Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Изменения, которые произошли во всех сферах жизни российского общества, из-за вируса Ковид-19 коснулись абсолютно всех людей. События 2020-2021 гг., обусловленные пандемией коронавируса, в России и в мире оказали существенное влияние на появление и развитие новых форм организации туризма. Ярким примером может служить инновационная модель развития самодеятельного туризма (в агл.яз. данный термин обозначается как «Free Independent Tourism»).
Самодеятельный, или спортивный туризм является видом туризма, активным отдыхом и спортом, где участники самостоятельно могут выбирать и разрабатывать свой маршрут путешествия (похода), самостоятельно комплектуют группу, организуют закупку продуктов, билеты и нужное снаряжение и без помощи проводника или инструктора проходят намеченный маршрут. Самостоятельный туризм является любительским спортом. Самостоятельным туризмом в основном занимаются в свободное от основной работы или учебы время.
В современном глобализирующемся мире туризм является наиболее полезным для здоровья видом физкультуры и спорта, при этом он включает в себя духовное и познавательное начала.
Для его развития не нужно строить залы, стадионы, бассейны, не нужен и обширный штат профессиональных работников. Массовость туризма, а значит, и его полезность для страны и народа значительно превосходит многие виды спорта, в том числе и футбол. Самодеятельный туризм в России является уникальным явлением [1].
Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле оздоровления окружающей среды и сохранения культурно-исторического наследия.
Актуальность организации самодеятельного туризма определили выбор темы курсовой работы: «Организация самодеятельного туризма».
Проблема совершенствования развития культурно-досуговой деятельности, важной формой которой является туристский досуг, не теряет своей остроты и актуальности и является предметом анализа многочисленных исследований.
Ныне накоплен ряд исследований по проблемам туристского досуга. Однако их авторы сосредоточили свое внимание либо на реализации краеведческого принципа в обучении и воспитании школьников (до революции эту проблему рассматривали К.Д. Ушинский, Д.Д. Семенов, А.Я. Герд, Н.А. Гейнике; в советский период - П. В. Иванов, А.Ф. Подин, Л. Е. Ставровский, И.С. Юрьев и др.), либо на путях соединения краеведческого поиска с проведением туристских походов, путешествий и экскурсий (М.Р. Ахметзянов, С.Д. Бабишин и др.), либо на обосновании цикличности туристской деятельности, уточнении ее роли во всестороннем развитии учащихся (М.И. Богатов, А.А. Остапец-Свешников).
Культурно-просветительные аспекты краеведения рассматриваются в исследовании И.Р. Тимошина, а туризма - в исследованиях И.Ф. Саджая, Б.Ф. Омельченко, А.И. Новикова, и монографии А.В. Даринского.
Особое значение для исследования имели работы ученых, содействовавших становлению и развитию туризма и экскурсионного дела в России (Н.П. Анциферов, Б.В. Всесвятский, А.Н. Герд, Н.А. Гейнике, Б.В. Емельянов, Е.А. Звягинцев, В.Ф. Зуев, Ю.С. Константинов, А.А. Остапец-Свешников, Б.Е. Райков и др.).
Объект исследования: самодеятельный туризм.
Предмет исследования: особенности организации самодеятельного туризма.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать методику организации самодеятельного туризма.
Задачи исследования:
1. Провести обзор научной литературы по теме организации самодеятельного туризма.
2. Обобщить организационные основы ту4ристких мероприятий .
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были обобщены сведения о подготовке и организации самодельного туризма.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные сведения могут быть использованы в практической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта.
Методы исследования: Анализ специальной литературы по теме исследования.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1 Выбор района и разработка маршрута
Термин «самодеятельный туризм» является собирательным термином, в который включается: автотуризм (путешествие на личном или арендованном автомобиле), путешествия автостопом, велотуризм, бэкпэкинг (от англ. backpack – рюкзак), означает путешествие с минимальными финансовыми вложениями в основном за счёт отказа от услуг туроператоров и выбора дешёвых или бесплатных способов перемещения и проживания и т.д.
Сегодня существуют социальные сети для самостоятельных путешественников и бэкпэкеров: Hospitality Club, CouchSurfing и др., члены которых предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий [4].
В конце концов, развитие цифровой экономики, резкое увеличение количества цифровых сервисов, развитие экономики совместного потребления (ка-шеринг и AirBnb, в первую очередь), антиковидные ограничения по перелетам, проживанию, посещению культурно-развлекательных мероприятий – все это оказало позитивное воздействие на рост востребованности самодеятельного туризма. Большинство экспертов сходится во мнении, что тренд 2020-2021 гг. – это увеличение числа самодеятельных туристов и самостоятельно организованный путешествий.
