Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Любая компания, которая начинает свою деятельность или уже работает в начале нового проекта, должна четко представлять будущую потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов в ходе своей деятельности.
Основы конкурентоспособности предприятия являются сегодня одним
из ключевых элементов компетенций специалиста любого профиля и
руководителя любого уровня. Так же проблема конкурентоспособности
промышленного производства занимает важное место в экономической
политике страны. Создание конкурентных преимуществ в области
национальной экономики становится стратегическим направлением
деятельности государства. При этом повышение конкурентоспособности
касается различных уровней промышленного производства: продукции,
предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но крайнюю важность
приобретает конкурентоспособность предприятия как звена экономики.
Актуальность. Ни одна компания не может добиться превосходства над конкурентами во всех коммерческих характеристиках продукта и средствах его продвижения на рынке. Необходимо выбрать приоритеты и разработать стратегию, которая наилучшим образом соответствует тенденциям рыночной ситуации и наилучшим образом использует сильные стороны организации.
В условиях рыночной экономики предприниматели не должны рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и накопления информации о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, собственных возможностях и перспективах.
Экономическая стратегия организации должна разрабатывать прежде всего экономические средства достижения стратегических целей организации, то есть средства стимулирования всех участников производственного процесса - от маркетологов до обслуживающего персонала - заинтересованных в выполнении своей роли в обеспечении процветания организации.
Реализация инновационных преобразований и развитие конкурентного потенциала организации должны базироваться на внедрении новых технологий, повышении уровня подготовки кадров, знаний и навыков стратегического менеджмента, маркетинга, экономики, развитии организационной культуры.
Все это вызывает острую необходимость формирования новой конкурентной концепции, которая обеспечит выживание и устойчивое положение предприятий в рыночных отношениях.
Теоретической базой явились труды отечественных авторов по проблемам, прямо или косвенно связанные с темой работы. В работе изучалась информация периодической печати. Конкурентоспособность на современном этапе является актуальной темой. Большой вклад в исследование проблем конкурентоспособности внесли такие отечественные ученые, как: Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, А. М. Белов, Г. Н. Добрин, А. Е. Карлик и другие. Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы.
Объект работы – конкурентоспособность ООО «Северянка».
Предмет работы – экономический механизм обеспечения конкурентоспособности на предприятии.
Цель работы – разработать проект повышения экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятия и сущность конкуренции и конкурентоспособности;
раскрыть методы оценки конкурентоспособности предприятия;
представить общую характеристику деятельности ООО «Северянка»;
провести анализ и дать оценку эффективности управления конкурентоспособностью ООО «Северянка»;
разработать предложения и мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Северянка»;
дать оценку эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Северянка».
Информационную базу работы составили законы, указы Президента, правительственные материалы, статистические данные, а также отчетные материалы ООО «Северянка».
В качестве общенаучных методов исследования автором применялись: диалектический метод, методы анализа и синтеза, в качестве методов обработки данных - экспертные методы, сравнения, динамический и аналитико-расчетный методы.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОМПАНИИ
1.1. Понятия и сущность конкуренции и конкурентоспособности
На современном рынке основной целью каждого предприятия является увеличение прибыли, на сколько это возможно. Следственно такие организации стремятся к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Такие организации, ведущие свою деятельность на одном рынке действуют относительно друг друга как конкуренты. Экономическая конкуренция подразумевает соревнование экономических единиц за внимание клиента, а так же с целью увеличения прибыли [15, с. 46].
Рыночная среда характеризуется неопределенностью и изменчивостью.
Поэтому требует от субъектов хозяйствования качественного управления и постоянного контроля конкурентоспособности своей деятельности.
Функционирование рынка конкуренции осуществляется при наличии двух условий: большого количества продавцов или покупателей и свободы для рыночных субъектов в использовании ресурсов и организации собственной деятельности [13, с. 39].
Определение конкурентоспособности организации имеет актуальное и важное значение, как для экономики области, так и для предприятий-товаропроизводителей.
Характерной особенностью этапа современного развития экономики в нашей стране является рост роли торговли в обеспечении занятости населения, сегодня в торговле работает почти шестая часть всего экономически активного населения, что соответствует уровню развитых экономически стран.
Субъекты предпринимательства в ходе своей деятельности становятся участниками конкурентной борьбы за своего потребителя (покупателя), поэтому возможность выживания организации в условиях постоянной конкурентной борьбы зависит от его конкурентоспособности.
В условиях рыночной экономики растет смысл конкуренции как главного механизма регулирования хозяйственной деятельности предприятий. В условиях рыночной экономики успех хозяйствующего субъекта находится в зависимости от реализации конкретных подходов и способов повышения конкурентоспособности, обеспечения устойчивой рыночной позиции фирмы на рынке для реализации товара.
Для изучения конкурентоспособности организации на практике необходимо знать ряд теоретических основ. Именно поэтому актуальность выбранной темы обусловлена значимостью таких понятий как «конкуренция» и «конкурентоспособность» в современном мире.
