Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие предприятия торговли предопределяется формированием и содержанием хозяйственных связей. Эффективная их организация зависит, прежде всего, от знания каждым хозяйствующим субъектом конъюнктуры рынка, интересов потребителей, партнёров и конкурентов, собственных целей. Осуществление коммерческой деятельности предполагает ежеднев-ное решение задач по обеспечению действенности бизнеса, выявлению и реализации потенциальных возможностей, необходимых для дальнейшего функционирования. В центре внимания находится область компетенции, в которой предприятие является наиболее сильным в отношении организа-ции коммерческой деятельности, обусловливающая высокую конкуренто-способность и лидерство на рынке
Эффективность коммерческой деятельности является залогом финан-совой привлекательности для внешних инвесторов, контрагентов и соб-ственников предприятия. Вследствие этого огромное значение получила оценка эффективности коммерческой деятельности организации.
Актуальность выбранной темы обусловила цель нашего исследования – выявить особенности организации и управления коммерческой деятель-ностью в розничной торговле.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие за-дачи:
провести теоретическое исследование основ коммерческой дея-тельности;
определить понятие и сущность коммерческой деятельности;
провести оценку эффективности коммерческой деятельности;
провести анализ коммерческой деятельности предприятия;
выработать рекомендации по совершенствованию организации коммерческой деятельности.
Объектом исследования выступит Общество с ограниченной ответ-ственностью «Райсан».
Предметом исследования являлись особенности организации и управ-ления коммерческой деятельностью ООО «Райсан» и способы повышения ее эффективности.
Теоретической и методической основой исследования послужили ма-териалы работ, отечественных ученых, таких как:. Бунеева Р.И., Дашков Л.П., Молоткова Н.В., Памбухчиянц В.К., так же нормативные и законо-дательные акты, материалы периодической печати, материалы интернет - ресурса, статистические данные предприятия.
Нормативно-правовую базу исследования составили федеральные за-коны и иные акты [1-8].
В процессе исследования основными методами анализа стали: анали-тический, индексный, методы сравнительного анализа, PEST-анализ, фак-торный, ABC-анализ.
1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности
1.1. Понятие коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития торговых ор-ганизаций. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров и услуг, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции [11]. Владельцы различных сегментов сферы бизнеса пытаются найти ответы на вопросы, каким образом устоять перед внешними изменениями окружающего экономического пространства, как вовремя реагировать на колебания внешней среды и т.д. Эффективность коммерческой деятельности является залогом финансовой привлекательно-сти для внешних инвесторов, контрагентов и собственников предприятия [13, c. 3].
Понятие коммерческой деятельности рассматривалось, как зарубеж-ными, так и отечественными учеными. Подходы к ее определению различ-ных авторов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определение понятия коммерческой деятельности с точки зрения эко-номической литературы
Таким образом, по мнению большинства авторов, коммерческая дея-тельность это деятельность, направленная на организацию и управление процессами купли продажи для удовлетворения спроса потребителей и увеличение капитализации ее субъекта в условиях конкурентной среды [16].
Основной целью коммерческой деятельности является обеспечение максимальной выгодности коммерческих операций при удовлетворении потребностей покупателей [29, c. 67].
Основными задачами коммерческой деятельностью для достижения данной цели являются:
— изучение и анализ источников закупки товаров и выбор наибо-лее оптимальных;
— установление договорных отношений с поставщиками, обеспе-чивающих выгодное партнерство;
— анализ тенденций развития рынка и учет внешних условий при осуществлении купли и продажи товаров;
— предоставление потребителям такого разнообразия товаров, чтобы они имели возможность приобрести то, что соответствует их запро-сам;
— сокращение издержек обращения [15, c. 3].
Таким образом, основная задача коммерческой деятельности сводится к покупке и продаже товаров и услуг такого набора по ассортименту и объема, чтобы максимально удовлетворить потребности, как покупателей, так и продавцов.
Эффективность коммерческой деятельности зависит от ряда факторов. Все их можно разделить на две группы: внутренние и внешние [17].
