Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Медленная эволюция российской экономики к новой системе рыночных отношений нередко сопряжена с процессами, носящими непредсказуемый и противоречивый характер. Множественность и сложность текущих экономических, социальных и демографических проблем на фоне незавершенных преобразований трансформационного периода актуализируют постановку и решение вопроса о приоритетных несырьевых отраслях и секторах национальной экономики, способных превратиться в источники устойчивого экономического роста и таким образом, снизить высокую эластичность последнего от внешнеэкономической конъюнктуры. Одним из таких секторов в современных условиях российской экономики становится сфера услуг.
Цели н задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является исследование развития рынка услуг в условиях современней российской экономики и рыночной трансформации социально-экономических отношений сферы услуг.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- дать соответствующее современным экономическим реальностям определение услуги на основе анализа исторических этапов развития её содержания и качества;
- охарактеризовать существенные различия и сходства между основными экономическими благами: услугой и товаром;
- обобщить систематизации и классификации услуг и их отраслей в рыночной экономике;
- вскрыть причины и факторы экспансии сферы услуг и тенденции ее развития в условиях современной экономики;
- обозначить особенности функционирования и перспективы развития сферы услуг.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются экономические отношения, отражающие процесс развития рынка услуг в условиях становления постиндустриальной экономики в РФ, на примере ХМАО.
В качестве объекта исследования выступает сфера услуг в современной экономике, особенности и тенденции её развития в России, на примере ХМАО.
Теоретические, методологические и информационные основы исследования. Теоретической основой диссертации послужили труды и публикации отечественных и зарубежных ученых-экономистов, социологов, внесших заметный вклад в теоретическую разработку проблем постиндустриального общества и сферы услуг.
Методологической базой решения поставленных задач явилось применение общенаучных подходов и методов: теоретико-эмпирического, генетического, абстрактного, ретроспективного, диалектического, а также экономикостатистических инструментов экономического анализа.
Глава 1.Теоретические аспекты исследования развития сферы услуг в условиях современной экономики
1.1 Сущностная характеристика сферы услуг
Римское право знало услуги свободных рабочих и мастеров (Latin locatio conductio operarum), но большинство услуг были рабы при условии , что были его владельцы в качестве причины для их услуг вещи аренда была собрана из клиентов.
Лицо, обязанное служить (лат. Locator), должно было должным образом выполнять свои услуги работодателю ( лат. Проводник ) и получать за это вознаграждение (лат. Merces). Право на услуги считалось реальным правом (лат. Res operae servorum ) получать выгоду от работы иностранных рабов. Услуги врачей или учителей с интеллектуальными достижениями (лат. Operae liberales) выполнялись на основании приказа (лат. Mandatum) без вознаграждения. Даже здесь «быть слугой» (лат. Servire) означало подчинение неоплачиваемой рабской службе (лат. Servitum ).
В средние века отрывали слугу, служанку и слугу от бывших рабов. В слугах выполняются вручную и натяжные услугами в обмен на товары или заработную плату . Значение глагола «служить» в то время изменилось, поскольку «полезный» в значении «полезный» не появлялся до 16 века. Социальные отношения между правлением и служащими связывают рабочее место с унижением , деградацией и деградацией.
Одновременно с индустриализацией в XIX веке появились функционально необходимые услуги, такие как транспорт или услуги Банки , так как производимые товары требуются транспорт, оплата и финансирование.
В 1854 году экономист Нассау Уильям Старший сказал, что продукты делятся на услуги и товары (английские продукты делятся на услуги и товары).
Сфера услуг включает профессиональную деятельность, которая осуществляется в третичном секторе экономики . Если есть подразделение на четыре сектора, деятельность там также включается.
Отрасли
Сфера обслуживания может быть найдена в секторах торговли , технического обслуживания и ремонта автомобилей , транспорта и хранения , гостеприимства, информации и связи, предоставления финансовых и страховых услуг, недвижимости и жилья, предоставления профессиональных, научных и технических услуг, предоставления других экономических служб, государственного управления, обороны и социального обеспечения, образования и обучения. Медицинские и социальные услуги , искусство, развлечения и отдых, другие услуги и бытовые услуги.
Деятельность в области сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, добычи полезных ископаемых и добычи камня и земли (первичный сектор ), а также в производстве, энергетике и водоснабжении, канализации и удалении отходов , удалении загрязнения окружающей среды и строительстве ( вторичный сектор).
Термин «общество обслуживания» нацелен на социальные структурные изменения, которые по-разному произошли во всех западных промышленно развитых странах, начиная с 1970-х годов. Фактически, это эвфемизм для демонтажа инфраструктуры в угольной и сталелитейной промышленности , а не для общей деиндустриализации. Однако в целом изменение связано со значительным сокращением количества рабочих мест в промышленности.
