Фрагмент для ознакомления
2
С точки зрения юридической техники в целом неясно включение в ФЗ-184 положения о консультациях Президента РФ с политическими партиями относительно кандидатуры на должность главы субъекта РФ, поскольку норма не носит императивный характер, не влечет за собой юридических последствий в виде обязательного исполнения решения (консультации) Президента РФ. Считаем, что и без наличия такой нормы в исследуемом законе Президент РФ может рекомендовать политическим партиям того или иного кандидата, высказать свое мнение в отношении самовыдвигающегося кандидата. Следовательно, абзац 4 части 3 статьи 18 ФЗ-184 необходимо исключить.
При этом непосредственно Порядок внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица может продолжить свое существование как самостоятельный документ, регламентирующий процедуру обращения к Президенту РФ для консультации по кандидатуре.
2.2.Значение правового статуса главы субъекта РФ в обеспечении конституционных прав и свобод
Проблемы обеспечения прав и свобод человека в субъектах РФ формируют отдельный предмет исследования конституционалистов. Их выявление, анализ, преодоление являются важными задачами науки конституционного права. Кроме того, в последнее время высокую актуальность приобрели широко обсуждаемые проблемы совершенствования организационно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ.
Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Федеральный закон «Об общих принципах...») основу системы органов государственной власти составляют высшее должностное лицо, законодательный (представительный) орган и высший исполнительный орган государственной власти. Существуют и иные органы государственной власти субъектов РФ, образуемые в соответствии с их конституциями (уставами): конституционные (уставные) суды, избирательные комиссии и др.
В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 5 названного закона законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ осуществляют законодательное регулирование в установленной сфере ведения. В принятии законов субъектов РФ, необходимых для упорядоченного регулирования общественных отношений, гарантирования стабильности, правопорядка, состоит их основная функция по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, как правило, наделяются полномочиями по разрешению дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ нормативных правовых актов, официальному толкованию конституций (уставов) субъектов РФ. В отдельных субъектах РФ наделены правом законодательной инициативы, разрешения споров о компетенции и иными полномочиями, данные функции позволяют органам конституционной юстиции успешно реализовывать конституционную обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, и конституционная практика в субъектах РФ, в которых функционируют такие суды, демонстрирует эффективность их работы в данном направлении.
Актуальная на современном этапе конституционного строительства проблема заключается как раз во фразе «в субъектах РФ, в которых функционируют такие суды». к сожалению, таких субъектов до сих пор меньшинство (1/5 от всех субъектов российской Федерации). развитие системы конституционной юстиции в субъектах РФ - тема отдельного серьезного исследования. Но с учетом того, что блокирование создания конституционных (уставных) судов, их ликвидация - решения, как правило, принимаемые на уровне высших должностных лиц субъектов РФ, данный вопрос не мог быть обойден стороной и в этой статье.
Избирательные комиссии субъектов РФ в соответствии с требованиями федерального закона обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах...» осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
И что самое интересное, а может быть, странное, среди полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ч. 7 ст. 18 названного закона) вопросы обеспечения прав и свобод не поименованы.
Федеральный закон, определяющий в соответствии с Конституцией РФ общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, абсолютно не регулирует вопросы обеспечения прав и свобод человека в деятельности высшего должностного лица субъекта РФ. И это видится очевидным недостатком рассматриваемого закона.
Изучение нормативных правовых актов показывает, что во многих республиках в составе РФ конституционно закреплены положения о высшем должностном лице субъекта РФ как гаранте защиты прав и свобод человека и гражданина (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан). Конституционно закреплено право принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина (Республика Мордовия, Республика Северная Осетия-Алания). Положения о защите прав и свобод человека и гражданина содержатся в текстах присяги высшего должностного лица (Республика Дагестан, Республика Коми и др.).
В уставах остальных субъектов РФ положения о высшем должностном лице субъекта РФ как гаранте прав и свобод человека и гражданина встречаются крайне редко. Это, пожалуй, только Омская область, губернатор которой провозглашается гарантом прав и свобод человека и гражданина на территории Омской области, и Оренбургская область, губернатор которой назван гарантом обеспечения общественной безопасности граждан.
Вместе с тем в текстах присяги высших должностных лиц большинства краев, областей, автономных округов, автономной области слова об обеспечении прав и свобод человека и гражданина в той или иной постановке присутствуют: «.уважать и охранять права и свободы человека и гражданина» (Архангельская область, Красноярский край), «. уважать и обеспечивать права и свободы человека и гражданина» (Астраханская область, Волгоградская область), «. уважать и охранять права человека и гражданина» (Тульская область, Еврейская автономная область), «.защищать интересы населения автономного округа» (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) и т. д.
Подобное разночтение в текстах учредительных актов республик и иных субъектов в составе РФ имеет историко-политические причины. В сложный период становления современного российского государства в целях сохранения территориальных границ правовое регулирование осуществлялось параллельно для республик и иных субъектов в составе РФ. В этот период активно обсуждались в настоящее время окончательно отвергнутые конституционным судом РФ теории разделенного, ограниченного суверенитета [11], и даже в действующей конституции РФ уже фактически как памятник истории статус республик в составе РФ конституционно обособлен термином «государство», наименованием основного закона «конституция», усилен правом установления государственного языка субъекта РФ.
Особое положение позволяло республикам включать в тексты конституций как можно большее количество государствоподобных признаков и наделять высших должностных лиц (во многих республиках - президентов) статусом, сравнимым с правовым положением Президента РФ со всеми аналогичными полномочиями. Оттуда родом и положения о высшем должностном лице - гаранте конституции, прав и свобод человека и гражданина и т. д.
Отсутствие подобных норм в уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов абсолютно не лишает население, проживающее на их территории, гарантий защиты прав и свобод. В силу прямого действия конституции РФ высшие должностные лица всех субъектов Российской Федерации несомненно обязаны обеспечивать права и свободы человека и гражданина.
Вместе с тем наличие в тексте конституции (устава) субъекта РФ, в присяге высшего должностного лица субъекта РФ положений о гаранте прав и свобод человека и гражданина имеет важное значение с точки зрения позитивной ответственности и призвано ориентировать его деятельность на соблюдение данной нормы. Возможно, осознание высшими должностными лицами субъектов РФ себя в качестве гаранта прав и свобод человека не позволило бы им препятствовать учреждению органов конституционной юстиции субъектов РФ и тем более принимать решение об их упразднении.
Рассматривая вопрос о высшем должностном лице субъекта РФ как гаранте прав и свобод человека и гражданина, нельзя не обратиться к постановлениям Конституционного Суда РФ. В постановлении от 21 декабря 2005 г. № 13-П содержится вывод о том, что по своему статусу должностное лицо субъекта РФ в силу принципа единства системы государственной власти находится в отношениях субординации непосредственно с Президентом Российской Федерации. В таком качестве оно участвует не только в отношениях на уровне соответствующего субъекта РФ, но и в отношениях, имеющих общефедеральное значение, - в той мере и постольку, в какой и поскольку такое участие предусмотрено и допускается федеральными