Фрагмент для ознакомления
2
РЕФЕРАТ
Курсовая работа по теме «Предприятия общественного питания как элемент туристической инфраструктуры Санкт-Петербурга» состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы общим объемом 36 страниц.
Содержит 6 рисунков, 25 использованных источников.
Целью данной работы является исследование предприятий общественного питания г. Санкт-Петербург.
Задачи:
- проанализировать особенности рынка общественного питания в России;
- проанализировать особенности общественного питания в Санкт-Петербурге;
- выявить проблемы развития предприятия общественного питания;
- раскрыть перспективы развития предприятий общественного питания в Санкт-Петербурге;
Предмет исследования – предприятия общественного питания г. Санкт-Петербург.
Метод и методология проведения работы. В работе были использованы диагностический, сравнительный, факторный, морженальный, экономико-математическийметоды исследования, контролинг.
Область применения результатов:
В ходе работы был выполнен анализ тенденций развития рынка общественного питания в России, а также особенности рынка общественного питания г. Санкт-Петербург.
Выводы. Исследованы тенденции развития и дана оценка деятельности на предприятиях общественного питания Санкт-Петербурга. У Петербурга сформировалась уникальная ресторанная и барная субкультура, притягивающая в него гостей из других городов, и, прежде всего, жителей столицы. При этом петербургская ресторанная культура более демократична по ценовому позиционированию и представляет собой уникальный синтез северной, русской, скандинавской и классической европейской гастрономических традиций.
Было отмечено, что в условиях пандемии, заведения общественного питания последние два года были ориентированы на работу по доставке еды.
В ходе проведения исследования выявлено, что на предприятиях общественного питания существуют некоторые проблемы с развитием гастрономического бренда г. Санкт-Петербург. В качестве перспектив развития сделан вывод о том, что гастротуры в Санкт-Петербурге имеют большой потенциал.
Полученные результаты помогают продвинуться в понимании развития предприятий общественного питания как туристического продукта, а также способов практического сопровождения бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время сегмент предприятий общественного питания занимает значительную часть в общей экономике страны. Одним из негласных лидеров по количеству предприятий общественного питания является Санкт-Петербург. С каждым годом в городе растет число предприятий общественного питания, которые не только удовлетворяют физиологические потребности человека, но и являются местом досуга, встреч, развлечений. Отметим, что также в Санкт-Петербурге отмечена положительная тенденция роста туристского потока, что обуславливает и развитие сферы общественного питания. Рассмотренными факторами обусловлена актуальность исследования.
Российский рынок общественного питания образуют различные по своим качественным характеристикам, форматам обслуживания, продаваемой продукции и ее дифференциации, задействуемому оборудованию предприятия, такие как рестораны, кафе, бары и т.д. Общественное питание сейчас является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей, которые отражают уровень регионального развития и страны в целом. Рынок общественного питания способен удовлетворить не только физиологические потребности своих клиентов (утолить чувство жажды или голода), но и имиджевые, статусные потребности или потребности общения. Ввиду этого характерной чертой нынешнего состояния рынка является его неоднородность и разносторонний охват практически всех целевых аудиторий потребителей: по уровню доходов, возрасту, полу, социальному статусу и интересам.
Объектом исследования данной работы выступают услуги открытой (общедоступной) сети предприятий общественного питания различных типов г. Санкт-Петербург.
Теоретические результаты: особенности рынка услуг общественного питания крупнейших городов России, основные тенденции его развития; уточненная классификация предприятий питания; конкретизированная система факторов эффективности размещения предприятий питания на территории крупнейшего города путем оценки их значимости и определения совокупного влияния на эффективность размещения; методика логистической оценки эффективности размещения предприятия питания на территории крупнейшего города; рекомендации по совершенствованию логистической системы предприятий быстрого питания и обоснование их оптимального размещения на
В работе использовались следующие методы: теоретический, аналитический, синтез,
Информационной базой исследования послужили официальные документы и законы РФ, монографии, статистические сборники, статьи в периодической печати, данные международных организаций, интернет-ресурсы.
1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РОССИИ
1.1 Эволюция, основные тенденции развития и особенности формирования российского рынка общественного питания
Общественное питание является одним из самых перспективных и быстроразвивающихся направлений пищевой индустрии. В значительной степени уровень его развития отражает и уровень социально-экономического развития государства. Значительное развитие рынка общественного питания в его современном виде произошло только в конце 20-го века. И сейчас рост объема мирового рынка общественного питания продолжается. Например, в США, являющимся крупнейшим рынком в мире, потребители тратят больше денег на питание вне дома, чем на покупку продуктов и приготовление еды дома. Аналогичная ситуация наблюдается и в Великобритании. А вот в России ситуация совсем иная - оборот питания за пределами дома почти в 10 раз меньше оборота продажи продовольственных товаров. Однако рынок общественного питания в России развивается достаточно динамично. Основополагающими факторами его роста являются: увеличение доходов населения, изменение образа жизни и культуры питания, технологические инновации быстрого обслуживания, расширение ассортимента блюд быстрого питания. Учитывая тенденцию вовлечения все большего числа людей в культуру питания за пределами дома, российский рынок общественного питания имеет большой потенциал к дальнейшему расширению [12, c.231].
