизнеса относятся малые предприятия различных организационно-правовых форм, фермерские хозяйства, индивидуальное предпринимательство; малый семейный бизнес; неформальная занятость (репетиторство, выращивание плодово-ягодных культур, скота и прочее). Каждую из этих форм характеризует относительно небольшой объем используемых ресурсов – труда и капитала [4, c. 74].
В таблице 1 отражены критерии отнесения фирмы к малому предпринимательству [1].
В России современные возможности малого бизнеса не реализуются в полной мере. Деятельность предприятий малого бизнеса характеризуется рядом проблем. Основными из них являются следующие: слабая теоретическая проработка экономических аспектов малого предпринимательства; недостаточный учет особенностей малого предпринимательства в действующем законодательстве, правовых и нормативных актах; наличие административных барьеров, тормозящих вхождение малых предприятий на существующие рынки; многочисленные проверки, особенно со стороны фискальных органов, затрудняющие работу малых предприятий; трудности финансирования проектов организации и развития малых предприятий, высокие процентные ставки по кредитам; имеющая место тенденция увеличения налоговых и других отчислений; негативный образ малых предприятий и их владельцев в средствах массовой информации и восприятии граждан нашей страны; слабая подготовка кадров, особенно работников, специально подготовленных для работы в малых предприятиях; слабое развитие инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности малых предприятий; низкий уровень поддержки малых предприятий и защиты их интересов, особенно в муниципальных органах управления; слабое стимулирования передовых форм малого предпринимательства и небольшой объем его финансирования; слабая проработка вопросов институционального обеспечения деятельности малых предприятий; низкий уровень инвестиционной привлекательности малых предприятий; на большинстве малых предприятий производительность труда не соответствует сегодняшним реалиям [37, c. 16].
Таким образом, малое предпринимательство в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого предпринимательства, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции [29, c. 38].
В возникшей ситуации, в первую очередь, необходимо выработать долгосрочную стратегию развития малого бизнеса в России, которая позволит разрешить проблемы, связанные с процессом формирования новой социально- экономической системы страны.
Стоит отметить, что развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение малым предприятиям и оказывают им поддержку на федеральном уровне, так как это влияет на социальный климат в стране.
Вместе с тем у малых предприятий наряду с сильными сторонами есть и слабые, которые являются одним из препятствий развитию данного сегмента в России, что отражает таблица 2 [35, c. 17].
Выделим факторы, препятствующие развитию малого бизнеса в России.
Во-первых, направленность государственной поддержки преимущественно на крупный бизнес. Развитие сетевой торговли с регистрацией в оффшорных зонах, собственниками которых являются государственные служащие. Законодательная дискриминация мелкой розницы в пользу крупных розничных сетей подтверждает указанный фактор [20].
В городах растет количество крупных сетевых магазинов, малый бизнес поставлен в условия жесткой конкуренции [8, c. 22].
Во-вторых, коррупция на всех уровнях. Системная коррупция угрожает национальной безопасности России. Бегство капиталов (более 38 млрд. долл.), отсутствие инвестиций, в первую очередь, в не сырьевой сектор. Борьба с коррупцией - одна из основных задач правительства на ближайшие годы.
В-третьих, эмиграция. Каждый год Россию покидают от 100 тыс. до 150 тыс. чел. С 2001 Россию покинуло около 30 тыс. финансистов, предпринимателей и бизнесменов. Многие из них объясняют свой отъезд невозможностью легально вести дела, а сотрудничать с коррумпированными чиновниками или рисковать своей свободой многие не хотят [25, c. 17].
В-четвертых, высокие процентные ставки на финансирование бизнеса, трудности с получением банковских кредитов, отсутствие лояльных программ start-up для предпринимателей, только начинающих свою деятельность, недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств.
По состоянию на 1 января в Российской Федерации зарегистрировано и действует 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек, что составляет 25% от общего числа занятых в экономике (таблица 3) [39, c. 44].
Основу сектора малого бизнеса по количеству хозяйствующих субъектов составляют ИП – 2,4 млн. или 53,3% всех малых предприятий и микропредприятия – 1,9 млн. или 41% всех малых предприятий. Малые предприятия составляют 5,2%, а средние – 0,3% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом на микропредприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе малого и среднего бизнеса - 55%.
Количество занятых в секторе малого бизнеса составляет 25% от общей занятости в экономике [38].
Таблица 3. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Для решения проблем малого бизнеса необходима реализация комплекса мероприятий: поддержка малых компаний в сфере инноваций (субсидии инновационным компаниям, инновационные гранты, программы обучения, поддержка компаний, выходящим на биржу); создание частной инфраструктуры поддержки предпринимательства: гарантийные фонды, микрофинансовые центры, фонды прямых инвестиций; грантовая поддержка начинающих предпринимателей в увеличенном объеме (уволенные в запас, безработные, поддержка социального предпринимательства); создание различных структур: промышленных парков, бизнес - инкубаторов, центров коллективного доступа к оборудованию, центров предпринимательства, технопарков, центров прототипирования, центров кластерного развития, центров дизайна; поддержка экспорта товаров, производимых малыми компаниями (гранты начинающим экспортерам, создание центров поддержки экспорта) [16, c. 8].
