Фрагмент для ознакомления
2
Прежде, чем рассматривать научные подходы к изучению авторских жанровых определений, необходимо отметить, что данная тема является практически не изученной, отсутствуют закрепленные в научной литературе мнения исследователей относительной этой проблемы. В исследованиях можно встретить только отдельные высказывания и сведения, касаемые авторских жанровых определений.
Впервые более или менее четкую классификацию авторских жанровых определений дает в своем исследовании «Авторские жанровые обозначения в драматургии XX века» Е.М. Васильев. По его мнению, авторское жанровое определение – это обозначение автором произведения его жанра в различных элементах художественного текста .
На рисунке 1.1 представлена классификация авторских жанровых определений, которую разработал Е.М. Васильев.
Рисунок 1.1. – Классификация авторских жанровых определений по Е.М. Васильеву
Рассмотрим эти типы авторских жанровых определений более подробно.
Так, заголовочные авторские определения определяются в той ситуации, когда автор в само название включает указание на жанр произведения, например, «Повесть временных лет» или «Сказка о царе Салтане» .
Подзаголовочными называют те авторские жанровые определения, которые автор вставляет в текст подзаголовков к художественному тексту. Часто существует основное название произведения, а ниже автор указывает: «Повесть о том, что» или «Рассказ о…» .
Внутри текста литературного произведения также можно встретить авторские жанровые определения, которые приводятся автором предисловии, эпиграфе, ремарке, послесловии. Например, бывают случаи, когда в предисловии к произведению автор пишет такие слова: «В этом романе я хочу рассказать о том, что…» .
Наконец, под авторскими жанровыми определениями, находящимися вне текста, можно понимать любые высказывания того или иного автора относительно жанров художественных произведений, которые встречаются в статьях, эссе, других публикациях и выражают позицию писателя о жанровом своеобразии художественной литературы .
Основной целью формирования разного рода авторских жанровых определений, как считают А.С. Астафьева и П.А. Лизунова, является создание определенного творческого образа писателя, демонстрация читателю собственного мнения о своем литературном произведении .
Однако есть, по данным М.А. Устинова и Г.А. Шелагиной, и другая цель, которую преследуют писатели при включении в свое творчество авторских жанровых определений. В некоторых случаях они являются средствами художественной выразительности, делают восприятие текста более глубоким, а также выступают в качестве оригинальным элементов для представления авторского стиля .
Авторские жанровые определения могут состоять в художественном тексте как в виде одного слова, которое определяет жанр произведения по мнению автора, так и в виде целой статьи, эссе или развернутого комментария, который рассказывает, почему для данного произведения писатель выбрал тот или иной жанр .
В разные исторические периоды в художественной литературе преобладали различные авторские жанровые определения. Например, в древнерусской литературе в заголовки произведений добавлялись такие упоминания об их жанре как «слово», «житие» и «повесть» .
Во второй половине XVII века доминирующим жанровым определением стала «повесть»: многие авторы называли свои произведения «Повесть о…». Однако в этот период еще сохранилось и такое определение как «сказание», которое также существовало в древнерусской литературе, но постепенно развивалось и в более поздние периоды.
Также в XVII веке очень популярным среди писателей стало авторское жанровое определение «история», которое, кстати, и дальше распространялось, особенно в русской литературе (например, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина). В начале XVIII века в некоторых случаях данное определение трансформировалась в «гисторию».
В дальнейшем стали развиваться такие авторские жанровые определения как «разговор», «роман», «рассказ» и т.д. Интересным ходом было включение в заголовки более поздних произведений таких жанровых определений как «челобитная», «лечебник», «роспись», которые пародировало деловой стиль языка .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимова, И.Н. К вопросу о функциональной значимости пейзажных описаний в структуре художественного текста / И.Н. Анисимова // Вестник Чувашского университета. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-funktsionalnoy-znachimosti-peyzazhnyh-opisaniy-v-strukture-hudozhestvennogo-teksta/viewer (дата обращения: 19.04.2022).
2. Аристрахова, Е.П., Конюхова, Л.Д., Борисов, В.В. Творчество Н.С. Лескова как предмет литературоведческого иссдедования / Е.П. Аристархова, Л.Д. Конюхова, В.В. Борисов // Вопросы литературоведения. – 2022. – № 1. – С. 30–42.
3. Архангельская, А.В. Некоторые проблемы функционирования жанровых определений в русской литературе переходного периода (вторая половина XVII – первая половина XVIII века) / А.В. Архангельская // Docplayer. – 2018. – URL: https://docplayer.com/85569876-V-russkoy-literature-perehodnogo-perioda.html (дата обращения: 19.04.2022).
4. Астафьева, А.С., Лизунова, П.А. Авторские жанровые определения как проблема современного литературоведения / А.С. Астафьева, П.А. Лизунова // Вопросы литературоведения. – 2020. – № 7. – С. 55–68.
5. Боева, Н.Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах / Н.Б. Боева // Научная мысль Кавказа. – 2004. – № 12. – С. 190–194.
