Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс принятия кадровых управленческих решений является составной частью любой
управленческой деятельности предприятия. Необходимость принятия кадровых решений
возникает из стремления предприятия достигать цели и задачи, стоящие перед ним в части
построения эффективной системы управления персонала, реализации стратегии кадрового
планирования.
Принятие решений характерно для любых видов деятельности, и от них зависит эффект
работы как отдельного человека, так и группы людей. В связи с этим управленческое
решение следует рассматривать как основной фактор эффективной деятельности
организации. Таким образом, эффективность деятельности зависит, прежде всего, от
менеджмента в организации, от качества принимаемых менеджерами решений, в том
числе в области кадрового управления.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
КАДРОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Понятие, сущность и роль кадровых управленческих решений на современных
предприятиях
В современных условиях проблемы принятия управленческого решения являются одними
из важнейших проблем в социологии организаций. Поскольку организация причисляется к
тем или иным инструментам управления, её деятельность связана, тем не менее, с
процессом подготовки и реализации различных управленческих решений. Эффективность
же управления всем предприятием зависит от качества принимаемых решений.
В управленческих решениях находит отражение вся совокупность отношений, которые
возникают в процессе осуществления трудовой деятельности и управления предприятием,
2
и через которые преломляются различные цели и интересы работников организации [2,
c.17].
Кадровые управленческие решения являются центральным элементом управления и
организации, поскольку полный цикл управленческой деятельности, включающий
целепологание, планирование кадровых ресурсов, организацию, координацию, контроль и
корректировку их деятельности, в конечном счете, состоит из двух главных элементов
управления: подготовки и реализации управленческих решений.
Кадровые управленческие решения, таким образом, всегда связаны с процессом
изменений, происходящих в структуре персонала организации.
Таким образом, как видно на Рисунке 1.1, процесс принятия кадровых управленческих
решений включает в себя, с одной стороны, подготовку субъектом принятия решений
кадровых решений, а с другой – реализацию объектом исполнения специальных форм,
которые принимают данные управленческие решения и представляют собой совокупность
мероприятий, направленных на достижение целей предприятия в области работы с
персоналом.
1.2. Основные формы подготовки и реализации кадровых управленческих решений
Любое решение, принимаемое менеджментом организации, должно быть документально
оформлено в соответствии с принятыми в организации стандартами. Как правило, оно
должно быть оформлено руководителем, в компетенции которого входит процесс
принятия решений, в определенной форме.
Процесс подготовки кадровых управленческих решений включает в себя следующие
ключевые моменты [14, c.91]:
1. Выбор формы решения (приказ, распоряжение и т.д.),
2. Формулировка текста,
3. Определение момента принятия и вступление в силу управленческого решения.
В процессе подготовки кадровых управленческих решений перед руководством компании
стоит задача выбора формы представления принятого решения будущим его
исполнителям. Каждая форма подготовки управленческого решения имеет свои
особенности и обладает определенным юридическим статусом.
2.АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ И
РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВЫХ РЕШЕНИЙ В «Л-МЕБЕЛЬ»
2.1.Характеристика кадровой политики и персонала предприятия «Л – Мебель»
Мебельная фабрика «Л-мебель» основана 16 марта 2001 года. Компания расположена по
адресу Калужская область, г. Людиново, ул. Черняховского, 13. В течение 11 лет
интенсивного развития фабрика из небольшого предприятия выросла в крупное
производство, сумевшее себя зарекомендовать как надежного и качественного партнера.
Фабрика оснащена новейшим оборудованием ведущих европейских производителей:
«Homag» (Германия), «Biesse» (Италия), «Holzher» (Австрия). Разработкой мебели
компании занимаются талантливые и высококвалифицированные дизайнеры,
конструкторы и технологи. Все специалисты имеют огромный опыт работы на мебельном
производстве.
Основными направлениями производства «Мебельной фабрики «L-мебель» являются [30]:
• офисная мебель;
• мебель для образовательных учреждений (школы, ВУЗы, техникумы и др.);
• мебель для дошкольных учреждений (детские сады, студии и др.);
• мебель для дома (кухонная мебель, мебель для спален, мебель для детских комнат
и др.);
2.2.Анализ принципов принятия и реализации кадровых решений в компании
3
Политику по планированию и управлению персоналом в компании «Л-Мебель»
осуществляет кадровая служба, подчиненная генеральному директору, в чьи задачи
входит [13, c.225]:
1. Обеспечение предприятия кадрами: определение потребности в трудовых ресурсах, их
поиск и ознакомление с условиями труда;
2. Подготовка и повышение квалификации персонала;
3. Оформление трудовых контрактов;
4. Организация оплаты труда, подразумевающая определение структуры оплаты труда и
льгот;
5. Выявление и устранение социальной напряженности внутри персонала;
6. Координация работы по улучшению условий труда и соблюдению техники
безопасности на рабочих местах.
Основными применяемыми технологиями принятия и реализации решений по
планированию и управлению персоналом в компании являются:
принятие решений и работа со структурой персонала;
решения кадрового планирования, подбора и отбора персонала в целях улучшения
социальной и профессиональной структуры сотрудников для снижения психологической
напряженности. Компания старается принимать на работу сотрудников среднего возраста
со стажем работы в мебельном производстве и высшим техническим образованием.
