Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Одним из основных условий предпринимательской деятельности является ее
легитимность, то есть государственное подтверждение законности вхождения субъектов в
хозяйственный оборот.
В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие
легитимации (главным образом, в связи с государственной регистрацией предприятия и
индивидуальных предпринимателей).
Государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской
деятельности является первоначальным этапом при его создании, а равно важнейшим условием
его существования как такового.
Каждая вновь создаваемая организация неизбежно проходит процедуру государственной
регистрации, а в процессе своей деятельности многие из них сталкиваются с необходимостью
внесения изменений в учредительные документы.
Глава 1.Регистрации юридических лиц как основание приобретения правоспособности
1.1.Основные подходы в цивилистике к понятию регистрации организаций
Официальное признание и регистрация тех или иных общественных союзов и объединений в
государственно-политической жизни цивилизованных народов имеет достаточно глубокие
3
исторические и правовые корни. Ещё в Древнем Риме стали самостоятельно создаваться духовнорелигиозные союзы (solidates et collegia) и частные профессиональные корпорации
ремесленников (fabrorum et pistorum), которые от своего имени независимо от кого-либо могли
совершать и заключать те или иные гражданско-правовые сделки и договоры. В Законах XII таблиц
устанавливалось, что подобные союзы, корпорации и коллегии, как юридические лица, должны
иметь свои уставы или положения в соответствии с требованиями действующего римского
законодательства . Император Август издал специальный закон (Lex Julia de Collegiis), который для
создания таких союзов, корпораций и коллегий предусматривал специальное разрешение
(лицензию) сената (ex senatus consulto coire liset).
По мнению известного российского цивилиста И.Б. Новицкого, при императоре Августе ни один
союз, коллегия или корпорация, кроме религиозных и некоторых привилегированных обществ, в
частности, похоронных товариществ, не могли возникнуть без предварительного официального
разрешения сената и личной санкции самого римского императора . Таковы были истоки так
называемой разрешительной системы создания и государственной регистрации разного рода
юридических лиц.
В средневековье в теории права под юридическим лицом подразумевалась некая искусственно
созданная определённой группой людей юридическая конструкция, которая подлежала
официальной регистрации в соответствии с требованиями закона. Основоположником так
называемой «теории фикции» юридических лиц стал не кто иной, как римский папа Иннокентий
IV, который в 1245 г. на вопрос о возможности отлучения (excommunication) того или иного
духовного или профессионального союза или корпорации от церкви однозначно заявил, что
никакая искусственно созданная группой людей корпорация, как «persona ficta», не имеет
целостной и единой души, а существует лишь внутри воображения создающих её для достижения
неких целей людей, поскольку всякое внецерковное сообщество людей не является реальным, а
только выдуманным (мистическим) лицом и телом - «corpus mysticum».
Такое определение понятия юридического лица как «мистического лица и тела» впоследствии
было заимствовано и творчески развито многими видными европейскими правоведами, в
частности, классическими представителями немецкой исторической школы права К. Савиньи и Б.
Виндшейдом, которые впоследствии стали составителями Германского гражданского уложения
(ГГУ). Они небезосновательно полагали, что всякое юридическое лицо изначально является
рукотворным, искусственно созданным субъектом права, допущенным законодателем с целью
условного олицетворения и юридической привязки к нему системы определённых субъективных
прав и обязанностей, которые фактически принадлежат либо его учредителям (участникам), т.е.
конкретным людям (физическим лицам), либо, будучи правомерными и целесообразными, всё
же продолжают оставаться абстрактными и «бессубъектными».
1.2.Развитие отечественного регистрационного законодательства
Во второй половине XIX в. в России прослеживались процессы становления как концессионной,
или разрешительной системы создания юридических лиц, так и явочной системы их образования.
При этом в нормативно явочном порядке российское законодательство допускало образование
только полных товариществ и товариществ на вере, тогда как для образования акционерных
обществ требовался разрешительный порядок. Создание акционерных обществ осуществлялось
только с предварительного одобрения Комитетом министров царской России, а их уставы или
положения признавались действительными после их императорского утверждения.
По мнению некоторых отечественных правоведов, порочная практика предварительного
рассмотрения и утверждения уставов и положений российских акционерных обществ в
4
определённой мере замедляла процессы развития акционерного учредительства. По этой
причине в 1883 г. царским Правительством была разработана перспективная программа развития
российской промышленности и существенной модернизации действующего акционерного
законодательства, которая в силу разных причин осталась нереализованной.
