Фрагмент для ознакомления
2
В последние десятилетия среди населения возрастает роль влияния иностранных языков и соответственно растёт спрос на услуги их преподавания. Причинами данной потребности могут быть разными, но все они, как правило, связаны с глобализацией экономической, общественной и политической сферами жизни.
Так, например, в связи с интенсивным развитием информационных технологий знание иностранных языков будет необходимым для полноценной и продуктивной работы. А при большой конкурентной борьбе на рынке труда владение каким-либо иностранным языком может оказаться большим преимуществом и достоинством нанимаемого сотрудника.
Таким образом, иностранные языки играют существенную роль в современных средствах коммуникаций, где владение каким-либо языком, помимо родного позволит завести выгодные деловые знакомства, а также служит индикатором (показателем) успешности и образованности человека.
Цель исследования: выявить основные потребности, которые потребитель стремится удовлетворить, а также проанализировать характеристики рынка образовательных услуг в России.
Задачи исследования:
• Изучить ценовую и конкурентную политики организации
• Провести первичный сбор информации (анкетирование)
• Провести анализ позиционирования услуг организации на рынке
Глава 1. Изменения в системе российского образования
1.1. Специфика маркетинга образовательных услуг в России.
Система российского образования в целом претерпевает значительные изменения. Такие изменения, как снятие государственной монополии на образование, введение платного обучения, изменения в укладе общественной жизни привели к рынку образовательных услуг, который наряду с рынком труда и информационным рынком оказывает значительное воздействие на образование.
В последние десятилетия стало очевидным, что не только для организаций бизнес сферы, но и для образовательных заведений, оперирующих на рынке образовательных услуг (ОУ), основные положения маркетинга несомненно актуальны. При сокращающемся финансировании и усилении конкуренции в образовательной сфере даже государственные учебные заведения, которые уже поняли важность позиционирования и продвижения своих ОУ, начали двигаться в этом же направлении. Такие образовательные учреждения, для которых уже сегодня не стоит вопрос, необходим ли маркетинг образования, все больше уделяют внимание тому, как организовать эффективный образовательный маркетинг.
Учебные заведения не только становятся более вовлеченными в конкуренцию друг с другом с целью привлечь потребителей своих ОУ, но и все больше начинают зависеть от диверсификации и дифференциации предлагаемых ими ОУ ради финансирования своей деятельности. Все больше учебных заведений осознает необходимость маркетинговой деятельности, поэтому, все большее их число открывает отделы маркетинга, нанимая в них профессиональных сотрудников. И это касается не только частных учебных заведений, но и многих некоммерческих организаций.
Сейчас мы видим много новых видов образовательных программ, которые появляются в ответ на изменяющиеся технические ресурсы (возможности) ОУ и, соответственно, на спрос рынка.
Так, стремительное развитие информационных технологий выводит на рынок программы дистанционного обучения, которые сочетают в себе самостоятельное образование с возможностями индивидуальных тренингов с преподавателем (при дистанционном обучении, например, посредством Skype, Whatsap и др.).
Параллельно с этим, среди российского населения повышается интерес к иностранным языкам, в особенности к английскому, как языку международного общения, равно как и к учебным заведениям, акцентирующим внимание на их преподавании, и, соответственно, растёт спрос на их услуги. Причины данной потребности, как правило, связаны с глобализацией общественной, политической и экономической сфер жизни. Например, в связи с интенсивным развитием информационных технологий знание иностранных языков, особенно английского, будет необходимым для полноценной работы с ними. А при интенсивной конкуренции на рынке труда владение английским языком оказывается неоспоримым преимуществом любого сотрудника какой-либо организации.
1.2. Влияние основных эффектов рынка образовательных услуг.
Прежде всего, определимся с тем, что мы вкладываем в понятие рынка образовательных услуг.
В. П. Щетинин, например, понимает под этим «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многих потребностей человека, общества и государства» [12]. Немного иначе это понятие сформулировано А. А. Ченцовым: «…образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результатом научного труда является научный продукт. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом» [11]. В. Сагинова же полагает, что продуктом любой образовательной организации будет образовательная программа, разрабатываемая им, чтобы удовлетворить потребности в образовании, обучении, профессиональной подготовке или переподготовке, иначе говоря для целей достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня) [9]. Отсюда можно заключить, что образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. Вуз – это «производитель» не выпускников, а образовательных программ, в том виде, в котором они освоены его выпускниками. Некоторые авторы придерживаются противоположного мнения. Они рассматривают вузы как производителей товара «молодые специалисты» [4].
Специфика образовательных услуг проявляется в чертах, представленных в таблице ПРИЛОЖЕНИЯ 1.
Влияние эффектов рынка образовательных услуг выражается в следующих их характеристиках:
• Невозможность непосредственного денежного измерения ОУ. При этом о полезности результата такой услуги можно судить только через продолжительное время, и практически его можно измерить только при помощи косвенных индикаторов.
• Многозначность целей и задач, поставленных перед производителями ОУ. Как правило, деятельность образовательной организации не направлена непосредственно на извлечение прибыли, хотя многие ее интересы обычно связаны с ростом благосостояния, предполагающий «получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства» [15].
• ОУ оказываются в комплексе с созданием духовных ценностей, с развитием и преобразованием личности учащегося. Иными словами, ОУ участвуют в накоплении человеческого капитала.
• Сотворчество преподавателя и учащегося. В области профессионального образования, где реформируется личность клиента, современный покупатель образовательных услуг, прежде всего, не является профессионалом, но стремится сыграть самую активную роль в оказании ОУ их производителями. В этом смысле, по мнению А.П. Панкрухина, современный покупатель ОУ непосредственно участвует в процессе формирования посредством образовательных услуг человеческого капитала [7]. Кроме того, оказание ОУ, предполагающее значительную открытость данной сферы для кадрового, информационного и другого обмена, ставит в приоритет сотрудничество и часто снижает эффективность конкуренции производителей ОУ [6].
• ОУ находятся под пристальным вниманием общественности и внерыночным давлением, проявляющемся в политических компаниях, в которых вопрос образования часто рассматривается как элемент перспективы выживания, обеспечения национальной безопасности и развития нации [14].
• Высокая стоимость (ОУ обладают высокой потребительной стоимостью, поскольку усиливают потенциал специалиста, в том числе его личностных качеств)
• Относительно высокая продолжительность оказания ОУ (в Российской Федерации, например, получение первого высшего образования по разным специальностям занимает от 4 до 6 лет);
• Необходимость в лицензировании ОУ (в соответствии с п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»: «Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии» [6]);
• Специфичность потребителей образовательных услуг. О.С. Баталова считает наиболее общепринятой следующую классификацию современных покупателей ОУ: учащиеся, студенты, их родители; наниматели (государственные и частные предприятия); и государство [2].