Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.
В самом общем виде, стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.
Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому индивидуально и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.
Поскольку все предприятия осуществляют свою деятельность в условиях нестабильной, динамически изменяющейся институциональной среды возникает необходимость в нахождении методики выбора стратегии развития с возможностью ее последующей корректировки в случае необходимости. В то же время выбор даже самой лучшей стратегии еще не гарантирует предприятию успешное развитие, поскольку механизмы ее внедрения и реализации, как правило, гораздо более сложные, чем кажется на первый взгляд.
Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему формирования стратегии развития предприятия приборостроительной отрасли.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по выбору типа стратегии изменения в деятельности исследуемого предприятия
Объект исследования – приборостроительное предприятие АО «Протон», которое является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об акционерных обществах».
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
-провести стратегический анализ приборостроительной отрасли на федеральном и региональном уровнях
-рассмотреть теоретические основы выбора типа стратегии изменения в развитии предприятия приборостроительной отросли
-дать общую характеристику и оценку бизнес-среды предприятия АО «Протон»;
-провести анализ системы стратегического менеджмента предприятия;
-оценить стратегические изменения в развитии предприятия АО «Протон»;
-провести SWOT-анализ деятельности предприятия;
-провести выбор типа стратегии изменения в развитии предприятия АО «Протон» и разработать паспорт стратегии;
-представить дорожную карту реализации выбранной стратегии;
-дать оценку эффективности предложенных рекомендаций.
В качестве методов исследования применялись следующие: статистические методы, индукции и дедукции, методы изучения документов, сравнительного анализа и другие.
Структура работы включает введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключения и списка литературы.
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
1.1 Стратегический анализ приборостроительной отрасли на федеральном и региональном уровнях
Приборостроение является одной из отраслей машиностроительного комплекса и наиболее емко определяет уровень научно-технического прогресса народного хозяйства страны. Приборостроение - сфера реализации высокотехнологичных разработок, в том числе с использованием нанотехнологий, что определено в стратегических Программах развития России. В разрабатываемых государственных программах по поддержке и развитию отраслей промышленности приоритетными являются программы, которые способствуют снижению зависимости экономики от сырьевых и добывающих компаний, для чего необходимо стратегическое планирование.
Приборостроение играет ключевую роль в современной экономике, так как развитие всех направлений научно- технического прогресса невозможно без продукции данной отрасли.
Особое значение динамичное и эффективное развитие приборостроения имеет для российской экономики, которая в настоящее время решает масштабные задачи по наращиванию национальных конкурентных преимуществ.
Основной целью приборостроительной отрасли является обеспечение народного хозяйства страны бытовыми приборами и приборами для общепромышленного применения, специальными приборами и приборами для оборонно-промышленного комплекса. Укрупненная номенклатура современного приборостроения представлена следующими изделиями:
• приборы, средства автоматизации и запасные части к ним;
• приборы и аппаратура оптико-механические;
• приборы электроизмерительные;
• сигнализаторы метана малогабаритные;
• средства регулирования микропроцессорные для систем управления техническими процессами;
• приборы для физических исследований;
• средства телемеханики;
• запасные части.
Индексы производства в отрасли приборостроения на федеральном уровне представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Индексы производства в отрасли приборостроения на федеральном уровне
Виды производства К ноябрю 2019 г. К декабрю
2020 г. К декабрю 2021 г.
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий 124,5 145,7 165
Производство электрического оборудования 102,3 117,2 122,3
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 112,2 112,9 113,2
Из таблицы 1.1 видно, что производство компьютеров выросло в 2021 году по отношению к 2020 году, как и производство электрического оборудования, именно в отрасли приборостроения на федеральном уровне.
Основные проблемы отрасли приборостроения как на федеральном уровне, так и в Орловском регионе идентичны. К ним можно отнести: отставание по технологическому уровню, отсутствие финансовых средств для модернизации, у гражданских предприятий зачастую не хватает оборотных средств, что сказывается на уменьшении заказов. Именно эти проблемы и являются целями для решения на ближайшую перспективу, представленных в Стратегии развития приборостроительной отрасли.
Стратегия фирмы — это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных целей.
Проведения стратегических групп в приборостроительной отрасли осуществлялось на основе методов STEEP-анализа, SWOT-анализа, и отраслевого конкурентного анализа, которые дают полную характеристику по всем пунктам (табл.1.2).
Таблица 1.2 - Отраслевой конкурентный анализ приборостроительной отрасли
Название организации Конкурентное положение Доля на рынке в % Кол-во объектов
ПО «Научприбор» Прочное в движении, стремится быть доминирующим лидером
Стремится к изменению своей рыночной ниши, войдя в группу лидеров 2,5 18
АО «ПромПрибор» Среднее положение, стремится обойти «Протон» 1,7 10
ООО «Потенциал» Стремится к изменению своей рыночной ниши, войдя в группу лидеров 1,2 10
ООО «Болховский» Прочное в движении, стремится поднять свой рейтинг в отрасли 1,3 7
АО «Протон» Стремиться расшириться внутри компании за счет кол-ва объектов 1,6 4
При анализе внутренней среды приборостроительной компании можно выделить факторы, которые влияют на ее деятельность, а именно:
1. Особенностью производственного процесса;
2. Характером внешней среды.
