Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы высока в первую очередь потому, что речь идет о методах государственного управления. Метод управления представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Существование множества методов обуславливается сложностью процессов управления. Методы управления не исключают, дополняют друг друга, так как каждый характеризуется способом реализации целей управления. Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей, которые составляют всеобщие методы социального управления: убеждение и принуждение.
Российское государство, являясь по самой своей природе, определенной в основах конституционного строя, демократическим государством (ст. 1 Конституции Российской Федерации), выстраивает отношения с населением прежде всего на убеждении граждан в правильности проводимой государством политики и только потом – на применении принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства.
Актуальность проблемы методов управления, а также развития этого правового явления обусловлена тремя основными факторами: 1) экономическим. Он состоит в том, что государство стремится построить рыночную экономику и испытывает в связи с этим потребность в государственном регулировании рыночных отношений, при этом принуждение в определенных пределах становится необходимым для этого правовым средством; 2) политическим. Политический фактор состоит в том, что без применения метода принуждения невозможно обеспечить реализацию провозглашенных и закрепленных Конституцией РФ основных прав и свобод граждан; нельзя создать и поддерживать режим законности в сфере деятельности органов исполнительной власти, в сфере функционирования административно-властных правовых отношений. Только возможность принуждения позволяет обеспечить защиту государства, поддерживать общий правопорядок, механизм государственного управления, экологии и других важных разновидностей общественных отношений; 3) правовым. Значение принуждения в правовой области состоит, в частности, в том, что его применение позволяет создать в стране новое и реформировать старое административное законодательство, которое регулирует общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливает меры административного принуждения, административной ответственности, регулирует порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при осуществлении убеждения и принуждения в сфере государственного управления.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие отношения по поводу убеждения и административного принуждения.
Цель курсовой работы – охарактеризовать институт убеждения и административно-правового принуждения в России.
Задачи работы:
- определить общую характеристику методов убеждения и принуждения в государственном аппарате
- изучить порядок применения методов убеждения и принуждения в государственном аппарате, соотношение методов и проблем их сочетания
- рассмотреть участие системы органов, применяющих административное принуждение
Структура курсовой работы соответствует поставленным целям и задачам. Она включает введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. Общая характеристика методов убеждения и принуждения в государственном аппарате
1.1 Понятие и система методов государственного управления
Государственное управление осуществляется в различных сферах, областях и отраслях общественно-политической деятельности. В этой связи следует вести речь о необходимости применения отличных друг от друга методов управленческого воздействия, определения их оптимальных пропорций. Совершенно очевидно, что методы, применяемые в области оборонного строительства, будут существенно отличаться от инструментария, используемого в области образования. Вместе с тем, несмотря на широкий диапазон применяемых мер государственно-управленческого воздействия, можно проводить определенную типизацию наиболее значимых свойств и черт методов управленческого воздействия.
Метод государственного управления представляет собой прием, способ или их совокупность, направленные на достижение поставленных целей и задач. В административно-правовой литературе под методами государственного управления понимают «способы и средства целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений с целью реализации функций управления и решения поставленных задач».
Можно выделить основные особенности методов государственного управления. Методы выражают воздействие субъекта управления на управляемый объект. Метод государственного управления выступает тем инструментарием, которым пользуется субъект управления, осуществляя свою деятельность. К сожалению, на практике часто встречаются случаи, когда некомпетентные указания субъектов управления приводят к дезорганизации деятельности целых управляемых комплексов. Метод управления — это средство реализации субъектом управления своих правомочий. Под правомочием понимается «предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения». Метод управления выступает тем средством, которое позволяет реализовывать субъективные права — неотъемлемый компонент правового статуса субъекта управления. При этом выходить за пределы компетенции является серьезным нарушением, влекущим за собой признание акта управления ничтожным. Методы государственного управления реализуются чаще всего в правовых формах, т. е. выражаются в административно-правовых актах. В этой связи нарушение требований, предъявляемых к правовым актам управления, влечет их ничтожность или оспоримость. Методы государственного управления обусловлены целевым назначением определенного вида управленческой деятельности.
Каждая сфера государственного управления (экономическая, административно-политическая, социальная) имеет свое качественное своеобразие. Индивидуальные особенности сфер управления обусловлены теми задачами, которые стоят перед органами исполнительной власти, осуществляющими там исполнительно-распорядительную деятельность. В свою очередь, это ведет к определению направлений управленческого воздействия (функций), что в конечном итоге обусловливает структурную организацию органов государственного управления. Неоднородность решаемых задач требует применения отличных друг от друга методов. В одних сферах и областях требуется применять «жесткое» управленческое воздействие, когда подвластные объекты должны выполнять безальтернативные команды, исходящие от субъектов управления, в других сферах может быть эффективным позитивное стимулирование. Применение метода осуществляется как в отношении индивидуального объекта, так и в отношении целых групп объектов. В первом случае речь идет о конкретных предписаниях, адресованных соответствующему объекту (правоприменение). Во втором случае — о методах нормативного регулирования (нормотворческая деятельность). Метод управления закрепляется, как правило, в определенных правовых формах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2021).
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
4. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 N 64-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция)
8. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022)
9. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022)
10. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 (ред. от 19.06.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Специальная и учебная литература
1. Административное право: учебно-методическое пособие для практических занятий – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2017 – 72 с.
2. Административное право: учебное пособие / [Ю. В. Бажукова, А. О. Дрозд, О. В. Прохорова и др.]; МВД России, Санкт-Петербургский университет. - Санкт-Петербург: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2018. - 235 с
3. Административное право: учебник / МГЮУ им. О. Е. Кутафина (МГЮА); ред.: Л. Л. Попов, М. С. Студеникина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма - Инфра-М, 2019. - 704 с.
4. Административное право и административная ответственность: курс лекций / Б. В. Россинский. - М. : Норма - Инфра-М, 2020. - 351 с.
5. Административное право: учебник и практикум / Н.Ф. Попова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 341 с.
6. Административно-процессуальное право : учебник / СПбУ МВД Рос. ; ред. А. И. Каплунов ; сост. Ю. В. Бажукова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2017. - 376 с.
7. Зеленцов, А.Б. Административная юстиция. Общая часть. Теория судебного административного права. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник" / А.Б. Зеленцов. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 754 c
8. Зинин, Г.Ю. Административный надзор как средство профилактики преступлений и правонарушений / Г.Ю. Зинин // Человек: преступление и наказание. 2017. № 2. С. 60-63.
9. Ивашкина, А.В. К вопросу о классификации мер административного принуждения / А.В. Ивашкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2019. Т. 22. № 4. С. 218-221.
10. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних : учебное пособие / ДГСК МВД Рос. - М., 2017. - 77 с.
11. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / М.Б. Добробаба, Э.Г. Липатов, С.Е. Чаннов и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 2. 1044 с.
12. Смирнов, А.Н. Административный надзор как правовое последствие преступления и наказания / А.Н. Смирнов // Вестник Кузбасского института. 2018. № 1 (22). С. 129-133.
13. Чернышов, Д.В. Особенности функций, целей и задач административного надзора в российском административном праве / Д.В. Чернышев // Юридическая наука: история и современность. 2020. № 2. С. 52-59.