Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Право на свободу и личную неприкосновенность являются основопо-лагающими естественными конституционными правами личности, ограниче-ние которых допускается только в случаях, специально предусмотренных за-коном, и такое ограничение является оправданным, если оно отвечает пуб-личным интересам, направленно на защиту конституционно значимых цен-ностей.
Уголовно-правовой институт домашнего ареста представляет собой со-вокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих обществен-ные отношения, связанные с избранием и применением к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде домашнего ареста.
Домашний арест является одной из мер в системе мер пресечения уго-ловно-процессуального характера. По степени строгости домашний арест занимает второе место после меры пресечения в виде заключения под стражу и в ряде случаев применяется как альтернативная мера заключению под стражу. Правовое регулирование домашнего ареста в системе мер пресече-ния уголовного процессуального характера является дальновидным шагом законодателя на пути по обеспечению принципа гуманности и соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина для целей защиты конституционно значимых ценностей. Закрепление уго-ловно-процессуального института домашнего ареста направлено на гумани-зацию российского уголовного судопроизводства, создание альтернативы самой суровой мере пресечения - заключению под стражу.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что появление новой ме-ры пресечения в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) - запрета определенных действий, применяемой судом наряду с залогом, домашним арестом и заключением под стражу, является знаковым событием, требующим особого внимания и осмысления. Внесен-ными изменениями традиционная триада принудительных мер превратилась в квартет, существенно дополнив арсенал правоприменителя.
Фактически домашний арест в прежней редакции разбит на 2 самостоя-тельные меры пресечения, предусмотренные отдельными статьями (107 и 105.1) УПК РФ, причем мера пресечения в виде запрета определенных дей-ствий в соответствии со ст. 98 УПК РФ является более мягкой, чем домашний арест. В связи с внесенными изменениями возник ряд вопросов.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возни-кающие в связи с мерой пресечения «домашний арест».
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие применение домашнего ареста, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Задачами работы ставится:
• исследовать домашний арест, как меру пресечению;
• изучить контроль за соблюдением домашнего ареста;
• проанализировать принцип неприкосновенности личности при домашнем аресте;
• рассмотреть зачет времени домашнего ареста в срок лишения свободы;
• определить тенденции развития законодательства о домашнем аресте.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографиче-ского списка.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. Также широко применены специальные методы юридиче-ского познания действительности: логико-юридический, формально-юридический и метод системного анализа правовых норм.
1. Правовые основы меры пресечения в виде домашнего ареста
1.1. Домашний арест
Избрание и выполнение мер пресечения в каждом конкретном случае необходимо для обеспечения надлежащего исполнения уголовно-процессуального законодательства. С целью недопущения осуществления со стороны обвиняемого (-ых) и подозреваемого (-ых) деяний, могущих по-влечь за собой приостановку или затягивание производства по делу, пред-принимается реализация обеспечительных и профилактических мероприя-тий. Насколько правомерны и соразмерны избираемые меры пресечения, определяется по тому, действительно ли существует необходимость в огра-ничении определенных прав и законных интересов обвиняемого (подозрева-емого), в какой степени она требуется, приведет ли применение указанных мер к выбору обвиняемым (подсудимым) надлежащей линии поведения и яв-ке по вызову в суд и правоохранительные органы.
Мера (меры) пресечения может быть применена в том случае, если у органов правопорядка есть основания полагать, что обвиняемый мог совер-шить процессуальное нарушение. Данное обстоятельство распространяется на все меры. Согласно ст. 97 УПК РФ, определенный круг прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого) лица может быть ограничен в том случае, если существует достаточное количество оснований полагать, что он:
1) не явится в суд, попытается скрыться от дознания и предваритель-ного следствия;
2) не прекратит осуществление своей противоправной деятельности;
3) предпримет меры по запугиванию участвующих в ходе судебного разбирательства сторон, попытается всеми возможными способами изба-виться от доказательств и иным образом затормозить процесс разбиратель-ства.