Факторы внешнего воздействия оказывают непосредственное влияние на деятельность организации. Покупатели – создают спрос на товары, ко-торый должно удовлетворить торговое предприятие относительно цены, качества, ассортимента. Поставщики – определяют ассортимент товаров, качество, сроки и условия поставки товаров, порядок расчетов, наличие скидок и т.д. Конкуренция не только на рынке сбыта, но и на закупку то-варов, рынка кадров, информации, страховых и иных услуг. Банковская система влияет на обеспечение организаций финансовыми ресурсами, осу-ществляемый порядок расчетов, хранения денежных средств и иное. Бир-жи, ярмарки, выставки являются источником о товарах самой фирмы и по-ставщиков, новых товарах, технологиях и т.д. [19]
Так же существуют внутренние факторы – это ресурсы самой органи-зации: материальные, финансовые, трудовые, информационные и инвести-ционные. Материальные ресурсы – это товарные запасы, основные фонды, товарные запасы, оборотные средства. К финансовым ресурсам относятся денежные средства, финансовые вложения. Трудовые – это персонал орга-низации.
Содержание коммерческой деятельности выражается в нескольких этапах, которые должны учитывать влияние внутренних и внешних факто-ров. Такими этапами являются [12]:
− изучение и прогнозирование рынка;
− формирование и стимулирование спроса;
изучение спроса и определение потребностей в товарах;
закупка товаров и услуг;
коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;
− реклама на товары и услуги;
формирование ассортимента и управление товарными запаса-ми;
ценообразование;
оказание торговых услуг [11, c. 95].
На каждом из перечисленных этапов выполняются определенные коммерческие операции. При этом следует иметь в виду, что содержание операций может отличаться в зависимости от того на какой стадии процес-са товародвижения они осуществляются [18].
Таким образом, характер и содержание выполняемых операций при осуществлении коммерческой деятельности будут зависеть от избранной формы продвижения товара и то стадии на которой этот товар находится.
Основными принципами организации коммерческой деятельности по мнению таких авторов как Апопий В.В., Бунеева Р.И. являются:
полная самостоятельность и равноправие субъектов рынка;
приспособляемость коммерческих функций к ситуационным изменениям рынка [20];
ответственность за выполнение взятых обязательств перед партнерами по купле-продаже товаров;
взаимодействие коммерции с маркетингом и менеджментом;
предвидение коммерческих рисков;
адаптация коммерческих работников к новым условиям рабо-ты;
получение прибыли от реализуемой продукции
выделение приоритетов
неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга
нацеленность на достижение конечного результата [9, c. 34].
1.2. Методы оценки коммерческой деятельности
На сегодняшний день в экономической литературе выработано не-сколько подходов к понятию и содержанию эффективности коммерческой деятельности организаций. Рассмотрим понятие экономической эффектив-ности и экономического эффекта:
Экономическая эффективность - определяется, как соотношение между затратами по вовлеченным производственным, материальным, финансо-вым, трудовым ресурсам и полученными результатами.
Экономический эффект это результат от функционирования пред-приятия, выражаемый такими показателями, как товарооборот, объем продажи товаров, валовой доход, прибыль
Существует множество методик проведения анализа эффективности коммерческой деятельности [13].
Большинство из них повторяют или дополняют друг друга, использу-ясь как комплексно, так и раздельно, в зависимости от конкретных целей и задач анализа, состава, содержания и качества информационной базы, ко-торая используется аналитиком.
Многовариантность рассматриваемых в литературе и используемых в практике систем показателей обусловлена разнообразием субъектов и объ-ектов, а также целей и задач анализа коммерческой деятельности предпри-ятия.
Выбор системы показателей определяется как целевая направлен-ность анализа, основанного на знании интересов его субъектов, так и сте-пенью возможности использования всей учетно-аналитической информа-ции о деятельности объекта [28, c. 60].
Такой автор как, М. Г. Шевчик придерживается комплексного подхо-да и предлагает осуществлять оценку коммерческой деятельности пред-приятия по комплексной модели, состоящей из 5 блоков. (рисунок 1)
Рисунок 1 – Этапы оценки эффективности коммерческой деятельности по 5 блокам
А по мнению автора Германчук А.М. можно выделить четыре направления оценки эффективности коммерческой деятельности, которые представлены в таблице 4:
Таблица 4
Оценка коммерческой деятельности по частным показателям [13,с.76]
Следовательно, показатели оценки эффективности предоставляют по-лучить информацию о результатах применения посреднических услуг в процессе осуществления торговых операций.
Оценка коммерческой деятельности в значительной степени зависят от типа и размера хозяйствующего субъекта, масштабов и особенностей ор-ганизации его деятельности [14].
Такие авторы как Валевич Р.П. и Давыдова Г.А. придерживаются мнения оценки эффективности коммерческой деятельности по методики расчета финансовых показателей, показателей деловой активности и соци-альной эффективности. представлена в таблица 5.[23,с. 34]
Таблица 5
Методика расчета показателей коммерческой деятельности
Многие авторы придерживаются комбинированных методов, которые включают в себя как финансовые показатели оценки, оценки экспертов, так и маркетинговые методы исследования – SWOT- анализ деятельности, матрица BCG (Boston Consulting Group), ABC-анализ и иные [16, c. 21]. Кроме этого, комбинированный метод может включать в себя оценку эф-фективности посреднических услуг по качественным характеристикам на основе показателей, приведенных в таблице 6.
Таблица 6
Качественная оценка эффективности посреднических услуг предприя-тий [18, с.176]
На основе изученных методических подходов, методик анализа эффектив-ности коммерческой деятельности выделим этапы, по которым будет про-ходить анализ эффективности коммерческой деятельности объекта иссле-дования: оценка общих экономических показателей предприятия; анализ факторов влияющих на коммерческую деятельность [15]; расчет частных показателей эффективности коммерческой деятельности; оценка социаль-ной эффективности коммерческой деятельности.
Таким образом, можно сказать, что современные авторы пытаются сочетать в оценке эффективности коммерческой деятельности достаточно широкий спектр показателей и критериев.
2. Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия
2.1. Общая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Райсан» - это торговая компания, основной деятельностью которой является торговля мясом и мясными продуктами, а также дополнительные продуктовые направления.
Форма собственности компании - частная, организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации, создано без ограничения срока его деятельности. Учредителями предприятия являются физические лица – граждане Россий-ской Федерации.
Основной вид деятельности ООО «Райсан» - это сегмент HoReCa. ООО «Райсан» занимается снабжением пищевыми продуктами оптовых и розничных предприятий, в том числе торговые сети, предприятий обще-ственного питания, кроме того, является одним из лидеров российского рынка поставок продуктов питания и сопутствующих товаров в сегмент HoReCa. Кроме этого, ООО «Райсан» поставляет продукты для более чем 250 домов и организаций в округе. В каталоге присутствуют более 6 200 наименований продуктов питания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным го-лосованием 12 декабря 1993 г/Российская газета 25.12.1993 № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 но-ября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 ян-варя 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 1 января 2001 г. №8-ФЗ// Российская газета . 2000. - №153-154.
5. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 г. №2-ФЗ, от 17.12.1999 г. №212-ФЗ, от 30.12.2001 г. №196-ФЗ, от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, от 02.11.2004 г. №127-ФЗ, от 12.12.2004 г. №171-ФЗ) // Инфор-мационно-справочный бюллетень «Ажур». – 2005. №49/6. – 35 с.
6. Федеральный Закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. №38-ФЗ (ред. от 27.10.2008 г.) (принят ГД ФС РФ 22.02.2006 г.) // Собрание зако-нодательства РФ. 2006. 20 марта. №12.
7. Федеральный закон «Об основах государственного регулиро-вания торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018 № 1
8. Приказ Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. - № 59. - Ст. 1283.
9. Апопий В.В. Организация торговли: учебник / В.В. Апопий, И.П. Мищук. – 5-е изд.; под редакцией Апопия В. В. – К.: Центр учебной литературы, 2014. – 632 с.
10. Богданова И.О. Специфика информационного обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия / В книге: Современ-ные информационные технологии в экономике и управлении организацией Алексеева Е.В., Богданова И.О., Гапоненко Т.В., Дымченко О.В., Жуков-ский Д.А., Кабаненко М.Н., Орехова Л.Л., Угримова С.Н., Федосеева Л.В., Бармута К.А., Гавриленко С.А., Глызина М.П., Дуброва Л.И., Иванова Е.А., Малхасян А.Е., Тухканен Т.Н., Федорова Е.И. Ростов-на-Дону, 2018. С. 189-200.