Первоначально в основной отрасли было перемещено множество объемов производства в страны с более благоприятными методами добычи угля и руд, а также минеральной нефти и природного газа . Тогда все меньше и меньше рабочих мест оставалось в обрабатывающей промышленности из-за автоматизации и повышения производительности , и в то же время спрос на промышленную продукцию можно было удовлетворять все более и более дешево за счет доставки новых производителей к потребителям, так что сектор услуг (в смысле гипотезы три сектора из Фурастье ) с одной стороны, все больше и больше рабочих , а с другой стороны, был в состоянии связать все больше и больше покупательную способность.
Процесс преобразования индустриального общества в общество услуг известен как третичная.
Помимо измененной материальной основы, сервисное общество также связано с изменением социальных ценностей и норм.
Ряд гипотез пытается оправдать феномен третичности. К ним относятся, среди прочего тезис об аутсорсинге и тезис о взаимодействии. Фактически, структура спроса в обществе не меняется; скорее, в результате нестабильности увеличивается доля людей с низкими доходами и прекращается предыдущая полная занятость.
Повышение производительности в первых двух секторах высвободило рабочих, а сектор услуг стал «ловушкой» для уволенных рабочих . Кроме того, в рамках аутсорсинга компании отказываются от деятельности, которая не является частью их основной компетенции, и покупают эти услуги у специализированных поставщиков услуг, связанных с компанией, таких как Б. Техническое обслуживание, ИТ, услуги безопасности.
Кроме того, при постоянном спросе в области планирования и реализации производства товаров возрастает потребность в хранении, распределении и услугах. Сборка товаров в обрабатывающей промышленности и потребителям, в том числе другим. объясняется пробелами в рационализации. Компании вытеснят неопределенность из своих основных технических процессов и передадут их периферийному персоналу и сервисным отделам.
В этом контексте говорят о «посреднической работе» или «гарантийной работе» на периферии «жестких» технических ядер отрасли. Это также включает в себя советы по продаже и применению все более сложных товаров, которые поэтому требуют объяснения (например, в фармацевтических, химических или страховых продажах). Эти формы мобильной службы на местах расширились с 1980-х годов. Однако сегодня все больше и больше проблем с размещением и консультированием решаются с помощью интернет- приложений на основе искусственного интеллекта при прямом общении с клиентом. Неопределенность (например, из-за внезапного притока доходов или смены работы, особых запросов клиентов или увеличения модного разнообразия и мелкосерийного производства) все больше поглощается более гибкими программируемыми операционными системами , которые должны быть включены без области продаж. услуги, такие. Б. путем настройки продукта заказчиком через Интернет. Ввиду большого количества новых продуктов, требующих объяснения, личный контакт в отделах продаж и обслуживания остается важным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белецкий М.Д. Основные факторы развития сферы услуг в условиях рыночной экономики // Дискуссия. 2016. №7 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-razvitiya-sfery-uslug-v-usloviyah-rynochnoy-ekonomiki (дата обращения: 16.05.2021).
2. Валитова Т. А. Анализ социально-экономического положения региона (на примере ХМАО - Югры) // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 5-2 (58-2). - С. 364-367
3. Современный потенциал социального и экономического развития регионов: монография / И. А. Волкова, Н. В. Захарова, О. А. Козлова и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора О. А. Козловой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2016. - 194 с.
4. Вострякова Г. Р., Гаравская О. А., Тагирова А. В. Анализ рынка сельскохозяйственной продукции на территории ХМАО - Югры // Современная наука: проблемы и пути их решения: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. - Кемерово, 2015. - С. 236.
5. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум: учеб. пособие / под ред. Т.Д. Бурменко. М.: КНОРУС, 2016. 422 с.
6. Корсунская М.П. В Москве готовится форум «Качество жизни» // Стандарты и качество. 1999. № 3. С. 30-31.
7. Рейтинг качества жизни «International Liv-ing»-2010 [Электронный ресурс] // Business Forecast. 2010. URL: http://businessforecast.by/partners/ ratings/246/
8. Экономическая теория: учеб. / под общ. ред. В .И. Видяпина [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2007. 672 с.
9. Экономика США: учеб. / под ред. В.Б. Супяна 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2008. 831 с.
10. 6Перерва О.Л., Тучина Ю.В. Мировой процесс урбанизации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по материалам XI Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2014. № 8 (40).
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm.
12. Щербик Е. Е., Протасова А. А. Особенности инновационного импортозамещения в ХМАО - Югре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S4. - С. 31-35. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76056.htm.