Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 5
МУЗЫКА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 5
1.1. Связь между литературой и музыкой 5
1.2. Интермедиальность, выступающая в качестве теории и метода анализа текста художественного произведения. 8
ГЛАВА 2 13
ТУРГЕНЕВ И МУЗЫКА 13
2.1. Связь музыки и слова: мнения исследователей о прозе Тургенева 13
2.2. Музыка в жизни Тургенева. 16
Глава 3.
Особенности музыкальности романов и рассказов Тургенева 18
3.1. Интермедиальный анализ рассказа «Лес и степь» и романа «Ася». 18
3.2. Интертекстуальый анализ рассказа «Певцы» из цикла «Записки охотника» 21
3.3. Многозначная роль музыки в романах «Дворянское гнездо»и «Отцы и дети» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 33
Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Связь между литературой и музыкой
Если обратиться к периоду начала 20 века, можно проследить тенден-цию к существованию разных музыкальных форм в рамках одного литера-турного произведения. Иногда можно проследить стремление писателя к имитированию какой-то определенной структуры в музыке, в то же время происходит проникновение литературных форм в музыку, вне зависимости от воли автора. Эту параллель можно увидеть редко и при детальном анали-зе литературного материала.
Именно в этот период времени в искусстве появляются множество ис-следователей, которые ставят своей целью проследить эту взаимосвязь форм музыки и литературы. Эти вопросы были немного рассмотрены ранее, но только в 20 веке они получили новое осмысление и более глубокий анализ на разных уровнях. Именно тогда были применены новые научные методы исследования.
Среди всех теорий наиболее ярко обозначились две крупные концеп-ции.
Рассмотрим каждую из концепций более подробно.
Концепция первая содержит в себе:
- внимание к концентрации структуры текстов;
- определение музыкальных и литературных параллелей на формаль-ном уровне (отличном от фонетического уровня).
Первую концепцию представляли такие исследователи, как Э. Зиверс и Б. Кац.
Одна из причин такой работы над формами заключается в определе-нии литературоведения, а именно обращение к структуре художественного слова.
В первой половине 20 века возникают различные школы и направле-ния. Среди прочих создана «формальная литературоведческая школа». В нее входили такие известные исследователи, как В. Виноградов, Ю. Тыня-нов, Р. Якобсон, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум.
В исследованиях Б. Кац является проблема форм центральной в изу-чении.
Вторую концепцию представляли И. Стоянова, Л. Кобляков, М. Бритнеч. Она основана на четком формировании глобальных концептуаль-ных параллелей. Это выражается через проведение анализа сложной связи, другими словами, включение остальных параллелей — структурных. Эти процессы имеются в составе отечественного искусства: среди них литерату-роведение, музыковедение. Следует отметить, что на Западе подобные ис-следования имеют спонтанный характер или же происходят как исключения из правил.
В связи с поставленной в курсовой работе задачей имеется необходи-мость остановиться на рассмотрении теоретических концепций, которые проясняют взаимосвязи музыки и слова. Первый кто предпринял попытку обосновать связь музыки и текста стал уже упоминаемый в работе ученый Эдуард Зиверс, автор «Ритмико-мелодического исследования».
Сначала он рассматривает проблемы в живом произношении литера-турного произведения, а затем подробнее останавливает свое внимание на акустическое впечатление или на мелодии речи. Следует обозначить, что данный элемент был практически не изучен. Конкретно он изучил чередова-ние высоких и низких тонов.
Согласно мнению Зиверса:
««чтобы действовать вполне, застывшее в письменной форме стихо-творение должно быть вновь вызвано к жизни путем устной интерпрета-ции, путем произнесения (Vortrag)... Ведь ритм и мелодия так же суще-ственны для стиха, произносимого (Sprechvers), как и для пения: они сооб-щают стиху особый характер».
Кроме того, Зиверс подробнейшим образом изучил различия голоса во время пения и во время разговора. Он является первым ученым, который определил наличие «мелодического» аспекта в речи и сформировал целост-ное направление под названием «филология для слуха». Суть данного направления, согласно ученому Крюкову, заключается в следующем: «от-расль поэтики и лингвистики, изучающая мелодию речи, то есть ее интона-цию, состоящую в чередовании повышений и понижений звуков речи».
Работы по описанию «мелодии речи» были и ранее написаны другими учеными. Однако именно Зиверс - первый кто смог дефинировать этот тер-мин: до этого момента он представлялся как метафорический. Он его теоре-тически обосновал через определенные фонетические особенности. Это и есть одно из положений исследования тенденции, когда метафора стремится к структуре, от неясности к точности в терминологии.
Также, по мнению Зиверса, если и будет небольшая погрешность, то трактовка текстов будет одинаковой у разных авторов-чтецов. Позже он подтвердил свои теории на практике, применив метод гипноза на массовую аудиторию. Отсюда можно сделать вывод: в любом прозаическом материале уже имеется предполагаемая ритмическая мелодия, которая становится за-метна в процессе чтения. Исследования Зиверса имеют важнейшее значение в изучении связи текста и музыки. Он описывает подробно и проблему мело-дии текста, и заложенные в тексте основы музыкально-литературной компа-ративистики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев, В. Тропа к Тургеневу: [документ.- художеств. книга о жизни и творчестве И.С. Тургенева] / В. Афанасьев, П. Боголепов. – Москва: Детская литература, 1983. – 315 с.
2. Бельская А.А. «Музыкальный код» романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 3. – С. 80–88. Электронный ресурс: URL: http://oreluniver.ru/public/file/archive/3-80.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
3. Бялый, Г. А. Тургенев и русский реализм [Текст] / Г. А. Бялый. - М.-Л.: Советский писатель, 1962 – с.300
4. Бялый, Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети» [Текст] / Г. А. Бялый. - М.- Л.: Гослитиздат, 1963 — с. 36
5. Винникова, Г. Тургенев и Россия [Текст] /Г. Винникова. - М.: Советская Россия, 1986 - 416 с.
6. Клеман, М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева [Текст] / М. К. Клеман. - М.: Л., 1934 – 431 с.
7. Крюков, А. Н. Тургенев и музыка [Текст] / А. Н. Крюков. – Л.: Музгиз, 2013 – С. 100
8. Крюкова, А. К. Тургенев и музыка [Текст] / А. К. Крюкова — Л., 2013 .— 135 с.
9. Крюкова О.С. Музыкальный дискурс прозы И.С. Тургенева. – DOI: 10.31249/hoc/2020.03.09 // Вестник культурологии. – 2020. – № 3 (94). – С. 139–149
10. Курляндская Г. Б. Эстетический мир И. С. Тургенева / Г. Б.Курляндская. – Орел: Изд-во гос. телерадиовещат. Компании, 2014 — 343 с. - Библиогр.: с. 332-342. Шифр РНБ: 94-3/5366
11. Лотман Л. М. И. С. Тургенев // История русской литературы: в 4-х т. Т. 3 Расцвет реализма. — Л.: Наука, 2012 — С. 130
12. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. — Л.: Просвещение, 2014 — 175 с.
13. Петров, С. И. С. Тургенев [Текст]: Творческий путь. - Москва : Гослитиздат, 1961.
14. Поспелов Г. Н. Творчество И. С. Тургенева // Поспелов Г. Н. История русской литературы XIX века (184060-е годы). — изд. 3-е, доп. — М.: Высшая школа, 2011 — С. 288
15. Пустовойт, П. Г. Эстетическая роль музыки в произведениях И. С. Тургенева [Текст] / П. Г. Пустовойт // Мир филологии. - М., 2010 - с.105-109.
16. Рахманова, М. Вместо послесловия [Текст] / М. Рахманова// Миньона: Музыка в русской прозе: Вторая половина XIX века / сост. А. Трейстер, послесловие и коммент. М. Рахмановой. — М.: Музыка, 2011 — 321 с.
17. Роман Нехаев. Музыка прозы И.С. Тургенева. http://parus.ruspole.info/node/3556
18. Сохряков, Ю. И. Художественные открытия русских писателей: о мировом значении русской литературы [Текст] / Ю. И. Сохряков — М.: Просвещение, 2009 — 206 с.
19. Тургенев И. С. Вопросы биографии и творчества/Под ред. Н.Н. Мостовской, Н. С. Никитина. - Л.: Наука, 1990 - 294 с.
20. Тургенев, И. С. Дворянское гнездо: роман / И. С. Тургенев.- Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус.- 2015. – 260 с. (Азбука-классика)
21. Тургенев, И. С. Отцы и дети: роман / И. С. Тургенев.- Москва: Дет. Лит.,2012. – 300 с.
22. Чалмаев В. А. Иван Тургенев. — М.: Современник, 2016 — С.309