Изучение выживания организации в условиях постоянной конкурентной борьбы, зависит от его конкурентоспособности и способности влиять на рыночную ситуацию в собственных целях, что соответствует условиям рынка и имеет более низкую затратную часть, своевременно обновлять продукцию, иметь конкурентные преимущества в формировании и использовании ресурсного потенциала [10, с. 55].
Конкурентоспособность организации является комплексным и многогранным понятием, поскольку обобщает оценку конкурентных преимуществ организации в направлении формирования ресурсного потенциала, обеспечения эффективного и устойчивого функционирования, удовлетворение спроса потребителей, требует осуществления систематического мониторинга направленности воздействия значительного количества факторов на конкурентоспособность организации, которые определяют ее видовые проявления.
Конкуренция является важным фактором стимулирования хозяйственной активности субъектов торгового предпринимательства, увеличение разнообразия товаров и услуг, улучшение их качества, снижения затрат и стабилизации экономического роста.
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Оценка конкурентоспособности предприятия является важнейшим вопросом. Определение конкурентов и изучение условий конкурентной борьбы помогает организации определить свои преимущества и недостатки, определить собственную конкурентную стратегию и поддерживать конкурентное преимущество. Осуществление оценки конкурентоспособности предприятия преследует цель: определить положение предприятия на исследуемом рынке. Главной целью оценки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на рынке. Также на основе анализа конкурентоспособности разрабатываются мероприятия по улучшению позиции предприятия на рынке. Благодаря данному анализу появляется возможность выбрать контрагентов для совместной продуктивной деятельности. Появляется возможность разработать план вывода предприятия на новые рынки сбыта.
Оценка конкурентоспособности в условиях рыночной экономики является основополагающим элементом для организации производственно-хозяйственной деятельности современного организации.
Анализ деятельности организации, направленной на повышение ее конкурентоспособности, подразумевает осуществление оценки достигнутого уровня использования имеющегося потенциала [26, с. 78].
Основными задачами, решаемыми при оценке конкурентоспособности организации, как правило, являются:
анализ текущего состояния уровня конкурентоспособности организации;
определение тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности организации за исследуемый период;
выявление «узких мест», которые оказывают отрицательное влияние на конкурентоспособность организации;
обозначение резервов, использование которых возможно с целью повышения конкурентоспособности организации [45, с. 60].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2021. – 304 с.
2. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2021. – 363 с.
3. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юрайт, 2021. – 559 с.
4. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. С. Григорян. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
5. Диденко, Н. И. Международный маркетинг. Практика: учебник для вузов / Н. И. Диденко. – Москва: Юрайт, 2021. – 406 с.
6. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник / Ю. Н. Егоров. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
7. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник / Ю. Н. Егоров. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 238 с.
8. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова. – Москва: Юрайт, 2021. – 181 с.
9. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров / С. В. Карпова. – Москва: Юрайт, 2019. – 408 с.
10. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова. – Москва: Юрайт, 2021. – 444 с.
11. Коноваленко, В. А. Основы интегрированных коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко. – Москва: Юрайт, 2021. – 486 с.
12. Корнеева, И. В. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева. – Москва: Юрайт, 2021. – 436 с.
13. Короткова, Т. Л. Управление маркетингом: учебник и практикум для вузов / Т. Л. Короткова. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2021. – 242 с.
14. Маркетинг. Практикум: учебное пособие для вузов / под ред. С. В. Карповой. – Москва: Юрайт, 2021. – 325 с.
15. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности: учебник / под ред. И. И. Скоробогатых. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 589 с.
16. Маркетинг-менеджмент: учебник и практикум для вузов / под ред. И. В. Липсица. – Москва: Юрайт, 2021. – 379 с.
17. Международный маркетинг: учебник и практикум для вузов / под ред. К. Пецольдт. – Москва: Юрайт, 2020. – 398 с.
18. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг: учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2021. – 475 с.
19. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва: Юрайт, 2021. – 374 с.
20. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – Москва: Юрайт, 2021. – 219 с.
21. Основы маркетинга. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / под ред. С. В. Карповой. – Москва: Юрайт, 2021. – 325 с.
22. Пашкус, Н. А. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. А. Пашкус. – Москва: Юрайт, 2020. – 225 с.
23. Реброва, Н. П. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. – Москва: Юрайт, 2021. – 186 с.
24. Рыжикова, Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик: учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 288 с.
25. Рыжикова, Т. Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг: учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 225 с.
26. Секерин, В. Д. Инновационный маркетинг: учебник / В. Д. Секерин. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 237 с.
27. Токарев, Б. Е. Маркетинг инновационно-технологических стартапов: от технологии до коммерческого результата / Б. Е. Токарев. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2020. – 264 с.
28. Фарахутдинов, Ш. Ф. Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Ш. Ф. Фарахутдинов. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 231 с.
29. Цахаев, Р. К. Маркетинг: учебник / Р. К. Цахаев. – 5-е издание. – Москва: Дашков и К°, 2020. – 548 с.
30. Щепакин, М. Б. Экономика маркетинговой и рекламной деятельности: учебное пособие / М. Б. Щепакин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 232 c.