Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Введение и использование новых таможенных технологий, совершенствование таможенных процедур, практическое раз-витие консультирования и информирования участников внешнеэкономиче-ской деятельности (ВЭД), расширение оснащенности таможенной инфра-структуры - все это способствует созданию благоприятных условий внеш-неэкономической деятельности, увеличению уровня качества предоставля-емых таможенных услуг заинтересованным лицам, росту экономики и раз-витию сферы бизнеса.
В связи с постоянно возрастающим объемом внешнеторговой дея-тельности Российской Федерации, ужесточением правил и условий между-народной торговли все больше возникает потребность в развитии тамо-женного обслуживания современного типа, так как институт таможенных услуг, несомненно, влияет на процесс интеграции страны в мировое эко-номическое сообщество, на совершенствование торговли и экономики Рос-сии в целом.
Таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) вместе с вы-полнением своих стандартных функций в области администрирования налогообложения и внешней торговли является активным социально-экономическим институтом, где таможенные услуги проявляются в виде отдельной формы сервисного обслуживания. Российское государство в по-следние годы настойчиво решает задачу расширения ассортимента и по-вышения качества услуг, предоставляемых обществу и население страны. Понятно, что таможенная служба РФ, как важный государственный инсти-тут, также призвана совершенствовать свою деятельность в сфере предо-ставления государственных услуг. Не стоит забывать и о частном секторе, где активно развиваются околотаможенные институты, занятые предостав-лением услуг участникам ВЭД.
Иначе говоря, актуальность темы исследования определяется тем, что развитие сферы таможенных услуг - это неустранимая тенденция со-временного мира внешнеэкономической деятельности, к которой прибега-ют все участники торговых отношений, и таможенным органам России следует не просто понимать эту тенденцию, но и активно встраиваться в нее. И, хотя историческая специфика таможенного дела в нашей стране (подавляющее значение фискальных функций в деятельности таможенных органов) активно проявляется и сегодня, понятно, что будущий неизбеж-ный тренд - это развитие сервисной таможни. Поэтому важно выявить, на каких принципах следует развивать данную сферу, что является здесь пер-востепенными задачами и проблемами, какой опыт оказания таможенных услуг уже накоплен и что можно сделать, чтобы улучшить таможенный сервис.
Объектом курсовой работы являются государственные таможенные услуги. Предметом - организация работы государственных таможенных услуг.
В этой связи, в связи с этим, целью данной курсовой работы являет-ся исследование таможенных услуг в РФ и основного инструмента управ-ления ими - административного регламента.
В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены и решены следующие задачи: Раскрыть сущность понятия государственные таможенные услуги. Установить порядок организации и функционирова-ния государственных таможенных услуг. Определить значение государ-ственных таможенных услуг во внешнеторговой деятельности.
Таким образом, выбранная для данной работы тема имеет несо-мненную научную и практическую значимость.
Это тем более важно, что пока данная проблематика не получила широкого освещения в научной литературе, хотя интерес к ней постоянно растет, как у ученых, так и у таможенников-практиков. По теме таможен-ного сервиса и предоставления услуг имеются диссертации, монографии, журнальные публикации, материалы научно-практических конференций. Основной литературой, которая использовалась при написании работы стали научные публикации из журналов по таможенному делу, менедж-менту, сборников научно-практических конференций.
Глава 1. Таможенные услуги в системе государственных услуг и в коммерческом секторе Российской Федерации
1.1. Понятие и сущность таможенных услуг, типология видов тамо-женных услуг
В настоящее время успешная внешнеэкономическая деятельность - это важнейший фактор развития и устойчивости экономической системы страны. Мировая торговля, как сфера внешнеэкономической деятельности, является основным потребителем сферы услуг, которые предоставляют возможность сокращения расходов, повышения качества и надежности по-ставок товаров и унификации процедур.
Услуги как вид экономической деятельности и форма общественных отношений - явление очень древнее. Уровень успешности современных обществах сегодня определяется не только валовым продуктом, но и тем, насколько развита в нем сфера услуг, какое количество трудоспособного населения здесь занято, какую долю социальных благ в ней производят. В литературе существует довольно много определений, что такое услуга, что такое сфера услуг, что такое сервис.
Услуги - это деятельность, которая непосредственно удовлетворяет потребности общества, разных видов предприятий, организаций, которые не обязательно воплощаются в материальной или вещественной форме .
Один из самых важных факторов экономического развития в со-временных странах мира - это взаимозависимость роста экономики и уве-личения роли услуг в ней. Это выражается в повышении доли финансовых, трудовых, материальных ресурсов, которые используются в сфере услуг. В процессе развития общества, роста производства осуществляется и раз-витие сферы услуг, а, следовательно, рост занятости, технологической со-ставляющей данной сферы.