Домашний арест в системе мер пресечения УПК РФ является альтерна-тивной мерой принудительного воздействия по отношению к заключению под стражу. Вместе с тем количество случаев избрания меры пресечения в виде заключения под стражу традиционно высоко, хотя сейчас наблюдается тенденция к постепенному его снижению.
Конституция РФ гарантирует основополагающее право на свободу че-ловека. Ограничения свободы допускаются только в той мере, в какой они необходимы в определенных законом целях и установленном порядке. В этой связи домашний арест применяется исключительно по судебному реше-нию. Заметим, что ст. 22 Конституции РФ не оперирует термином «домаш-ний» применительно к аресту, а лишь указывает на необходимость получе-ния судебного решения в случае применения ареста, заключения под стражу и содержания лица под стражей. Отсутствие прямого указания в Конститу-ции РФ о необходимости получения судебного решения при избрании меры пресечения в виде домашнего ареста стало причиной дискуссий о неконсти-туционности уголовно-процессуального порядка избрания домашнего аре-ста. Так, В.М. Быков, отмечая данный факт и наряду с этим тенденцию к чрезмерному расширению сферы судейских полномочий в досудебной части производства по уголовным делам, предлагает узаконить полномочия следо-вателя на избрание меры пресечения в виде домашнего ареста не по судеб-ному решению, а с санкции (согласия) прокурора.
Действительно, текст Основного Закона оперирует термином «арест» без какого-либо уточнения и без указания на то, что перечисленные в ст. 22 меры относятся к уголовно-процессуальным мерам принуждения, притом что сам термин «арест» может нести различную смысловую и, следователь-но, правовую нагрузку: задержание, домашний арест, административный арест, вид наказания. Полагаем, что исключительная прерогатива суда на санкционирование этой меры пресечения вытекает из сути ареста, предпола-гающего в любом случае ограничение лица в праве свободного передвиже-ния или полную его изоляцию от общества. Уголовно-процессуальное зако-нодательство более динамично в своем развитии и наполнении новыми тер-минами, чем Конституция РФ. Более того, с положениями Конституции РФ соотносятся все нормативные правовые акты. Тем не менее думается, что ст. 22 Конституции РФ ориентирована на избрание мер пресечения, следова-тельно, речь в ней должна идти о домашнем аресте, а не об аресте, что тре-бует соответствующего уточнения.
Избирается домашний арест в отношении подозреваемого (обвиняемо-го) при невозможности избрания более мягкой меры пресечения.
Одним из дискуссионных вопросов, связанных с применением домаш-него ареста, является определение категории лиц, к которым преимуще-ственно данная мера пресечения должна применяться. Закон не предусмат-ривает никаких критериев определения категории лиц, в отношении которых применяется данная мера пресечения, что, на наш взгляд, вполне оправдан-но. В юридической литературе высказывается мнение об отнесении к данной категории лиц инвалидов, несовершеннолетних, беременных женщин, муж-чин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, престарелых родителей, находящихся на иждивении у своих детей. Разделяя это мнение, стоит отме-тить, что категория лиц должна соотноситься не только с социальным стату-сом гражданина, но и со степенью тяжести совершенного преступления, в ко-тором подозревается или обвиняется лицо. Представляется, что уместно из-бирать домашний арест как меру пресечения в том случае, когда преступле-ние повлекло за собой только имущественный вред. Дополнительными осно-ваниями для применения домашнего ареста, на наш взгляд, могут являться возмещение причиненного ущерба, отсутствие судимости и полное раскаяние за совершенное преступление. Однако, избирая домашний арест преимуще-ственно в отношении указанных лиц, суд тем не менее должен учитывать об-щие и специальные основания, уголовно-правовую категорию совершенного преступления, обстоятельства, относящиеся к личности обвиняемого, кон-кретные условия, имеющие отношение к исполнению домашнего ареста, а также принцип справедливости и соразмерности применяемой меры пресече-ния.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Федеральный закон от 18.04.2018 N 72-ФЗ «О внесении измене-ний в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части из-брания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» // Собрание законодательства РФ, 23.04.2018, N 17, ст. 2421.
6. Постановление Правительства РФ от 18.02.2013 N 134 «О поряд-ке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных су-дом запретов и (или) ограничений» // Собрание законодательства РФ, 25.02.2013, N 8, ст. 838.
7. Приказ Минюста России N 26, МВД России N 67, СК России N 13, ФСБ России N 105, ФСКН России N 56 от 11.02.2016 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обви-няемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление ЕСПЧ «Быков (Bykov) против России» [Большая палата], указано выше, § 61. // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление ЕСПЧ от 5 июля 2016 г. «Бузаджи (Buzadji) про-тив Республики Молдова» [Большая палата], N 23755/07, § 86. // СПС «Кон-сультантПлюс».
10. Постановления ЕСПЧ «Федоренко (Fedorenko) против России», указано выше, § 71; «Сергей Васильев (Sergey Vasilyev) против России», указано выше, § 86. // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановления ЕСПЧ от 18 июня 2009 г. «Штейн (Shteyn (Stein)) против России», N 23691/06, § 117.
12. Постановление ЕСПЧ от 18 декабря 1996 г. «Скотт (Scott) против Испании», N 21335/93, § 74. // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление ЕСПЧ от 3 июля 2012 г. «Луценко (Lutsenko) про-тив Украины», N 6492/11, § 68. // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресече-ния в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» (преамбула) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2014. N 2.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказа-ния» // Российская газета, N 295, 29.12.2015.
16. Апелляционное постановление Верховного суда Республики Да-гестан от 9 июня 2018 г. по делу N 22К-973/2018 // СПС «Консультант-Плюс».
17. Апелляционное постановление Московского городского суда от 26 декабря 2018 г. по делу N 10-23220/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Обзор практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содер-жания под стражей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18 января 2017 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. N 9.
19. Брусницын Л.В. О зачете времени ограничения свободы при применении мер пресечения: запрета выходить из жилого помещения, до-машнего ареста и заключения под стражу // Уголовное право. 2018. N 5. С. 106.
20. Бурмакин Г., Габараев А., Ермасов Е. Вопросы совершенствова-ния и практика реализации меры пресечения в виде домашнего ареста в дея-тельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России // Уголовное право. 2016. N 1. С. 133.
21. Быков В.М. Закон о домашнем аресте подозреваемого или обви-няемого: научный комментарий // Административное и муниципальное пра-во. 2012. N 3. С. 14.
22. Власенко В.В. Возможен ли зачет времени домашнего ареста в срок лишения свободы? (Вопросы судебного толкования) // Российский су-дья. 2018. N 12. С. 23.
23. Головинская И.В., Гущин С.В. Особенности применения меры пресечения в виде домашнего ареста в Российской Федерации // Современное право. 2018. N 10. С. 123.
24. Жиляев Р.М., Первозванский В.Б., Медведева И.Н. О некоторых проблемах избрания судами меры пресечения в виде домашнего ареста и пу-тях их решения // Российская юстиция. 2013. N 11. С. 49.
25. Зайцева Л.Л. Применение меры пресечения в виде заключения под стражу // Уголовный процесс как средство обеспечения прав человека в правовом государстве: материалы Международной научно-практической конференции (Минск, 9 - 12 ноября 2017 г.). Минск, 2017. С. 109 - 110.
26. Калиновский К.Б. Запрет определенных действий как мера пресе-чения // Уголовный процесс. 2018. N 6. С. 9.
27. Качалова О.В. Действие принципа неприкосновенности личности при применении заключения под стражу, домашнего ареста и запрета опре-деленных действий в уголовном судопроизводстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 3. С. 38.