Фрагмент для ознакомления
2
итог долгих и глубоких раздумий писателя – подтверждается в каждом его произведении.
При этом он был глубоко убежден в том, что жизнь, каждый шаг человека в ней должны быть освящены любовью и верой в торжество добра и справедливости, ибо они зажигают в человеке то «священное пламя» и рождают ту «благородную решимость», без которых он не может стать настоящим гражданином своей страны, полезным ей деятелем.
Мысли о любви в этом высшем ее значении всегда волновали Тургенева, и он постоянно — не только в своих произведениях — стремился пробудить в сердцах людей и любовь, и веру, зажечь в них то «священное пламя», над которым, как он говорил, «смеются только те, в чьих сердцах оно либо погасло, либо никогда не вспыхивало».
Не удивительно поэтому, что любовь в произведениях Тургенева — самое большое жизненное испытание, проверка сил человека, и прежде всего сил душевных и нравственных.
И вот именно для того, чтобы провести человека через самое большое жизненное испытание — через испытание любовью и таким образом показать, на что он может быть способен, Тургенев и создавал такие произведения, как «Первая любовь» [12].
Героиня «Первой любви» — Зинаида, в которой было не только стремление к самоутверждению, но много пустого кокетства, сумела, полюбив, преодолеть и свой эгоизм и даже гордость. Она решилась на очень дерзкий и необычный для девушки ее круга поступок.
Однако независимости и счастья, к которым Зинаида столь сильно стремилась, она так и не достигла. Мир пошлости раздавил эту волевую и одаренную натуру. Ее жизнь сложилась трагически.
В 1863 году Тургенев для французского издания «Первой любви» дописал финал, в котором прямо говорил, что причиной несчастий его героев была не «простая безнравственность», как пытались это представить реакционные критики, а то, что в современном русском обществе «есть что-то испорченное», ломающее судьбы людей.
Тургенев с самого начала своего творчества очень поэтично, с большим лиризмом описывал истинно прекрасное чувство любви. Но самые взволнованные, самые лучшие страницы его книг посвящены расцвету первого юного чувства и тем сложным душевным переживаниям, которыми оно сопровождается.
Во многих своих произведениях Тургенев воспел именно первую любовь — юную, чистую. Так было так же в «Асе», «Дворянском гнезде», «Накануне». А в более поздней повести — «Вешние воды» писатель пропел подлинно вдохновенный гимн этому чувству.
Тургенев писал: «Первая любовь — та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало — смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет».
Во всех произведениях Тургенева выразилось поразительное умение великого художника проникать в сущность любви, независимо от того рассказывал ли он о чистой юношеской любви, или о любви трагической — «роковой страсти», которая поражает человека чем-то вроде хронического неизлечимого недуга [7, 51].
И конечно, такой точности и правдивости в описании переживаний своих героев Тургенев достигает не только благодаря огромному художественному мастерству, но и потому, что все эти чувства были пережиты им самим.
И в «Первой любви», как до этого в «Фаусте» и «Месяце в деревне», а позднее в «Дыме» и в «Вешних водах», все связанное с «роковой любовью» — в основном автобиографично.
Повесть И.С. Тургенева «Ася» затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволяет также говорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.
В повести Тургенева «Ася» писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием.
Тургенев создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит пейзажей. Какое великолепное изобилие красок представлено в повести — «блестящий пурпуром воздух», «девушка Ася, облитая солнечным лучом» [1, 85].
Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н.Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить. Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность. И вместе с тем Ася — девушка довольно странная.
Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко. Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо.
У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза.
Тургенев показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию.
Он говорит о любви: «Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться». Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.
Повесть «Ася» открывает плеяду героев — безвольных людей, дворян-интеллигентов, потерявших свою любовь в силу слабого характера и нерешительности.
В 1872 году была написана, а в 1873 году опубликована повесть «Вешние воды», во многом повторившая сюжет предыдущих произведений.
На основе автобиографического материала в повести «Вешние воды» Тургенев создал новый вариант «лишнего человека», дворянского интеллигента, бесплодно растратившего молодые силы.
И в большинстве своих повестей семидесятых годов он стремился прежде всего к созданию типов, добивался того, чтобы в каждом из них душевные качества человека, особенности его жизненного поведения раскрывались в их связях с социальными условиями, с определенным этапом в истории развития русского общества.
Таков, в частности, образ Санина. В «Вешних водах» Тургенев сосредоточил внимание на решении не социально-исторических, а чисто психологических задач. Эти задачи определяют творческую позицию автора в данной повести.
Здесь с равной глубиной проникновения в мир человеческих чувств разработаны обе главные темы повести: тема чистой, вдохновенной любви Санина и Джеммы и тема слепой, унизительной страсти, жертвой которой оказался Санин после встречи с Полозовой [1, 78].
Проблематику повести составляют вопросы правды и лжи, радости и страдания, свободы и необходимости, счастья и несчастья; гармонично сочетаются нравственные, эстетические вопросы.
Одной из ключевых проблем в повести является проблема любви и взаимоотношений между девушкой и молодым человеком. «Вешние воды» - это история любви и измены «русского за границей»: главный герой, Санин, внезапно влюбляется в прекрасную итальянку Джемму, жившую с семьей во Франкфурте, и столь же внезапно изменяет ей с очень нехорошей барыней Марьей Николаевной Полозовой.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Батюто А. Тургенев-романист. – Л.: Наука, 1972. — 394 с.
2. Богословский Н.В. Тургенев. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1961. — 416 с.
3. Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. – М.: Советская Россия, 1986. — 416 с.
4. Дессе Роберт. Сумерки любви: Путешествия с Тургеневым. – М.: Текст, 2009. — 317 с.
5. Заболотнова М. Тургенев и Полина Виардо. – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 256 с.
6. Иссова Л.Н., Романы И.С. Тургенева. Современные проблемы изучения. – Калининград: изд-во Калининградского университета, 1999. – 82 с.
7. Колесников А.Г. Соединение природы и искусства. Театральная эстетика И.С. Тургенева. – М.: Театралис, 2003. — 152 с.
8. Коробкина Т.Е., Муратова Г.Н. Иван Сергеевич Тургенев и Москва. — М.: Русский путь, 2009. – 282 с.
9. Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. – М.: Просвещение, 1980. – 194 с.
10. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1990 г. — 608 с.
11. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. — Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1975. – 154 с.
12. Мостовская Н.Н., Никитина Н.С. И.С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. – Ленинград: Наука, 1990. — 296 с.
13. Соловьёв Е.А. Тургенев И.С. Его жизнь и литературная деятельность. – Спб.: Общественная польза, 1894. – 96 с.
14. Утевский Л.С. Молодые годы Ивана Тургенева. Спб.: Евразия 2017. – 434 с.
15. Фокин П.Е. Тургенев без глянца. – СПб.: Амфора, 2009. — 496 с.