Доминирующая доля сектора услуг в экономики характеризует страну как постиндустриальное государство.
Хотя услуги занимают значительное место в современной мировой экономике, в экономической литературе и науке не существует единого определения этого термина.
В современной отечественной экономической науке выделяют два главных подхода к определению сущности услуг, которые сложились на основе теорий К. Маркса. Первый подход определяет услугу в качестве деятельности, специфической формы труда, а второй - как результат тру-да, полезный эффект деятельности. Отсюда исходят различные понятия термина «услуга» .
Услуга - это деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей общества путем производства соответствующих данной по-требности благ нематериального либо материального характера.
Услуга - это благо экономического характера в виде деятельности, а также действия, целью которых является увеличение потребительской по-лезности объекта услуг, а задачей - влияние на этот объект.
Основываясь на учение К. Маркса, ученые продолжают рассматри-вать услугу одновременно и с позиции деятельности, и как результат тру-да. Но при определении термина «услуга» необходимо синтезировать и рассматривать в совокупности данные позиции, что позволяет сформиро-вать единое толкование понятия «услуга» .
В зарубежной литературе также отсутствует единое определение понятия «услуга». Х. Ворачек утверждает, что единого понятия услуг не может быть сформулировано, так как нельзя охватить все многообразие этого термина. Ф. Котлер услугой называет любую деятельность, которую одна из сторон предлагает другой, и которая часто является неосязаемой и как результат не приводят к овладению чем- либо. Ф. Котлер в своей трак-товке допускает осязаемость услуги .
В соответствии с мнением Г. Ассэль, услуга - это неосязаемое благо, которое приобретается потребителем, но оно не связано с собственностью. Анализируя данное определение, можно прийти к выводу, что Г. Ассэль связывает услуги с каким-либо конечным результатом, а из действий есть только приобретение услуги, которое больше связано с потребителем, а не с самой услугой .
Следует отметить, что большинство ученых основной отличитель-ной чертой услуги отмечают неосязаемость. Но, с другой стороны, неко-торые виды услуг потребитель все же может измерить либо ощутить (например, транспортные услуги).
Таможенные услуги относятся к таким услугам, которые обслужи-вают внешнеторговую деятельность импортера и экспортера. В связи с этим совершенствование таможенной службы Российской Федерации включает в себя в первую очередь развитие системы государственных услуг.
На содержание понятия «таможенная услуга» также сложилось не-сколько мнений среди исследователей в области экономических наук.
Так, по мнению А.В. Сафронова, под государственной таможенной услугой стоит понимать действие или последовательность действий, кото-рые реализуются специальными таможенными инструментами (таможен-ные процедуры, операции, технологии) с целью увеличения потребитель-ской полезности сферы ВЭД для участников ВЭД и государства .
В соответствии с высказыванием Р.В. Федоренко, таможенными услугами является совокупность действий, которые подлежат совершению таможенными органами с целью обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств при пере-движении товаров от продавца к покупателю в соответствии с требования-ми этих стран .
Подобное мнение формирования сотрудничества участника ВЭД и таможни складывается у Г.В. Эловой, в соответствии с которой таможен-ные услуги - это результат действий в сфере таможенного дела, которые направлены на удовлетворение потребностей страны и участников ВЭД, которые гарантируют реализацию принципов законности, контролируе-мости и стабильности таможенных услуг, их ориентацию на долговремен-ную перспективу, складывание партнерских отношений государственных структур и участников ВЭД в сфере таможенного регулирования .
Возможностью соединить разные подходы к определению термина «таможенная услуга» является концепция «сервисной таможни», исходя-щая из определения таможенного органа как сервисного предприятия и государственного поставщика - государственного учреждения, которое ориентированно на предоставление качественных таможенных услуг как участникам ВЭД, так и государству .
Таким образом, таможенная услуга - это комплексное понятие, ко-торое подразумевает результаты взаимодействия таможенных органов, юридических либо физических лиц и институтов таможенной инфраструк-туры при совершении разных форм внешнеэкономической деятельности .
Основными документами, регламентирующими направления дея-тельности таможенных институтов в системе предоставления таможенных услуг, являются:
1. «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» .
2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022)
В Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года отведен третий раздел, где рассматриваются меры по совершен-ствованию государственных таможенных услуг .
В соответствии с данной программой, улучшение и развитие меха-низма государственных услуг, которые предоставляются участникам внешнеэкономической деятельности, подразумевает увеличение их количе-ства, качества и оперативности, а также доступности и надежности.
В связи ежегодным увеличением спроса на услуги в сфере таможен-ного дела и внешнеэкономической деятельности в Программе предложено решение следующих задач: