Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Базовый курс русского языка основан на комплексном развитии речи. К этой задаче относится изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Речевое развитие - важнейшая составляющая содержания, звено, которое органично связывает все части начального языкового курса и объединяет их в академический предмет - русский язык. Работая над развитием образной речи школьников, важно пополнять их словарный запас.
Плохой словарный запас школьника часто мешает успешной работе в области правописания. Все это усугубляется тем фактом, что ученики думают конкретно: они используют множество абстрактных слов и понятий, часто вообще не понимая их значения. Степень речевого развития - это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком - условие успешной работы по всем учебным предметам. Родной язык - высшее проявление национальной жизни, национальной культуры
Глава 1. Основы речевой деятельности и развитие речи обучающихся средних классах
1. 1. Основы речевой деятельности
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом - вот основное содержание уроков по развитию речи.
Развитие речи - та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет - русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.
К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно изъясниться с другим человеком по любому поводу, проявляет умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Но здесь следует включить множество «если»: если ребёнок развивался в культурной языковой среде, если окружающие его взрослые требовали вразумительного высказывания, понимания того, что он говорит для других, если ребёнок уже понимает, что он должен контролировать свою речь, чтобы быть понятым. На протяжении всего детства он интенсивно осваивал речь. «У ребёнка с развитой устной речью наблюдаются речевые средства, которые он присваивал от взрослых и использовал в своей контекстной речи. Именно она прежде всего интересует учителя как показатель культуры человека, как показатель уровня развития ребёнка» [6, С. 123].
К сожалению, не все школьники владеют навыками речевого общения, часто допускают много ошибок, используя сленговые выражения, нарушают нормы русского литературного языка. На уроках русского языка упор делается в основном на письменные виды работ, такие как сочинение, изложение, диктант и т.д. Вместе с тем, многие обучающиеся недостаточно хорошо владеют навыками устной речи. В настоящее время повышение уровня владения устной речи у обучающихся – первостепенная задача учителя русского языка и литературы. Устной речью называется такая речь, которую мы произносим и слышим. Устная речь первична, она возникла намного раньше письменной. Существуют такие языки, у которых нет письменности, для них, соответственно, устная речь – это единственная форма существования. Устная речь отличается от письменной, она неподготовлена, необратима, линейна, а также имеет связь со временем, моментом осуществления речи. Это говорит о том, что устная речь случайна, говорящий автоматически выбирает слова и языковые средства для употребления в данный момент времени, возможность сознательного отбора слов достаточно мала, так как для этого нужно время, а устная речь непрерывна.
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека, думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речевой деятельности.
1. 2. Методика обучения русскому языку в средней школе
Традиционная методика обучения так же, как и инновационная, всегда преследует одну общую цель: сообщить учащимся новые знания и научить применять их в практической деятельности. Однако только основаны такие технологии на деятельности информационного и иллюстративного характера со стороны педагога и деятельности репродуктивного характера со стороны ученика. Следовательно, в этом процессе знания преподносятся детям уже в готовой форме, что не является актуальным и продуктивным в условиях реализации современного образования.
Педагогическая теория и школьная практика знает немало методов или приемов обучения, которыми может пользоваться учитель на уроках русского языка, чтобы достичь лучших результатов в своей преподавательской работе. Существуют такие методы обучения как догматический, эвристический, проблемный, исследовательский, индуктивный, дедуктивный, метод беседы, наблюдений, самостоятельной работы и т.д. Так как обучение – двусторонний процесс, в котором активно участвуют и учитель, и ученик, то, говоря о методах обучения, нельзя говорить только о методах работы учителя, нужно учитывать и особенности учебной работы ученика. Учитель организует процесс обучения, руководит им, сообщает знания, возбуждает познавательную деятельность учащихся, предлагает задания, проверяет их выполнение, учит приемам работы, старается развивать и воспитывать детей, и ему небезразлично, насколько эффективна его деятельность. Ученик воспринимает, запоминает, воспроизводит, решает задачи, производит умственные операции, овладевает знаниями, умениями и навыками.
Глава 2. Развитие речевой деятельности школьников на уроках русского языка
2. 1. Приёмы развития речи на уроках русского языка в средней школе
Для работы с лексической семантикой издавна используются традиционные методы, среди которых: лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, упражнения и т. д. Кроме того, время потребовало совершенствования методики и разработки таких методов обучения, которые бы стали эффективными в условиях инновационного образования и, самое главное, непосредственно вызывающими интерес к обучению и развитию собственной речи у современных учеников.
В связи с активным влиянием научно-технического прогресса на все сферы общественной жизни в образовании тоже появляются новые средства обучения, а вслед и за ними и инновационные методы обучения, которые для педагогов становятся основными помощниками на уроке. Однако инновация образования заключается не только в применении современных средств получения информации. В новых педагогических условиях работы необходимо активно применять на уроках модернизированные и качественно улучшенные подходы к обучению.
Развитие речи является важным компонентом обучения русскому языку в современной школе. Слово – основное средство общения людей, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки человека. Сегодня владение ловом, умение грамотно строить свою речь ценится очень высоко. Именно эта способность является составной частью общей культуры человека, показателем его образованности.