решения, направленные на соблюдение благоприятных условий труда,
соответствующим нормам по организации труда на торговом предприятии;
решения и работа с материальным и нематериальным стимулированием персонала
(рост фонда оплаты труда, система обучения сотрудников за счет фирмы).
2.3.Основные мероприятий по совершенствованию кадровых решений в области
управления персоналом
Процесс разработки и принятия кадровых решений на фабрике «Л-Мебель» должен
отвечать принципам целенаправленности, своевременности, эффективности и
обоснованности таких решений.
Как было отмечено ранее, принятие решений в части работы с персоналом компании «ЛМебель» стоится на основе применения следующей системы управления кадровым
потенциалом компании:
разработка плановых показателей структуры персонала;
подбор и адаптация персонала;
организация труда и условий труда;
повышение мотивации труда путем совершенствование материальных и
нематериальных форм стимулирования сотрудников.
Основными формами принятия кадровых решений являются законы и приказы
руководителя фабрики, которые обязательны для всего персонала компании (например,
приказы об увольнении 46 сотрудников в 2014 году и принятии 51 сотрудника в этом же
году с целью регулирования квалификационной и половозрастной структуры персонала);
распоряжения руководства, направленные на улучшении работы кадровой службы;
протоколы; договоры (о принятии на работу новых сотрудников), а также планы (в
области кадрового планирования).
В ходе анализа кадровой политики компании было выявлено несколько основных
проблем в организации системы планирования персонала, которые включают в себя:
необходимость коррекции структуры персонала (привлечение кадров с высшим
техническим образованием на будущие проекты компании);
необходимость пересмотра системы работы с резервом служащих в компании на
возможные непредвиденные случаи;
необходимость контроля за своевременным повышением квалификации персонала;
4
расширение системы использования тестирования при приеме персонала с целью
полного вымещения кадров, не имеющих должного образовательного уровня.
Анализ причин текучести кадров на основе опросов причин увольнения бывших
работников компании также может помочь выявить некоторые проблемы в планировании
персонала на предприятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управленческие решения представляют собой процесс выбора между альтернативами,
осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и
направленный на достижение целей всей организации.
Главной целью разработки и принятия любого управленческого решения является
обеспечение наиболее эффективного варианта решения поставленных перед организацией
задач.
В процессе подготовки кадровых управленческих решений перед руководством компании
стоит задача выбора формы представления принятого решения будущим его
исполнителям. Каждая форма подготовки управленческого решения имеет свои
особенности и обладает определенным юридическим статусом. В зависимости от условий
разработки и реализации управленческого решения могут использоваться различные
формы представления разрабатываемой информации, к важнейшим из которых относятся
акты, декларации, договоры, законы, заявления, инструкции, кодексы, контракты,
концепции, модели, нормы, планы, положения, постановления, правила, приказы,
протоколы, распоряжения, соглашения, и указы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамчук В.В. Организация и нормирование труда. Учебное пособие. – М. :
Проспект, 2013. – 433 с.
2. Башкатова Ю.И. Управленческие решения/ учебник для студентов экономических
специальностей. – М: Инфра-М, 2014. – 271 с.
3. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. –
М.: Проспект, 2012. – 688 с.
4. Волгин, В.В. Индивидуальный предприниматель. Предупреждение проблем с
персоналом / В.В. Волгин. - М.: «Издательство Астрель», 2013. - 191 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 162 с.
6. Доскова Л.С. Кадровое планирование. – М.: Юнитидана, 2013. – 382 с.
7. Карташов С.А. Рекрутинг. Найм персонала. – М.: Экзамен, 2013. – 320 с.
8. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 447 с.
9. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К.: МАУП,
2014. – 380 с.
10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2013. – 266 с.
11. Маслова В.М. Основы управления персоналом предприятия. – М.: Юнити-Дана,
2012. – 222 с.
12. Мумладзе Р.Г. Управление персоналом. – М.: Палеотип, 2014. – 402 с.
13. Одегов Ю.В. Кадровая политика и кадровое планирование. – М.: Юрайт, 2014. –
548 с.
14. Орлов А.И. Теория принятия решений. – М.: Экзамен, 2013. – 183 с.
15. Папкова Л.Л. Подбор персонала. Практика эффективного рекрутмента. – М.:
Папкова Л.Л., 2013. – 200 с.
16. Половинко В.С. Человеческие ресурсы и кадровая политика. – ОмГУ, 2014. – 210 с.
17. Рофе И.А. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2013. – 224 с.
5
18. Скляревская В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. –
М.: Дашков и К, 2012. – 340 с.
19. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: Юнити – Дана, 2015. – 479 с.
20. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.: Интел-Синтез, 2013.
– 288 с.
21. Чуйкин А.М. Разработка управленческих решений. – Калининград: Экономика,
2013. – 362 с.
22. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Кнорус,
2013. – 402 с.
23. Юкаева В.С. Управленческие решения. – М.: Дашков и К, 2013. – 284 с.
24. Институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа. URL
http://www.refa.de/home
25. Аналитический центр по труду. URL http://eactt.ru
26. Все об организации труда в компании. URL http://www.jobgrade.ru
27. Библиотека по менеджменту. URL http://www.inventech.ru
28. Институт управления бизнесом. URL http://investobserver.info
29. Экономика труда. URL: http://laboureconomics.ru/
30. Мебельная компания «Л-Мебель». URL http://l-mebel.ru