АО «Протон» имеет высокий потенциал для дальнейшего развития, так как это стабильная приборостроительная компания, со сложившимися деловыми контактами с контрагентами, с большим опытом работы на рынке приборостроения.
Для анализа внутренней среды АО«Протон» необходимо провести анализ слабых и сильных стратегических позиций предприятия. SNW-анализ представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3- Стратегический SNW – анализ внутренней среды АО «Протон»
Наименование стратегической позиции S N W
Сильная Нейтральная Слабая
Стратегия организации +
Бизнес – стратегии (в целом) +
Оргструктура организации +
Показатели финансового состояния +
Конкурентоспособность предлагаемой услуги +++
Финансовые результаты компании +
Информационная технология +
Способность к реализации на рынке новых продуктов +
Способность к лидерству +
Наличие кадровой стратегии +
Структура затрат +
Уровень производства +
Уровень маркетинга ++
Уровень менеджмента +
Качество персонала +
Репутация на рынке +
Отношения с органами власти ++
С системой налогового контроля ++
Инновации и исследования +
Корпоративная культура +
Стратегические альянсы и прочее ++
Большинство внутренних позиций отмечены нейтральной оценкой (от 66 до 34 баллов)», что предполагает возможность внутреннего роста АО «Протон». Соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывают стабильную картину развития АО «Протон».
Согласно проведенного анализа можно сделать следующий вывод: внутренняя среда организации благоприятная, предприятие занимает достаточно устойчивую позицию на рынке строительства. У компании существует потенциал для дальнейшего развития и совершенствования, так как соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости представляют стабильный вариант развития АО «Протон».
Исходя из результатов предыдущих этапов анализа, можно сделать вывод, что основу стратегического развития компании «Протон» на ближайшие пять лет могут составить следующие задачи:
1) финансирование программ разработки и внедрения технологических инноваций, обеспечивающих конкурентные преимущества в отрасли;
2) разработка и реализация программ повышения производительности труда, лидерства по снижению издержек, диверсификации, разработка антикризисной стратегии, обеспечивающих высокую прибыльность и рост капитализации компании, даже в нестабильной экономической ситуации.
Сопоставление и обнаружение взаимовлияния наиболее значимых факторов внешний среды.
а) дающие компании в будущем благоприятные возможности:
- Рост уровня доходов потребителей (0,28);
- Технологические усовершенствования, внедрение современных технологий приборостроения (0,25);
б) представляющие угрозу для деятельности компании в будущем:
- изменения внешнеполитической обстановки, политическая нестабильность (-0,32);
- рост инфляции. (-0,30);
- санкции, введенные против России некоторыми странами. (-0,22);
-Развитие законодательства по охране природной среды в сфере строительства (-0,21).
На следующем этапе данной работы составим карты стратегических групп.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адилова Д.А., Кулибаев Б.Т. Теоретические основы разработки стратегии развития компании - 2015.
2. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. -М.: Дело и Сервис, 2017. - 679 с.
3. Аксенов Н.М. Организация и планирование издержек обращения в торговой деятельности. -М.: Финансы и статистика, 2019.- 988 с.
4. Авдеев И.В. Технико – экономические показатели предприятия.
-М.: Мысль, 2019. – 450 с.
5. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. -М.: Финансы и статистика, 2019. – 322 с.
6. Аникина Б.А. Логистика: уч пособие. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 290 с.
7. Баскин А.И., Варданян Г.И. Экономика снабжения предприятий сегодня и завтра. – М.: Экономика, 2019. – 340 с.
8. Балабанов И. Т. Экономический анализ. – М.: Юнити, 2020. – 310 с.
9. Баканов М.И. , Шеремет А.Д. Теория экономического анализа - М.: Финансы и статистика, 2022. – 390 с.
10. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 347 с.
11. Веснин В.Р. Стратегическое управление. - М.: Проспект, 2018.
12. Веснин Е.Д. Внутрифирменное планирование. - М.: Юнити, 2021. – 295 с.
13. Горемыкин ВА. Богомолов А.Ю. Бизнес-план. - М.: Ось, 2016. – 396 с.
14. Гаджинский А.М. Основы логистики. - М.: ИВЦ Маркетинг, 2019. – 267 с.
15. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: БГЭУ, 2019. – 190 с.
16. Коробов Д.Ю. Метод Swot анализа в стратегическом управлении -Журнал научных и прикладных исследований. - 2016.
17. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Юнити, 2019. – 216 с.
18. Лозик Н.Ф. Стратегический менеджмент учебное пособие: Русайнс, 2015. —[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48976.html
19. Основные показатели социально – экономического развития Орловской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://orel-region.ru/
20. Официальный сайт АО «Протон». — [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://proton-orel.ru/
21. Памфилова К.Д. Рекомендации по разработке плановых показателей на уровне предприятия. - М.: Стройиздат, 2019. – 196 с.
22. Попов В.М. Сборник бизнес – планов. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 385 с.
23. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 N 20-р «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.РФ"
24. Ростовцев А.Д. Эффективность сбытовой деятельности. -М.: ИНФРА-М, 2019. – 155с.
25.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. - Минск: ООО Новое знание, 2020. – 480 с.
26. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2017.
27. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии, 2015. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52064.html