Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Геоморфологические рекреационные ресурсы представляют собой сочетание элементов, форм и типов рельефа, имеющих различный генезис, возраст и эволюцию, обладающих научной, медико-биологической и психолого-эстетической ценностью и используемых для удовлетворения потребностей людей в рекреации.
Условия рекреационной деятельности во многом определяются особенностями рельефа. Характер рельефа (степень его вертикального и горизонтального расчленения, крутизна и экспозиция склонов, интенсивность проявления современных рельефообразовательных процессов) влияет на многие виды рекреационной деятельности, определяет эстетические свойства пейзажей, условия солнечного освещения, возможности строительства. Каждому типу рельефа соответствует определённый тип рекреационной специализации.
Без представлений о функциях рельефа в рекреации невозможно эффективное ведение туристической деятельности. Рекреационно-геоморфологические условия и ресурсы необходимо учитывать на разных этапах, начиная от сбора информации об аттрактивности территории, организации пространственной структуры и управления рекреационной системой, до безопасной туристической эксплуатации природного потенциала территории и технологических систем с учетом природных рисков. Знание функций рельефа в рекреации позволит научно обоснованно подходить к вопросу создания туристического продукта, в основе которого лежат природные компоненты, в силу базисной роли рельефа в природно-территориальной комплексе. Сложно представить себе вид туризма, в котором не играет значимую роль геоморфологические ресурсы, а поэтому, в данной курсовой работе будет рассмотрено природное богатство территории, которым в достатке владеет наша страна.
Цель курсовой работы заключается в исследовании геоморфологических ресурсов для развития туризма в г. Сочи.
Задачи исследования:
– рассмотреть рельеф как основу туристского развития территории,
– выделить особенности рельефа для развития туризма в г. Сочи,
– дать оценочную характеристику туристских ресурсов г. Сочи.
Объектом исследования являются геоморфологические рекреационные ресурсы.
Предметом исследования являются возможности использования геоморфологических ресурсов г. Сочи в целях туризма.
Концептуальной основой является исследование ресурсного потенциала г. Сочи с точки зрения геоморфологии на предмет возможности развития различных видов туризма.
При выполнении курсовой работы использовались методы: статистический, картографический, описательный, сравнительно-географический, ландшафтный, метод районирования, и др.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. РЕЛЬЕФ КАК ОСНОВА ТУРИСТСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Общие сведения о рельефе и туризме
Рельеф - основополагающий компонент природы любой страны.
Во-первых, характеристика рельефа формирует первоначальный образ территории, кроме того, рельеф определяет возможности развития многих видов туризма, т. е. он имеет самостоятельное значение как условие развития турбизнеса. Во-вторых, рельеф – важный фактор, влияющий на все остальные компоненты природы: воды, климат, растительность и животный мир в значительной степени определяются особенностями рельефа. Чем мозаичнее рельеф, тем больше разнообразия в других компонентах, тем богаче природа в целом. Чем ярче выражено чередование форм рельефа, тем больший интерес она представляет для туризма.
Рельеф, несомненно, имеет самостоятельное значение для развития туризма в регионах и центрах пребывания (дестинациях), поскольку определяет возможности для развития всех основных видов туристической деятельности, а также влияет на все остальные составляющие природы – климат, внутренние воды, флору и фауну. Под рельефом понимается совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, состоящих из выпуклых и вогнутых форм.
Наиболее важными характеристиками рельефа являются абсолютная и относительная высота. Абсолютная высота - это высота любой точки на поверхности Земли над уровнем океана. Оно может быть положительным и отрицательным. Относительная высота - это превышение одной точки земной поверхности над другой. Он показывает, насколько одна точка земной поверхности расположена выше или ниже другой. Абсолютные и относительные высоты характеризуют расчлененность рельефа.
Неровности земной поверхности, совокупность которых образует рельеф, называются формами рельефа. Формы рельефа делятся на положительные, к которым относятся холмы, возвышенности, горы, высокогорья и т.д., и отрицательные – овраги, овраги, впадины и т.д. Формы рельефа группируются по типам рельефа – холмистый, холмистый, горный – то есть в совокупность форм рельефа определенного происхождения, возраста и внешнего вида. Основными формами рельефа земной поверхности являются горы и равнины.