Данный факт подтверждается увеличением количества запросов на краткосрочную аренду жилья в отличии от покупки мест в гостиницах, увеличением количества путешествий на автомобиле (как и продажей автомобилей).
По форме проведения в самодеятельном туризме выделяют прогулки, походы, путешествия, слеты, экспедиции, соревнования. Подобного рода путешествия направлены не только на оздоровление и возобновление сил, но и на активное познание окружающей среды, охрану природы, изучение достопримечательностей того или иного района.
Самодеятельный туризм совмещает формы краеведческой и экскурсионной деятельности.
По продолжительности самодеятельные маршруты можно разделить на походы выходного дня, организующиеся в субботние, воскресные и праздничные дни, и многодневные путешествия, в которые отправляются, как правило, в период отпусков и каникул [13].
Туристские путешествия различают еще и по категориям сложности. Категорийность определяется на основе классификации маршрутов по видам туризма, построенных в определенной логической последовательности. Основными факторами, характеризующими ту или иную категорию сложности маршрута, являются его общая длина, протяженность участков с естественными препятствиями.
По организационным принадлежностям выделяют туристские клубы, станции юных туристов, туристские секции и спортивные организации [5].
Организаторам спортивного туризма на первом этапе необходимы анализ и обобщение имеющейся информации по средствам достижения цели и решения поставленных задач. Например, пешеходный туризм в малонаселенной местности может быть хорошим средством достижения цели спортивности похода, но мало подходит для решения рекреационных задач, которые большинство начинающих туристов решают в условиях несложных водных походов [8].
При выборе района проведения любого похода следует, прежде всего, учитывать поставленные перед ним цели и задачи. Соответственно, для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления и полноценного отдыха участников в природной среде. С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи – расширение кругозора участников, их знаний географии и природы родного края, культурно-исторического наследия
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А.А. Что такое самодеятельный, или спортивный туризм? /А.А. Алексеев //Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013.№3.С.139.
2. Занятия массовыми видами спорта с оздоровительной направленностью. Учебное пособие./ Под общей ред. В.А.Соколова, А.Г.Фурманова.— Мн.: БГОИФК, 2019.- 58 с.
3. Колодезников, Р.С. Особенности организации самодеятельных туристских походов среди студентов не физкультурных специальностей в Республике Саха (Якутия) /Р.С. Колодезников, С.И. Колодезникова //Глобальный научный потенциал. 2021. №6. С.70.
4. Кромочкин А. Как пандемия изменила туризм и что нас ждет в 2021 году. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/5fdca8079a7 94710499353c8 (Дата обращения: 05.04.2022).
5. Криворотова, Т.В. Самодеятельный туризм /Т.В. Криворотова //Вагановские чтения. 2018.С.403.
6. Методика организации туристического похода. http://andreevskaya-shkola.ru/pochodi/turisticheskiy-pochod-2009.html. (Дата обращения: 04.04.2022).
7. Мусина, О.С. Самостоятельный внутренний туризм современной России /О.С. Мусина, А.В. Солонько //География: Развитие науки и образования. 2019.С.417.
8. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Российской Федерации»; под общ. ред. М.М. Бостанджогло. – Москва: Канцлер, 2015. – 24 с.
9. Основы подготовки, организации и проведения спортивных и оздоровительных туристских походов: Методические рекомендации /Сост.П.К.Гулидин, В.П.Виноградов. - Витебск: Издательство УО ВГУ. 2021.-43 с.
10. Полухина, А.Н. Самодеятельный туризм как инновационная модель развития туризма в эпоху пандемии коронавируса /А.Н. Полухина //Инновационное развитие экономики. 2021.№4. С.34.
11. Рябова, Т.В., Эртман, Е.В. Социально-культурные аспекты самостоятельного туризма. Cервисplus. Том 10 № 3 – 2016. С. 3-9.
12. Рындач, М.А. Основы туризма: учебное пособие. – Москва: ИТК Дашков и К, 2015. – 204 c.
13. Святоха, Н.Ю. Развитие самодеятельного туризма в степных регионах России в условиях современных вызовов /Н.Ю. Святоха //Вопросы степеведения. 2021.№3. С.85.
14. Хохлова, А.Н. Отношение самодеятельных туристов к услугам туристских предприятий /А.Н. Хохлова //Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2018. №9. С.79.
15. Шальков, Ю.Л. Здоровье туриста. /Ю.Л.Шальков. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.