Фрагмент для ознакомления
2
осуществления в условиях свободного времени, досуга . Т.Г. Киселева под социально-культурной деятельностью понимает педагогически направленный и социально - востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого человека. Автор отмечает, что досуг имеет глубокий педагогический смысл, культурно - образовательное, развивающее значение, позволяет раскрыть духовно - нравственный, эстетический потенциал человека. В процессе досуговой деятельности осуществляется активное продвижение личности к культуре, освоение социокультурного наследия. Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности, по мнению Т.Г. Киселевой, распространяется и на теорию, и на практику социально - культурной деятельности .
Социально-культурная деятельность помогает усвоить общественные нормы поведения, приобрести социально важные качества и навыки социального взаимодействия и в конечном итоге успешно интегрироваться в социально - культурную среду. В процессе социально-культурных мероприятий происходит духовное обогащение личности, усваиваются культурные ценности, формируется культурный кругозор, создаются благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования, раскрытия индивидуально - творческого потенциала, формирования мотивационно-личностной сферы. По мнению А.Д. Жаркова, в процессе досуговой деятельности происходит самоактуализация, саморазвитие и личностный рост человека . Ю.А. Стрельцов и Е.Ю. Стрельцова отмечают, что в процессе досуговой деятельности человек совершенствуется в культурном отношении и реализуется во всей целостности своих созидательных сил .
Занятия в досуговых объединениях повышают настроение, дарят хорошее самочувствие, способствуют сохранению хорошего психологического здоровья, снятию напряженности во взаимоотношениях. Педагогически правильно организованный досуг способствует профилактике негативных тенденций в развитии личности, помогает противостоять многим отрицательным воздействиям окружающей среды. Фактически, у человека вырабатывается «нравственный иммунитет», который защищает личность от нежелательных, отрицательных влияний окружающей среды .
В социально-культурных учреждениях можно решать еще одну важную проблему – повышение педагогической культуры родителей. Передача необходимых знаний об особенностях воспитания и обучения детей может осуществляться в условиях семейного клуба, в процессе организации встреч с психологами, педагогами, во время лекториев, круглых столов на данную тематику и т.д.
К основным проблемам семейного досуга можно отнести нехватку свободного времени у родителей в результате их повышенной бытовой и профессиональной занятости, дифференциацию досуговых интересов разных поколений, отсутствие доступной информации о мероприятиях, в которых могут принять участие все члены семьи. Отметим также, что, к сожалению, некоторые родители имеют низкий уровень досуговой культуры, не умеют, а иногда и не хотят грамотно планировать свободное время, не заботятся о развитии детей. Специалистам социально - культурной сферы данным проблемам необходимо уделять особое внимание.
Психологическое, нравственное и духовное состояние человека напрямую зависит от семейной атмосферы и внутрисемейного взаимодействия. Психологический климат выражается в общении и поведении взрослых ее членов, что в свою очередь оказывает влияние на формирование личности ребенка и его социокультурных ориентиров. В соответствии с этим усиливается роль и значение проблемы оптимизации семейного досуга, качество которого напрямую зависит от общего уровня культуры и образования семьи.
Семейный досуг является важной сферой жизнедеятельности человека и от того, насколько правильно он организован и каким образом осуществляется, зависит степень благополучия конкретной ячейки общества. Досуг является средством формирования и целостного развития личности в семье, ее самоопределения и профессионального становления, способствует раскрытию художественно - созидательного и духовно-нравственного потенциала .
По мнению современных исследователей, семейный досуг представляет собой часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей развитию личности, восстановлению психических и физических сил, а также формированию родительских и супружеских отношений .
Существенную роль в процессе сохранения, производства, трансляции и распространения духовных ценностей играют учреждения культуры, которые в последние годы интенсифицировали работу по обеспечению доступности культурных благ для разных групп населения, включая семейную аудиторию . В частности, расширяется спектр основных и дополнительных услуг организаций культуры, в практику работы учреждений внедряются современные технологии социально - культурной деятельности, применяются нетрадиционные формы и методы насыщения семейного досуга художественными видами деятельности. Многие учреждения культуры сотрудничают с образовательными организациями, что позволяет объединить усилия в достижении целей и значительно расширить возможности организации семейного досуга .
Неотъемлемой частью деятельности современных учреждений культуры является проектная деятельность. Разработка и внедрение программ государственной поддержки и реализации творческих и социокультурных проектных инициатив, общественных социально-значимых проектов становится приоритетным направлением деятельности учреждений культуры клубного типа и молодежных центров .
Среди многочисленных проектов, реализуемых в столичных учреждениях культуры (музеях, картинных галереях, библиотеках, многофункциональных культурных центрах, домах культуры), особой популярностью пользуются семейные проекты социально-культурной направленности. Приведем несколько примеров.