В самом начале XX в. в России чрезмерное ограничение хозяйственной деятельности
предпринимательских сообществ стало очевидным тормозом развития гражданско-правового и
делового оборота. В марте 1906 г. был принят специальный закон, который не препятствовал
предприимчивым людям создавать акционерные общества без предварительного разрешения
правительственной власти. Между тем подзаконные процедуры официальной их регистрации
требовали от учредителей перед регистрацией нотариально заверенного проекта устава
(положения) создаваемого акционерного общества, который подлежал предварительному
представлению на утверждение губернатору или градоначальнику. Процесс государственной
регистрации таких юридических лиц длился около месяца, а отказ регистрирующих органов
государства должен был быть обоснованным и законным. После февральской революции в 1917 г.
в России право утверждения уставов вновь возникающих акционерных обществ и разного рода
торговых товариществ было предоставлено министру торговли.
В советский период российский Гражданский кодекс 1922 г. не содержал каких-либо
систематизированных правил государственной регистрации юридических лиц. В соответствии со
ст. 14 Гражданского кодекса РСФСР правоспособность юридического лица возникала только в
специально предусмотренных положениями действующего российского законодательства
случаях. Для создания и государственной регистрации отдельной категории юридических лиц ст.
15 ГК РСФСР устанавливался разрешительный порядок, при котором частные учреждения с
правами юридических лиц, как-то: больницы, музеи, ученые учреждения, публичные библиотеки
и т.д., могли быть учреждены только с разрешения соответствующих органов власти.
С момента вступления в силу положений ГК РСФСР 1922 г. рабоче-крестьянское Правительство
России издало два нормативных акта, которые регулировали процессы государственной
регистрации юридических лиц. Однако уже в октябре 1925 г. Совет народных комиссаров СССР
утвердил Положение о торговой регистрации, на основании которого указанные выше
нормативные акты были отменены. В 1927 г. порядок государственной регистрации юридических
лиц в России регулировался Положением о торговой регистрации. Новый порядок
государственной регистрации акционерных обществ был установлен в Положении об
акционерных обществах. В соответствии со ст. 2 данного Положения цель торговой регистрации
заключалась в своевременном сосредоточении публично-достоверных сведений об
организационном, правовом и имущественном положении юридических и физических лиц,
занимающихся на территории Союза ССР торговой и промышленной деятельностью в виде
промысла.
Глава 2.Функционирование юридических лиц и их гражданско-правовая дееспособность
2.1.Имущественная обособленность юридического лица
Под имущественной обособленностью как признаком юридического лица гражданское
законодательство понимает, во-первых, персонификацию данного имущества в новом субъекте
права и, во-вторых, закрепленность его за созданной организацией. Обладая имущественной
обособленностью и организационной структурой для управления этим имуществом,
коммерческая организация через свои органы управления или представителей участвует в
рыночных отношениях, от своего имени приобретает и осуществляет права и несет обязанности,
выступает истцом и ответчиком в суде.
5
В соответствии с юридической теорией имущества оно представляет собой сумму имущественных
прав, экономическая же теория имущества называет таковым умопостигаемую денежную массу.
Имущество в целом - это интерес лица относительно имущества как абстрактной денежной массы,
способной удовлетворить требования кредиторов и охраняемой законом от посягательства
третьих лиц. В современном праве в составе имущества юридического лица выделяют основные и
оборотные средства, готовую продукцию, денежные фонды различного целевого назначения.
Имущество юридических лиц, к какой группе бы оно не относилось, должно отвечать следующим
признакам: «возможность сведения его на деньги», охраноспособность, способность
удовлетворить интересы возможных кредиторов. Наделение имуществом - это акт собственника
(учредителя), следовательно, это сделка. В качестве сделки этот акт может быть оспорен по
общим основаниям, в том числе по мотиву пороков воли (обман, заблуждение и др.)
В понимании сущности имущественного обособления выделяются две теории: теория
организационно-технического обособления (теория экономического обособления Обе эти теории
имеют недостатки. В частности, представляется неправомерным лежащее в их основе
отождествление экономического оборота страны с товарным оборотом и опосредующим его
гражданским оборотом .
Обособление имущества - это универсальный способ рождения юридического лица. Оно может
быть либо вместе с объединением лиц, либо без такового. Думается, что юридическое лицо - не
только и не столько определенным образом организованный коллектив людей, сколько в первую
очередь «персонифицированное имущество», выделенное его учредителями для
самостоятельной коммерческой деятельности. Тем более что в современной хозяйственной
практике в результате процессов централизации капитала обычным явлением стали юридические
лица, состоящие из одного участника.
2.2.Соотношение понятия «юридического лица» и «предприятия» в гражданском праве
В ч. 1 ст. 132 Гражданского кодекса РФ даётся легальное определение предприятия. Так,
предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для
осуществления предпринимательской деятельности.
На предприятие распространяется режим «недвижимой вещи», а, следовательно, и требование
федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним» относительно всех сделок с имуществом.
Продемонстрируем данное положение на практике. Допустим, некий гражданин «Н»
зарегистрировал имущество, используемое в предпринимательской деятельности в качестве
предприятия. На следующий день после регистрации бухгалтер данного предприятия взяла из
кассы сумму на покупку, например, скрепок. Мы видим, что имущественный состав предприятия
был изменён, а именно сумма из кассы выбыла и прибыли коробки со скрепками, а это значит,
что, когда юристы данного предприятия увидят то же самое, они будут вынуждены обратиться в
регистрирующий орган, в связи с изменением имущественного состава предприятия.
Поскольку предпринимательская деятельность непосредственно связана с оборотом средств, то
периодичность возникновения необходимости внесения изменений приводит к
нежизнеспособности данной конструкции, что и подтверждает практика.
Кроме Гражданского кодекса РФ термин предприятие употребляется также в ряде иных
нормативно-правовых актах. Приоритетный конкретизирующий и унифицирующий понимание
правовых явлений правоприменительный акт - ГОСТ. Обратимся к ГОСТу Р 51303-2013
6
«Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения»,
утвержденный Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст. В нём приведены некоторые
интересующие нас дефиниции. Так, например, в п. 20 раскрывается понятие «торговое
предприятие». Оно употреблено в значении имущественного комплекса, расположенного в
торговом объекте или вне торгового объекта и используемого торговыми организациями или
индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания
услуг торговли.
Чтобы полноценно воспринять данное понятие необходимо обратиться к содержанию «торгового
объекта». Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации» в ст. 21 регламентирует торговый объект как здание или
часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально
оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации
товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при
продаже товаров.
Заключение
Ряд подотраслей и институтов права одновременно принадлежат как соответствующей отрасли
права, так и комплексному хозяйственному праву (например, акционерное право в составе
гражданского права, налоговое право в составе финансового права, арбитражное процессуальное
право в составе процессуального права и т.д.)». Что же собой представляет данный феномен. Для
ответа на данный вопрос необходимо прежде всего исходить из того, что предпринимательское
право регулирует общественные отношения, возникающие в ходе осуществления
предпринимательской деятельности. Оказывается, что эти отношения являются самыми
разнообразными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от
21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ
(ред. от 05.05.2014)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 (по состоянию на 28.12.2006) //СПС
Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» //СПС Консультант Плюс.
5. О бухгалтерском учёте. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (в ред. От
04.11.2014) //СПС Консультант Плюс.
6. Баладыга Э.Г. Особенности внедрения системы бюджетирования малыми предприятиями
//Сборник материалов конференции «Вопросы фундаментальной и прикладной науки». - Киров,
2015. - С. 123-130.
7. Губин Е.П. Размышление о предпринимательском кодексе РФ: современный взгляд//
Творческое наследие академика В.В. Лаптева и современность //отв. ред. А.Г. Лисицин -
Светланов, Н.И. Михаилов. - М.: 2014, - С.63-76
7
8. Дойников И.В. Российская система хозяйствования: проблемы правового регулирования //
Административное и муниципальное право. 2013. - №7. - С. 731- 742.
9. Ершова И.В. Предпринимательское право: неравнодушный взгляд//Предпринимательское
право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". - 2012. - № 2. - С. 2 - 9.
10. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.:
КНОРУС, 2013. 456 с.
11. Осипов М.Ю. О возможности кодификации предпринимательского права//Право и
экономика. - 2014. - № 7. - С.76-79
12. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 2-е
изд. - М., 2010.
13. Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В.
Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2011. - 1072 с.
14. Саввин А.М. Проблемы и теоретические основы определения места отрасли права в
системе права Российской Федерации//Современные проблемы права, экономики и управления.
Электронный журнал. - 2015.- № 1-. С. 68-74
15. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред.
Т.А. Скворцовой. - М.: Юстицинформ, 2014. 402 с.