В «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования по русскому (родному) языку» акцентируется внимание на том, что основными требованиями к речи являются «правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств». Развитие речи учащихся – процесс длительный и сложный, который требует систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя, а также желания учащегося научиться грамотно излагать свои мысли. Основным показателем работы по развитию речи является то, как учащиеся умеют содержательно, грамотно и стилистически правильно в устной и письменной формах формулировать не только свои мысли, но и мысли другого человека. Развитие речи учащихся, как в устно, так и в письменной формах, на уроках русского языка осуществляется постоянно. Особое место в этой работе принадлежит формированию у школьников навыков написания сочинений и изложений.
Школьное сочинение традиционно является эффективным способом развития связной письменной речи учащихся, представляющим, прежде всего, творческое самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, переживаний с целью сообщения об этом другим. Работа над сочинением имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как она развивает мысли учащегося, учит его не только рассуждать, но и обосновывать 178 свою точку зрения, а значит – способствует развитию мышления. Кроме того, сочинение – это творческая работа, требующая самостоятельности в отборе материала и осмыслении темы, личной заинтересованности учеников, а следовательно – способствующая становлению личности школьника.
Выбор слов, словосочетаний, предложений, оборотов речи, размышление над композицией работы, отбор материала, установление логической связи – весь этот сложный процесс подготовки к написанию сочинения требует от школьника высокого напряжения всех его творческих сил. Готовясь к сочинению, школьники учатся понимать или находить собственную тему, самостоятельно определять её объем и способы раскрытия. Одним словом, важное место этой работы в развитии связной письменной речи учащихся трудно переоценить, а значит – учителю необходимо системно обучать школьников алгоритму написания сочинений разных жанров.
2. 2. Анализ текста как средство развития речи обучающихся на уроках русского языка
Понять текст, осмыслить его – значит ответить на вопросы, зачем, почему, с какой целью он создан, для чего автор предпринял попытку его создания, а не просто усвоить его содержание. Исходя из этого, любой текст обладает модальностью. Модальность – понятие сложное и многоплановое. Содержание предложения может соответствовать реальной действительности или не соответствовать ей, из чего следует противопоставление двух основных модальных значений – реальной и ирреальной. Главным средством выражения модальности является категория наклонения: изъявительного, условно-желательного и побудительного, которая тесно связана с предикативным ядром предложения.
Видов анализа текста много: лингвистический, лексический, стилистический, литературный. В последний входят анализ лирического произведения и анализ прозаического произведения. Кроме целостного анализа, можно выделить и такие виды анализа как анализ отдельного эпизода, характеристика героя, групповая характеристика героев, сравнительная характеристика двух героев, двух произведений, анализ художественной детали (портретной, пейзажной и т.д.).
Заключение
Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. В последнее время придаётся особое значение коммуникативному воспитанию школьников, потому что это является залогом развития навыков социальной активности личности. Значение речи как средства развития, воспитания, образования, как средства передачи жизненного и культурного опыта, установления межличностного и группового контакта всегда осознавалось обществом, поэтому вопросам её развития всегда уделялось большое внимание.
Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азимова, Ф. Р. Основные формы, методы и технологии современного урока в образовании / Ф. Р. Азимова // Достижения науки и образования. - 2018. - № 15 (37). - С. 66-68.
2. Анциферова, Е. Г. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка / Е. Г. Анциферова // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 267-268.
3. Атаманская, М. С. Современный урок – это урок, развивающий ученика / М. С. Атаманская // Русский в школе. - 2020. - № 1. - С. 17- 20.
4. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 157 с.
5. Баринова, И. И. Особенности современного урока или особенности урока в современной школе / И. И. Баринова // Преподавание истории в школе. – 2017. – № 6. – С. 49-52.
6. Глазунова, О.И. Русский язык и культура речи: учебник / О.И. Глазунова; ил. В.А. Березина. -2-е. изд., стер. - М. : КНОРУС, 2019. - 244 с.
7. Ермакова, А. Требования к современному уроку / А. Ермакова // Учитель. - 2017. - № 1. - С. 39-40.
8. Калинина, Г. П. Некоторые аспекты современного урока / Г. П. Калинина, В. П. Ручкина // Специальное образование. – 2018. – № 1 (49). – С. 6-15.
9. Катонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности школьников / Е.М.Катонова // Пачатковая школа. - 2018. - №6. - С. 20.
10. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
11. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС: методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СанктПетербург : КАРО, 2017. – 144 c.
12. Комиссарова, Л. Ю. Современный урок русского языка: специфика проектирования и анализа / Л. Ю. Комиссарова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – 2018. – № 6. – С. 1066-1069.
13. Масляк, С. И. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы / С. И. Масляк // Педагогическая мастерская. Все для учителя!. – 2015. – № 12. – С. 15-22.
14. Мельникова, М. Н. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку / М. Н. Мельникова // Вестник науки и образования. – 2020. – № 19-1 (97). – С. 73-75.
15. Мисаренко Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями / Г. Г. Мисаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 314 с.
16. Муштавинская, И. В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования : методическое пособие / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 176 с.
17. Осипова, Е. В. Технологии проектирования современного урока / Е. В. Осипова, Ю. В. Навроцкая // Академия профессионального образования. – 2020. – № 1 (92). – С. 35-39.
18. Пономарева, Л. Д. Речетворческая составляющая современного урока русского языка / Л. Д. Пономарева, Е. А. Губчевская // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2020. – Т. 11. - № 2. – С. 94-97.
19. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 189 с.
20. Юртаев, С. В. Преодоление трудностей речевой деятельности на уроках русского языка / С. В. Юртаев // Начальная школа. – 2019. – № 7. – 24 с.
21. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2019. – 448 с.