Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность: актуальность данной проблемы определяется возросшим вниманием к проявлениям агрессии младших школьников и подростков со стороны педагогов, психологов, социологов.
Проблему проявлений агрессии у детей младшего подросткового школьного возраста следует считать недостаточно изученной только потому, что нет единого определения понятия агрессии. Исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводились зарубежными и отечественными учеными: А. Басс, Л. Берковиц, К. Лоренц, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др. Они предлагают различные методы и способы коррекции агрессивного поведения младших школьников. Причинами агрессивного поведения авторы называют нарушения в мотивационной и эмоционально-волевой сферах, также причиной является нарушение эмоциональных связей в семье.
Слово «aggredi» (от латинского) означает «нападение». Данное явление связывают с гневом, желанием навредить, негативными установками и действиями.
Агрессивное поведение направлено на нанесение физического либо психологического вреда по отношению к людям, животным и предметам. В агрессивном состоянии у человека присутствует гнев, ненависть и др. Наряду с этим, проявление агрессии может выступать как средство достижения цели. В современном обществе актуальна проблема проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Проявление агрессии детей в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует родителей и учителей. Зачастую дети младшего школьного возраста не имеют инструментов для выхода из негативных ситуаций, кроме рукоприкладства, ругательств, угроз и т.д.
Одна из важнейших задач психологии – раннее диагностирование и коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста и подростков, поскольку именно в этот период закладываются основные личностные 3 характеристики. Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к негативным внешним воздействиям: жестокие компьютерные игры, жестокость и насилие в СМИ, поведение взрослых и т.д.
Объект: агрессивное поведение младших школьников и подростков
Предмет: диагностика агрессивного поведения детей школьного возраста.
Цель: Изучение уровня агрессивного состояния младших школьников и подростков
Задачи
1. Ознакомиться с понятием «агрессия» и её классификацией
2. Рассмотреть особенности развития агрессивного поведения детей школьного возраста
3. Провести диагностику агрессии младших школьников и подростков
В работе применялась методика: Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные результаты исследования могут найти свое применение в психолого -педагогической работе с детьми младшего школьного возраста и подростков с целью коррекции агрессивного поведения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы агрессивных проявлений
в младшем школьном и подростковом возрасте
1.1Агрессия: понятие, виды
В настоящее время существует большое количество определений понятия «агрессия» и ненамного меньше число теорий, посвященных особенностям его проявления в реальной жизни. Значительная часть определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии и позицию объекта агрессии [4]. Остановимся на следующем её определении.
Агрессия – это проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность – это свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей [15].
Агрессивное поведение принято понимать, как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением у детей необходимо помнить и об эмоциональном компоненте их агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом и к агрессии приводит не всякий гнев [10].
Выделяют несколько типов классификации агрессии.
Э. Фромм подразделяет агрессию на пять основных видов:
1) доброкачественная - способствующую поддержанию жизни;
2) злокачественная - реакция на угрозу интересам индивида;
3) инструментальная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности;
4) псевдоагрессия (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения;
5) оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер [15].
А. Г. Бассом предложена одна из наиболее распространенных типологий агрессии. По его мнению, на основании трех шкал можно описать агрессивные действия: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.
В определенной степени агрессия заложена в человеке природой, также как и в животных. Агрессивное поведение – это способ реагирования на внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивное проявление никак не связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь проявляется во внешний мир тем или иным способом.
1.2 Особенности агрессивного поведения детей школьного возраста
Одной из главных трудностей взаимоотношений является агрессивное поведение. Проявления детской агрессии является одной из наиболее острых проблем для общества в целом.
Особое внимание уделяется проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, ведь именно они наиболее восприимчивы к деструктивным внешним воздействиям: средствам массовой информации, киноиндустрии, компьютерным играм, пропагандирующим агрессию.
Говорить об агрессивности ребенка можно, если он часто спорит и ругается со сверстниками и взрослыми, теряет над собой контроль, игнорирует принятые правила, специально раздражает окружающих, отказывается признавать свои ошибки, часто сердится, завидует сверстникам, подозрителен, мстителен, негативно настроен к окружающим. [10]
Значимость исследования агрессивного поведения школьников определена существенными проблемами общественной жизни. Одновременно беспокоит рост агрессивной направленности против личности, который влечет за собой тяжкие последствия, как для жертвы, так и для самого агрессора. [11]
Внимание ученых к различным видам и уровням личностных изменений детей школьного возраста и особенностей их агрессивного поведения является весьма высоким и значимым на протяжении многих лет. Проблемой агрессивного поведения личности занимались такие ученые, как С.В. Еникополов, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева, З. Фрейд и др. В трудах ученых подробно представлены особенности проявления агрессивного поведения у детей. Но, не смотря на большое количество исследований данной проблемы, интерес к ней не угасает. [13]
Существуют различные причины и формы агрессивного поведения детей. Оно наблюдается в возрастные кризисы (один год, три года, семь лет, десять лет и т.д.). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме, а также быть средством привлечения внимания, выходом накопленного напряжении. [2]
Часто причиной проявлений детской агрессивности является семья. Если детство ребенка сопровождается агрессивным поведением родителей в повседневных жизненных ситуациях, то в итоге у него формируется чувство опасности и недоброжелательности окружающего мира, ребенок начинает проявлять агрессию, и она становится принципом его жизни. Еще причинами агрессивного поведения могут быть особенности характера младшего школьника, например, вспыльчивость, раздражительность и другие. [4] Существует две формы проявления агрессивного поведения у младших школьников:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А. А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки Веди, 2015. С. 87-89.
2.Анн Л.Ф. Профилактика девиантного поведения у подростков. СПб. Питер, 2015. 378с.
3.Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Издательский дом ПЭРСЭ, 2018. 364с.
4.Башкайкина С. В. Изучение негативных реакций и проявление агрессивности младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2016. № 22. С.112-116.
5.Булдакова Н. В. Изучение агрессивности младших школьников // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. 2019. С.112-116.
6.Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. 340с.
7.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. 288с.
8.Долгова В. И. Проявление агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 44. С. 239-243.
9.Колпакова А. Н. Агрессивность в структуре личности младшего школьника // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Сборник статей по материалам VIII-ой международной научнопрактической конференции. Составитель Е. В. Иванов. 2016. С. 164-168.
10.Короленко Ц. П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. 217с.
11.Костина Л. М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. 311с.
12.Косянчук Е. И. Причины высокой агрессивности младших школьников // Юный ученый. 2017. № 1(10). С. 139-141.
13. Магометханова Н. М. Значение воспитательной работы для профилактики агрессивности младших школьников // Научные исследования и образование. 2016. № 2(22). С. 120-123.
14. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. 319с.
15. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль: Академия развития, 2016. 146c.
16. Шипунова Т. В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. 2015. № 5. C.23-25