Рельеф как основной элемент природного комплекса во многом влияет на характер туристической деятельности. Он часто определяет туристическую специализацию территории, а в некоторых случаях является основным природным объектом, на использовании которого основана сама туристическая система. В самом общем виде рельеф по отношению к системе туризма проявляется в различных качествах:
1) как природное условие;
2) как природный ресурс;
3) как информационный ресурс.
Как геоморфологическое условие, рельеф определяет емкость туристической территории, ее специализацию. Эта зависимость особенно сильна для пляжного купания и лыжного туризма. В этом случае структура туристической территории полностью определяется геоморфологическим строением прибрежной зоны или горного рельефа. Роль рельефа как условия туристической активности проявляется при рассмотрении устойчивости территории к туристическим нагрузкам.
Рельеф - это туристический ресурс, обеспечивающий отдых, то есть средство поддержания и восстановления трудоспособности, здоровья людей и удовлетворения их культурных и эстетических потребностей. Ресурсная ценность рельефа для туризма в настоящее время недостаточно оценена. Во-первых, рельеф следует рассматривать с традиционных ресурсных позиций. Горные склоны с их морфологическими и морфометрическими показателями, такими как абсолютная высота, форма продольного профиля, уклон, длина, планируемые очертания и т.д., в полной мере являются ресурсом горнолыжного туризма. Эти показатели во многом определяют специализацию горнолыжных трасс и всего горнолыжного курорта для различных групп туристов. Например, такие горнолыжные курорты австрийских Альп, как Абентау с пологими, длинными склонами, предназначены в основном для начинающих и семейного отдыха. Напротив, курорт Сан-Антон - это место для опытных лыжников и спортивных соревнований.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю. География туризма : учебник / Александрова А.Ю., под ред., Христов Т.Т. — Москва : КноРус, 2020. — 592 с.
2. Александрова, А.Ю. Туристское регионоведение. Влияние региональной интеграции на мировой туристский рынок : монография / Александрова А.Ю., Ступина О.Г. — Москва : КноРус, 2020. — 173 с.
3. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
4. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для среднего профессионального образования / Л. Г. Березовая. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с.
5. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
6. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 256 с.
7. Большаник, П. В. Туристское страноведение : учеб. пособие / П.В. Большаник. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 241 с
8. Ветитнев, А. М. Олимпийский туризм: организационно-экономические аспекты и влияние на принимающую дестинацию : монография / А.М. Ветитнев, Н.В. Бобина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 227 с.
9. Воронкова, Л.П. История туризма и гостеприимства : учебное пособие / Воронкова Л.П. — Москва : КноРус, 2020. — 347 с
10. Иванов, А. А. История российского туризма (IX-XX вв.) : учебное пособие / А.А. Иванов. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 320 с.
11. Ивлиева, О. В. Теория и практика экологического туризма : учебное пособие / О. В. Ивлиева ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 86 с.
12. Исаченко, Т. Е. Рекреационное природопользование : учебник для вузов / Т. Е. Исаченко, А. В. Косарев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 268 с.
13. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России : учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина ; Рос. гос. гуманитары, ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Рос. гос. гуманитары, ун-т, 2019. — 288 с.
14. Кужель, Ю. Л. Туристское страноведение. Центральная и Южная Европа (Албания, Венгрия, Хорватия, Словения) : учебник для вузов / А. А. Крючков, А. Г. Граве ; под редакцией Ю. Л. Кужеля. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 400 с.
15. Лысакова, Л. А. Tourismus. Туризм : учебное пособие / Л. А. Лысакова, Е. М. Карпова, Е. Н. Лесная. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 145 с.
16. Погодина, В. Л. География туризма : учебник / В.Л. Погодина, И.Г. Филиппова ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 256 с.
17. Покровский, Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления : учебное пособие / Н. Е. Покровский, Т. И. Черняева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Университетская книга ; Логос, 2020. — 424 с.
18. Практика активного туризма : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2020. — 149 с.
19. Туризм : словарь / под ред. д-ра экон. наук, проф. М.А. Морозова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 300 с.
20. Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова ; ответственный редактор В. П. Нехорошков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 205 с.