Ежегодно при поддержке Департамента культуры города Москвы реализуется межмузейный проект «Семейное путешествие. Всей семьей в музей!», который вызывает несомненный интерес у семейных посетителей . В основе проекта лежит серия детских тематических игровых маршрутов, которые издаются в виде игровых путеводителей для самостоятельного знакомства детей и взрослых с музейной экспозицией и превращают пребывание в музее в увлекательную игру - путешествие.
Интересный опыт работы с семейной аудиторией имеется в ГБУК г. Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина», в котором на протяжении 12 лет работает Детский центр (Центр). Возрождая отечественные традиции семейных праздников, Центр занимается созданием специальных интерактивных программ для детей и взрослых на основе синтеза разных видов искусств – литературы, музыки, театра, изобразительного и декоративно - прикладного. С неизменным успехом в дни зимних каникул Центр проводит семейные новогодние и рождественские балы в усадьбе Хрущевых - Селезневых .
Ежегодно бал посещают около 25 тысяч детей и их родителей. В рамках данной программы для детской аудитории проводятся конкурсы, загадки, игры, театрализованные представления; для родителей готовится специальная развлекательная программа с викторинами, гаданиями, танцами, салонными играми XIX века.
Серьезную культурно - просветительную работу с семейной аудиторией проводит ФГБУК «Российская государственная детская библиотека» (РГДБ). В частности, для детей и родителей в РГДБ проводятся выставки, литературные праздники, фестивали, встречи с писателями, актерами и переводчиками, лекции, концерты, презентации книг, викторины, конкурсы и т.п. С целью просвещения детско-юношеской аудитории средствами культуры в РГДБ реализуется целый ряд социально - культурных проектов: «Квест в библиотеке», «Зеленая библиотека», «Здравствуй, сосед!», «Всероссийский фестиваль детской книги» и мн. др.
В этой связи следует отметить, что современные библиотеки развиваются как многофункциональные интеллектуальные и культурно - просветительские центры, активно осваивают интерактивные методы и приемы работы с населением. К примеру, в последние годы в учреждениях библиотечного типа организация досуговой деятельности семейных групп осуществляется с помощью метода сторителлинга (от англ. storytelling – «рассказывание историй»). Сторителлинг представляет собой эффективный способ донесения информации до аудитории путем рассказывания историй с реальными или выдуманными персонажами. Для семейных посетителей проводятся спектакли в жанре сторителлинга, открываются лаборатории сторителлинга и мн. др. Опыт работы столичных учреждений библиотечного типа показывает, что сторителлинг может с успехом применяться в культурно-досуговой работе с семейной аудиторией, содействуя укреплению отношений в семье, улучшению взаимопонимания и уважения.
Современные учреждения культурно-досугового типа удовлетворяют широкий диапазон культурных запросов и интересов горожан в сфере культуры. Их деятельность отличает доступность проводимых мероприятий
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асанова, З.С. Организация досуга людей пожилого возраста средствами любительского творчества / З.С. Асанова, С.Ш. Умеркаева // Наука и образование в современной конкурентной среде: материалы II Международной научно - практической конференции (Уфа, 27 - 28 февраля 2015 г.). – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015.
2. Государственный музей А.С. Пушкина / веб - сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.pushkinmuseum.ru
3. Грибкова, Г.И. Организация семейного досуга в условиях культурно - образовательной деятельности музея / Г.И. Грибкова, С.Ш. Умеркаева // Наука, технологии и инновации в современном мире: материалы II Международной научно - практической конференции (Уфа, 30 - 31 июля 2015 г.). – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. – С. 15 - 23
4. Департамент культуры города Москвы / веб - сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // kultura.mos.ru
5. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2007
6. Киселева, Т.Г. Социально - культурная деятельность: Учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004
7. Культурный центр «Дружба» / веб - сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // druzhba.mcc.moscow
8. Культурный центр «Онежский» / веб - сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.onezhskiy.com
9. Лаврецова, С.В. Социально - культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга: дис. … канд. пед. наук / Светлана Васильевна Лаврецова. – Санкт - Петербург, 2007
10. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства Т.В. Лодкина – М.: Академия, 2009
11. Панова, Н.Г. Педагогические основы культурно - творческой деятельности в сфере досуга / Н.Г. Панова. – М.: МГПУ, 2015
12. Российская государственная детская библиотека / веб - сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // rgdb.ru
13. Социально - культурное партнерство: вуз - музей - библиотека в условиях инновационного развития: коллективная монография / Т.И. Бакланова, Г.В. Ганьшина, Г.И. Грибкова, Е.В. Дольгирева, Е.М. Жукова, И.В. Коршунова, О.И. Киселева, О.Л. Косибород, Э.И. Медведь, Н.А. Опарина, Н.Г. Панова, В.И. Портников, С.Ш. Умеркаева / Под ред. Т.И. Ба- клановой. – М.: УЦ Перспектива. – 2016
14. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2010
15. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. – М.: Просвещение, 1993
16. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально - культурной деятельности: Учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2013