11. Вербицкая М.Г. Анализ эффективности коммерческой деятель-ности оптового торгового предприятия/ Вербицкая М.Г., Муров В.М.// Вестник молодежной науки. 2016. № 2 (4). С. 3.
12. Вербицкая М.Г. Разработка долгосрочной программы повы-шения эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия/ Вербицкая М.Г., Муров В.М.//Вестник молодежной науки. 2016. № 2 (4). С. 4.
13. Видякина А.В., Колесникова Т.Г. Методы управления коммер-ческой деятельностью торгового предприятия в условиях конкуренции // В сборнике: Инновационные процессы в экономической и социальной сферах жизни общества сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2018. С. 15-18.
14. Войткевич Н.И. Логистика трейд-маркетинга // Вестник Самар-ского государственного экономического университета. Самара, 2014. № 2. С. 28-32
15. Воробьева О.А. Особенности комплексной товароведной экс-пертизы в коммерческой деятельности торговых предприятий // Современ-ные аспекты экономики. 2018. № 4 (249). С. 114-116.
16. Голубков Е.П. АBC- и XYZ-анализ: проведение и оценка ре-зультативности / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 3. – С. 12–23.
17. Гринченко М.А. Прогнозирование процессов развития регио-нальных макроэкономических систем с помощью нейронной сети / М.А. Гринченко, Е.В. Лобова // Система обработки информации. – 2015. – Вып. 9 (107). – С. 242–245.
18. Жигун Л.А. Менеджмент оптовых организаций: учеб. пособие / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 107 с.
19. Иванов А. И. Методика оценки эффективности каналов сбыта предприятия оптовой торговли / А.И, Иванов, М.С. Лукашин // Экономика и социум. – 2015. - № 6-3.
20. Калугина В.М. Оптимизация финансовых потоков и товаро-оборота в организации оптовой торговли / В.М. Калугина, И.А. Селезнева // Исследование процессов хозяйственной деятельности экономических субъектов: проблемы и решения: материалы науч.-практ. конф. студентов и молодых специалистов / Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования центросоюза Российской Федерации «Российский Университет Кооперации»; под науч. ред. К.В. Павлова, Г.Н. Васильевой, О.В. Котлячкова. – Ижевск, 2015.
21. Карпович А.И., Томилова Н.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления // Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 9 (31). С. 131-139.
22. Киченко Л.П. Совершенствование системы управления запаса-ми на предприятиях оптовой торговли / Л.П. Киченко, В.А. Шалимов // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2014 – №1.
23. Колупаева А.О. Эффективность коммерческой деятельности розничного торгового предприятия // В сборнике: Материалы 69-й науч-но-практической конференции студентов и аспирантов сборник научных статей: в 2 частях. 2017. С. 249-251.
24. Леонова Ю.Г., Языков Д.А. Особенности организации доставки товаров в коммерческой деятельности торговых предприятий // Россий-ский экономический интернет-журнал. 2018. № 2. С. 47.
25. Малышева Е.А. Пути совершенствования коммерческой дея-тельности на торговом предприятии // В сборнике: Научный диалог: Эко-номика и менеджмент Сборник научных трудов по материалам XIV меж-дународной научной конференции. 2018. С. 45-49.
26. Маркетинг торгово-посреднических услуг и коммерческая дея-тельность: конспект лекций / составители: А. А. Беловодская, Л. А. Сигида. – Сумы: Сумской государственный университет, 2017.
27. Нуралиев С.У. Планирование оптового товарооборота и то-варных запасов в условиях инновационной экономики / С.У. Нуралиев, И.В. Христофорова, В.Т. Гришина и др. // Вопросы региональной эконо-мики. – 2015. – Т. 22, № 1.
28. Сибиряткина И.В., Лихотина К. Коммерческая деятельность торгового предприятия как объект финансового анализа // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. Т. 4. № 6 (26). С. 194-198.
29. Скворцова Н.В., Дертунова Т.Б. Учет фактора риска коммерче-ской деятельности торгового предприятия в современных экономических условиях / В книге: актуальные проблемы современной науки, техники и образования Тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции. 2018. С. 223.
30. Хапилина С.И. Коммерческая деятельность как основа функци-онирования торгового предприятия в современных условиях // Экономика и социум. 2016. № 1 (20). С. 1491-1494.