Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина ХIХ начало ХХ века – время реформ в Российской империи. В том виде, в котором монархия существовала до сих пор, она существовать больше не могла - накалялась революционная ситуация. Чтобы сохранить монархию, как форму государственного устройства, император готов был идти на уступки.
Самодержавная монархия в России имела главную социальную опору в лице дворянства - самой образованной и состоятельной части российского общества. Успех проводимых реформ зависел от их поддержки, ведь в умах этих людей формировалась идеология, мировоззрение и культура общества, от них полностью зависела экономическая и политическая жизнь.
Дворяне – единственное привилегированное в России сословие, которое имело исторически сложившийся опыт самоуправления. Дворянские губернские собрания активно действовали и в столицах, и в губерниях.
Имена и взгляды близких к императору столичных дворян хорошо известны. На местах - в губерниях, общественно – политическая жизнь дворянства была не менее насыщенной, этих людей волновали не менее значимые идеи, но нам, к сожалению, известно о них меньше.
Задача этой работы – показать общественную значимость деятельности Тамбовского губернского дворянского собрания во второй половине XIX – начале XX вв
1 ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ТАМБОВСКОМ ГУБЕРНСКОМ ДВОРЯНСКОМ СОБРАНИИ
Внутри одного сословия дворяне обладали разными правами. Не каждый дворянин мог принимать полноценное участие в сословной жизни.
Собрание регулировало численность дворянского сословия путем ограничения в избирательном праве безземельных и малоземельных дворян. Ограничивалось избирательное право личных дворян.
В собрание дворянства мог входить только потомственный дворянин данной губернии или уезда, который был внесен в родословную книгу губернии или уезда, в собрании которого желал участвовать.
Поместное дворянство было неоднородным и его права зависели от количества земли, находящейся в собственности. Правом лично избираться на должности пользовались дворяне, владевшие в уезде количеством земли не меньше избирательного ценза, для каждого уезда он был разным:
• Козловский и Усманский уезд – 125 десятин земли,
• Тамбовский, Борисоглабский, Кирсановский, Лебедянский, Липецкий уезд – 150 десятин земли,
• Елатомский и Моршанский – 175 лесятин,
• Спасский, Темниковский, Шацкий – 200 десятин.
Мелкопоместные дворяне участвовали в выборах через уполномоченных. Уполномоченные избирались ими из своей среды на особых собраниях мелкопоместных дворян. Уполномоченные имели равный голос с дворянами, избираюшимися на должности лично.
К мелкопоместным дворянам относились:
• Дворяне, у которых в одной губернии было не менее 1/20 части количества земли, дававшего право лично избираться в должности,
Кроме:
• Тех, кто имел чин полковника или действительного статского советника,
• Получал пенсию или аренду в сумме 900 рублей в год,
• Или прослужил полное трехлетие в звании предводителя дворянства.
В дворянских выборах не участвовали:
• Арендаторы казенных и частных имений, у которых кроме арендуемых участков не было собственных,
• Землевладельцы, отдавшие свои земли в управление кредиторов через Посредническую комиссию,
• Землевладельцы, имения которых были взяты в опеку за долги и казенные взыскания,
• Подвергшиеся суду за преступления или проступки,
Мелкопоместные дворяне не имели равных политических прав с крупными землевладельцами. Мелкопоместные дворяне и личные дворяне были людьми второго сорта в своем сословии.
1.1 Противоречие между потомственными и личными дворянами
На основании законодательства собрания дворян состояли только из потомственных дворян данной губернии или уезда. Личные дворяне в собраниях участия не принимали, но не освобождались от уплаты для пополнения капитала дворянского общества для общественных и личных нужд дворян губернии. Возникало противоречие: личные дворяне не имели тех прав, которые имели потомственные дворяне, но должны были их оплачивать.
В «Уставе земских повинностей» предусматривалось, что на удовлетворение частных повинностей дворянских имений облагаются «наравне все удельные земли, состоящие во владении дворян поместных и беспоместных, потомственных и личных».
Обязанность платить налоги была единственным юридическим признаком, по которому личный дворянин имел отношение к своему сословию.
«Положение их [личных дворян] неопределенное и даже обидное….потомственные дворяне составляют во дворянстве все, снабжены всеми правами, привилегиями и преимуществами, личные дворяне являются исключительно плательщиками повинностей, предметом налогов в пользу дворян потомственных» - отмечает статья в газете «Неделя».
В силу закона личные дворяне оплачивали взнос на «сословную взаимопомощь», но пользоваться ей не могли – закон не предоставлял им таких прав.