Кроме того, следует реализовать ряд мероприятий для совершенствованию законодательных норм в сфере малого предпринимательства: повысить доступность аренды государственного имущества, обеспечить упрощенный и дешевый доступ к коммунальной инфраструктуре, упростить требования по ведению бухгалтерского учета, уменьшить административные барьеры, повысить доступность банковского кредитования, осуществить совершенствование трудового законодательства.
Таким образом, в России малое предпринимательство как сектор экономики существует около двадцати пяти лет и находится на стадии становления. Оно приобрело определенную устойчивость и достаточную широту распространения [28, c. 114].
Стратегия государственной поддержки малого предпринимательства реализуется не в полной мере. Существует ряд проблем. Основными недостатками государственной системы поддержки малого и среднего предпринимательства являются: несовершенство нормативно-правовой базы; нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства; недостаточное развитие объектов государственной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; высокая налоговая нагрузка на предприятия малого бизнеса и административные барьеры [34, c. 23].
Тем не менее, без государственной поддержки малого и среднего предпринимательства ведение бизнеса в современных реалиях не представляется возможным. В целом выбор того или иного механизма зависит от расположения предприятия, его внутренней структуры, органов местного самоуправления и ресурсной обеспеченности.
В систему мер, направленных на поддержку малого бизнеса, в частности, входят доступное финансирование (стимулирование банковского кредитования, развитие системы гарантий), предсказуемая фискальная политика (включая смягчение фискальной нагрузки на бизнес), квалифицированные кадры, создание новых рыночных ниш (в том числе стимулирование спроса).
В это непростое время в поддержке со стороны государства нуждаются не только обычные граждане, но и предприниматели. Подавляющее большинство организаций в России почувствовали на себе в той или иной мере влияние санкций, от нарушения логистических цепочек до исчезновения необходимых материалов. Как именно государство поможет бизнесу пережить это время, рассказываем далее.
Все мы сейчас находимся в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию и экономику страны в частности. Нарушается отлаженная логистика, рвутся партнерские связи, владельцы крупных предприятий в срочном порядке перестраивают рынок, ищут новых поставщиков, и все это ведет к увеличению издержек и снижению прибыли.
Чтобы дать бизнесу время и возможности для перестройки, правительство принимает различные меры для поддержки отдельных отраслей, а также малого и среднего бизнеса. Их введено большое количество, но мы выделим лишь самые основные и важные на данный момент.
Для среднего бизнеса будут предложены программы льготного кредитования со ставками не выше 13,5% годовых, для малого бизнеса – не выше 15%. Эти средства можно направить на увеличение оборотных средств, закупку товаров или материалов для их изготовления, оплаты необходимых услуг и т.д.
Получить можно до 300 тысяч рублей для малых и микро предприятий, для средних – не более 1 миллиона рублей. Действие программы – до 30 декабря 2022 года, срок возврата кредита – 1 год.
Также до конца 2022 года можно будет получить инвестиционный кредит на расширение производства, открытие нового бизнеса и т.д. Сумма – 1 миллион рублей, срок погашения – до 3 лет. Получить деньги смогут любые субъекты МСП.
Если у организации уже был взят кредит до 1 марта 2022 года, то предприниматели из определенных сфер деятельности смогут получить на полгода отсрочку по полученным кредитам и процентам. Обратиться за отсрочкой необходимо до 30 сентября текущего года.
Воспользоваться каникулами могут, например, гостиницы, общепит, сельское хозяйство, издательства, представители в области культуры, спорта, досуга и т.д. Все они перечислены в Постановлении от 10.03.2022 № 337.
К дополнительной мере поддержки можно отнести решение продлить нулевые тарифы за использование Системы быстрых платежей и проведение по ним операций. Это актуально для организаций и ИП, которые принимают оплату через СБП по QR-коду.
Также напомним, что с 18 апреля по 31 августа 2022 года регулятор ввёл лимит на комиссии за эквайринг. Компании, которые оказывают определенные услуги или реализуют товары, например, продукты, лекарства и т.д., будут платить комиссию всего в 1%.
Нестандартный вариант получения поддержки со стороны государства – это прямая субсидия от Фонда социального страхования. Размер субсидии рассчитывается так: МРОТ + взносы + районный коэффициент при наличии, а сама выплата производится трижды на каждого сотрудника: через месяц работы, через три месяца и через полгода.