6. Борисов, А.А. Концептообразующая роль пейзажа в литературе сентиментализма / А.А. Борисов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12493 (дата обращения: 18.04.2022).
7. Васильев, Е.М. Авторские жанровые обозначения в драматургии XX века / Е.М. Васильев // Semantic Shcolar. – 2009. – URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Авторские-жанровые-обозначения-в-драматургии-ХХ-Васильев/c6f47ec665ce34d9217c6e85cefdc94aff6bbf61 (дата обращения: 19.04.2022).
8. Воронин, Р.А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Р.А. Воронин // Материалы I международной научной конференции «Филология и лингвистика в современном мире». – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 1–4.
9. Геллер, Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе / Л. Геллер // Экфрасис в русской литературе. Труды Лозаннского симпозиума. – М., 2002. – С. 74–82.
10. Дровалева, Н. Экфрасис в произведениях русских классиков / Н. Дровалева // Эстезис. Журнал о литературе. – 2016–2020. – URL: https://aesthesis.ru/magazine/february17/ekphrasis (дата обращения: 13.06.2022).
11. Дыханова, Б.С. В зеркалах устного слова: народное самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С. Лескова / Б.С. Дыханова. – Воронеж, 1994. – 290 с.
12. Жукова, Ю.В. Тенденция «спрятанного холста» в литературе (экфрасис в творчестве Л.М. Леонова) / Ю.В. Жукова // С рабочего стола молодого ученого. – 2018. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1655228602&tld=ru&lang=ru&name=fkls-2018-02-27 (дата обращения: 13.06.2022).
13. Зеленцова, С.В. Функции пейзажа в малой прозе И.А. Бунина: на материале произведений 1892–1916 годов: дис. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / С.В. Зеленцова – Орел, 2013. – 192 с.
14. Коноваленкова, И.М., Гуляева, В.В., Пятницкая, И.Ю. Современные подходы к классификации авторских жанровых определений в российском литературоведении / И.М. Коноваленкова, В.В. Гуляева, И.Ю. Пятницкая // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 99–107.
15. Кудякова, А.В. Экфрасис: границы термина / А.В. Кудякова // Молодой ученый. – 2021. – № 32(374). – URL: https://moluch.ru/archive/374/83502/ (дата обращения: 13.06.2022).
16. Лесков, Н.С. Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 1–3. – М.: Художественная литература, 1988.
17. Луценко, Р.С. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. – Саранск, 2007. – 21 с.
18. Макушева, М.В. Природа как ценность в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»: аксиологический аспект / М.В. Макушева // Актуальные вопросы филологической науки XXI века. – 2019. – С. 18–22.
19. Моисеенко, В.А., Арбузова, И.С., Хренникова, А.В. Принципы организации заголовков художественных произведений: теория и методология исследования // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы литературоведения. – Пермь: Пермский государственный университет, 2020. – С. 68–79.
20. Мурадалиева, Н. Романтический пейзаж в литературе / Н. Мурдалиева. – Баку: Язычы, 1991. – 204 с.
21. Нестерова, А.В., Пряников, И.И., Торбенко, В.А. Исследование творчества Н.С. Лескова в современной научной литературе / А.В. Нестерова, И.И. Пряников, В.А. Торбенко // Филология и лингвистика. – 2019. – № 12. – С. 90–106.
22. Нагибин, Ю. О Лескове // Ю. Нагибин // Литературные раздумья. – М.: Советская Россия, 1977. – С. 75–100.
23. Новикова-Строганова, А. Мир, где Русью пахнет. Очерк творчества Н.С. Лескова / А. Новикова-Строганова // Культуролог. – 2015. – URL: https://culturolog.ru/content/view/2248/5/ (дата обращения: 18.04.2022).
24. Пигарев, К.В. Русская литература и изобразительное искусство: очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века / К.В. Пигарев – М.: Наука, 1972. – 125 с.
25. Расников, В.Г., Смирнов, В.С., Передбогова, А.Н. Принципы классификации элементов художественного текста и специфика их функций / В.Г. Расников, В.С. Смирнов, А.Н. Передбогова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 2. – С. 50–62.
26. Себина, Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учебное пособие / Е.Н. Себина; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – С. 264–275.
27. Терновская, Е.А. Жанровое своеобразие произведений Н.С. Лескова / Е.А. Терновская // Киберленинка. Научный портал. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovoe-svoeobrazie-proizvedeniy-n-s-leskova/viewer (дата обращения: 19.04.2022).
28. Устинов, М.А., Шелагина, Г.А. Современные подходы к анализу художественного текста / М.А. Устинов, Г.А. Шелагина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2022. – № 3. – С. 45–60.
29. Эджертон, У. Почти неразрешимая проблема: перевод прозы Лескова / У. Эджертон // Leskoviana. – Bologna: Editrice Clueb, 1982. – С. 90.
30. Эпштейн, М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. – М.: Высшая школа, 1990. – 303 с.