На сегодняшний день большим спросом продолжают пользоваться заведения формата «фаст-фуд», что составляет 47 % от общего количества предприятий, такой существенный разрыв обусловлен дешевизной и быстрым обслуживанием в данном сегменте. На втором месте по востребованности находятся кафетерии, на их долю приходится 18 %, на долю ресторанов приходится 14 %. Сформирована новая стратегия продвижения брендов посредством социальных медиа. Заведения общественного питания активно привлекают покупателей за счет использования агрегаторов (Яндекс.Еда, Delivery Club и др.). Начинают также развиваться фабрики-кухни в спальных районах городов, что объясняется ростом популярности доставки на дом.
На рисунке 2 приведена динамика оборота общественного питания РФ, % за период с 2011 по 2019 гг. [19]
Из данных графика видно, что самый высокий оборот на рынке общественного питания достигнут в 2012 году, начиная с 2014 по 2016 годы наблюдается спад, предприятия общепита понесли значительные потери, многие предприятия закрылись. Причиной этому послужил, как было отмечено выше, экономический кризис. Уже с 2017 по 2019 годы заметна положительная динамика рынка общественного питания. В современных условиях развития экономики, оборот рынка общественного питания стремительно растет, по итогам 2019 г. оборот предприятий общественного питания вырос на 4,5–4,8 %. Но в 2020 году опять наступает кризис, вызванный пандемией коронавируса. Из-за введенных ограничений в связи с пандемией предприятия общественного питания имели возможность функционировать лишь в формате доставки блюд или обслуживания на вынос. Оборот общественного питания в январе-октябре 2020 года составил 1,078 трлн рублей, сократившись на 21,9 % относительно аналогичного периода в 2019 году. Согласно данным Росстата за 11 месяцев 2020 года оборот российского рынка общественного питания снизился на 21 %, до 1,21 трлн рублей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. ГОСТ1 Р 50762 2007 Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 475-ст).
2. ГОСТ2 Р 50763 2007 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 474-ст).
3. ГОСТ3 Р 50647 94 Общественное питание. Термины и определения.
4. ГОСТ4 Р 507620 95 Общественное питание. Классификация предприятий.
5. О защите прав потребителей: Федеральный закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.).
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.).
7. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г., 31 марта, 30 декабря 2006 г., 12 июня, 23 июля, 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г.).
8. О техническом регулировании: Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.
Периодическая литература
9. Акимова, Р.А. Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России / Р. А. Акимова. – Текст: непосредственный. Молодой ученый. - 2021. - № 10 (352). - С. 51-53.
10. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. – 5е изд., стер.. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 290 с.
11. Кузменко, Ю.Г. Методология развития рынка услуг предприятий питания в крупнейших городах России: маркетинговый и логистический аспекты / Ю.Г. Кузменко, И.Ю. Окольнишникова, Е.Д. Конькова. М.: Креативная экономика, 2019. – 192 с.
12. Курлович, В.В. Обзор рынка общественного питания Санкт-Петербурга / В.В. Курлович В сборнике: Наука молодых - будущее России. Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. - 2017. - С. 231-235.
13. Лаврентьев, Е.В. Динамика развития рынка общественного питания в России / Е.В. Лаврентьев. Интеграция наук. - 2018. - № 8 (23). - С. 207-210.
14. Магомедов, А. М. Экономика организаций торговли: учебник для вузов / А. М. Магомедов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва. Издательство Юрайт, 2021. – 266 с.
15. Седельников, В.М. Основные тренды развития рынка общественного питания в России / В.М. Седельников. Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. - 2021. - Т. 1. - С. 7-16.
16. Соломина, И.Ю. Репрезентации инноваций в ресторанном бизнесе как фактор развития экономики впечатлений / И.Ю. Соломина. Современные проблемы сервиса и туризма. – 2019. – № 2. – С. 66–78.
17. Фролова, Т.А. Тенденции развития российского рынка общественного питания/Т.А. Фролова. Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. - 2018. - С. 72-74.
Internet-ресурсы
18. Официальный сайт Минэкономразвития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru. Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/
20. Официальный сайт Росфинмониторинга [Электронный ресурс]. – URL: fedsfm.ru
21. Официальный сайт международной брокерской компанией Tranio [Электронный ресурс]. – https://tranio.ru/articles/issledovanie-gde-v-evrope-naibolshii-vybor-kafe-i-restoranov/
22. Официальный сайт издания «Комсомольская правда» [Электронный ресурс]. – WWW.SPB.KP.RU: https://www.spb.kp.ru/online/news/4537082/
23. Официальный сайт издания «РБК» [Электронный ресурс]. – https://www.rbc.ru/spb_sz/30/11/2021/61a623009a7947032aa345
24. https://www.gov.spb.ru/static/writable/documents/2022/01/20/АС_Состояние_потребительского_рынка_СПб_в_янв-сентябре_2021
25. Управление Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс]. –https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/СПБ08.