Рассчитывать на неё могут юридические лица, ИП и некоммерческие организации, которые возьмут к себе на работу определенные категории граждан (молодежь до 30 лет, инвалидов, родителей с несовершеннолетними детьми и т.д.), все они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 13.03.2021 № 362 с изменениями от 18.03.2022 № 398.
С 1 апреля по 1 октября 2022 года введен мораторий на банкротство. Правительство РФ запретило кредиторам обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (не распространяется на застройщиков).
Вместо этого налоговыми органами будет осуществляться содействие в реструктуризации задолженности. Должникам будут предлагаться все разрешенные законодательством рассрочки и мировые соглашения для сохранения бизнеса.
Еще на год продлили для некоторых регионов возможность устанавливать нулевую ставку для впервые зарегистрированных предпринимателей (ИП), которые применяют УСН и (или) ПСН, и при этом задействованы в определенных отраслях, например, в производственной или социальной.
Очень важно снижение налоговой нагрузки для высвобождения части денежных средств, которые можно направить на другие важные цели. Вот что обязательно стоит отметить:
Согласно новому закону от 09.03.2022 № 52-ФЗ с поправками в Налоговый кодекс РФ - Правительству РФ и региональным властям дали право менять сроки уплаты налогов и сдачи отчетности для компаний и ИП. Такое разрешение будет действовать до конца 2022 года.
Если у организации имеются сложности с покупкой кассовой ленты по объективным причинам, то налоговая не будет штрафовать за невыданные чеки. Иными словами, если расчет прошел по кассе, а чековой ленты в ней не было, то за это не выпишут штраф.
Важно: новое послабление не означает что чек вовсе не надо пробивать, информация о всех операциях обязательно должна попасть в фискальный накопитель и уйти оператору фискальных данных. А вот покупателю можно предложить получить электронный чек на почту.
Сроки уплаты налога по УСН за 2021 год переносятся: для организаций с 31.03.2022 на 31.10.2022 и для ИП с 30.04.2022 на 30.11.2022. Авансовый платеж за первый квартал 2022 года для всех будет перенесен на 30.11.2022 года.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абчук В.А. Менеджмент. - СПб: Союз, 2018. - 463 с.
2. Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии. - М.: Дашков и К, 2018. - 400 c.
3. Айзатова М.Ф. Особенности формирования отчетности малыми предприятиями в отечественной и зарубежной практике // Молодой ученый. - 2020. - №4. - С. 448-451.
4. Алещенко В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики // ЭКО. - 2021. - № 11. - С.132- 141.
5. Арустамов Э.А. Организация предпринимательства. - М.: Издательство - книга торговый центр «Маркетинг», 2019. – 249 с.
6. Баженов Ю. Малое предпринимательство. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 317 с.
7. Балашов А. П. Основы менеджмента. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2020. - 288 c.
8. Басарева В.Г. Государственное управление малым бизнесом: от задач до реализации // ЭКО. - 2021. - № 11. - С.126-136.
9. Басарева В.Г. Малый бизнес в новой экономике // Регион: экономика и социология. - 2021. - № 3. - C.236-252.
10. Басарева, В.Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования. - М.: «Дашков и Ко», 2020. - 356 с.
11. Блэйк Р. Р. Научные методы управления. - Киев: Вышсшая школа, 2013. - 274 с.
12. Босчаева З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов. - М.: Экономика, 2019. - 254 c.
13. Виленский А.В. Возможности оценки результатов поддержки российского малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2020. - № 17. - C.8.
14. Виханский О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Высшая школа, 2018. - 125 с.
15. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. // Проблемы современной экономики. – 2019. - №2. – С. 52-58.
16. Гишкаева Л.П. Проблемы теории и практики предпринимательства // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. - 2021. - № 5. - С.74-83.
17. Гукасьян Н.А. Менеджмент предприятия. Просто о сложном. - СПб.: BHV, 2018. - 160 c.
18. Демкович В.И. Малое и среднее предпринимательство // Деньги и кредит. - 2021. - № 11. - С.26-31.
19. Изрядникова О. Предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. – 2020. – №7. – С.17-22.
20. Канцеров Р.А. Методы оценки потенциала малых предприятий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2021. - № 10. - С.18-23.
21. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве. - М.: Новый Логос, 2017. - 277 с.
22. Краснов И. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2021. - № 1. - С.38-46.
23. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 254 с.
24. Лебедева И.С. Место современных кооперативных форм организации бизнеса в развитии малого предпринимательства // Экономика фирмы. - 2019. - № 1. - С.17-25.
25. Мильнер Б. Малый бизнес: проблемы организации и управления // Социальная политика и социология. - 2021. - № 1 (114). - C.17-23.
26. Нестеренко, Ю.Н. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России. – М.: Издательский центр РГГУ, 2018. – 310 с.
27. Нурмухаметов, А. В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 16-19.