• Личные дворяне в дворянском собрании не имели права голоса,
• Не могли пользоваться услугами дворянского фонда или кассы,
• Не имели права залога имений в Государственном дворянском банке,
• Дети личных дворян не могли получать стипендии дворянства,
• Не имели права поступить в привилегированные учебные заведения даже за свой счет,
• В случае смерти личного дворянина и наличия малолетних наследников, его имение поступало не в Дворянскую опеку, а в Сиротский суд, куда поступало имущество мещан.
Личные дворяне считали обязательные сословные повинности при отсутствии сословных прав, пеней, в то время как для дворян потомственных они являются привилегией удовлетворять свои нужды за счет дворян личных.
Тем не менее, закон гласил
«Имения личных дворян подлежат обложению дворянскими сборами одинаково с имуществом дворян потомственных».
Не удавалось освободиться даже от сбора на дворянские стипендии, получать которые дети личных дворян не имели права.
Вопрос о личных дворянах был острым и неоднократно рассматривался в это время в Особом совещании по делам дворянского сословия. Совещание отмечало, что до реформы 1861 года принадлежать к дворянскому сословию личному дворянину было выгодно, потому что позволяло замещать те должности, которые предоставлялись только дворянам:
• Заседатели земских судов,
• Земские исправники,
• Члены межевых судов,
Но самым важным правом, которое давало дворянство, было право владения крепостными людьми.
С отменой крепостного права и упразднением этих должностей участие личных дворян в сословной жизни дворянства совершенно прекратилось, но уплачивать дворянские сборы они продолжали, потому что Сенатом не было принято никакого решения.
По решению дворянского собрания Тамбовской губернии, личных дворян освободили от уплаты сборов на постройку дома дворянства. Все остальные сборы
• Частный дворянский сбор
• Сбор на учреждение 72 стипендий
• «На блюдо и солонку, поднесенные от дворянства их Императорским Величествам в день коронования и на памятник Александру III»
Личные дворяне вынуждены были оплачивать. Финансовое положение личных и мелкопоместных дворян не всегда позволяло вовремя оплачивать дворянские сборы. Не поступившие вовремя платежи зачислялись в недоимку и по постановлению дворянского собрания от 7 февраля 1897 года на них начислялась пеня 1% в месяц. Ставка для обложения доходных имуществ зависела от их стоимости. Оценка каждой десятины земли принималась как 75 рублей.
2 КРУГ ВОПРОСОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМБОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ
Губернское дворянское собрание решало все важнейшие вопросы жизни дворян Тамбовской губернии:
• утверждались отчеты о выполнении принятых ранее постановлений,
• планировались и утверждались раскладки сборов на частные дворянские повинности,
• обсуждались доклады по разным вопросам повестки дня,
• избирались все выборные должностные лица всех корпоративных органов – губернские и уездные предводители, депутаты, секретари дворянства, председатели дворянских опек, посредники для «полюбовного» размеживания земель, кандидаты на замещение коронных должностей по местному самоуправлению.
Дворяне имели право подавать через губернских представителей или депутатов прошения и жалобы губернскому начальству, министрам и непосредственно императору.
Внимание дворянского собрания в первую очередь было сосредоточено на решении экономических проблем: сокращение дворянского землевладения, обеднение и обнищание дворянства, обложение имущества частной дворянской повинностью и составление раскладки сборов.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Пенькова О. П. Дворянство Тамбовской губернии 1861-1906 гг., специальность 07.00.02 Отечественная история, кандидат исторических наук, Самарский государственный университет, Самара 2003, 292с.
2 Шаповалов В. А. Дворянство Центрально – Черноземного региона России в пореформенный период, специальность 07.00.02 Отечественная история, доктор исторических наук, Московский педагогический государственный университет, Москва 2002, 344 с.
3 Истомина И. В. Мелкопоместное дворянство Европейской России в 50-90-е гг. ХIХ века по материалам Центрально – Черноземных губерний, специальность 07.00.02 Отечественная история, кандидат исторических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, официальный сайт ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» http://www.bsu.edu.ru, 2013, 316с.
4. Баринова Е.П. Власть и поместное дворянство России в начале ХХ века, специальность 07.00.02 Отечественная история, доктор исторических наук, Самарский государственный университет, Саратов 2003, 290с.
5. Двухжилова И.В. Чолокаев Николай Николаевич / Социальный состав Тамбовского земства 1860 – 1890. – Тамбов, Тамбов, 2003.- стр. (111 – 124).
6. Лиходеевская Н.Н. Князь Н.Н. Чолокаев: из жизни последнего предводителя Тамбовского дворянского собрания / Тамбовские хроники. – 2010. - №10. – стр. (15 – 19).