Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Всякий рынок основывается на таких ключевых составляющих, как: цена, спрос, предложение и конкуренция. Они являются важнейшим инструментами в экономике. Изменение соотношения между спросом и предложением приводит к колебаниям рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Благодаря данным колебаниям устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. Макроэкономическое равновесие на рынке является главной проблемой экономической теории и экономической политики любого государства, а значит имеет первоочередное значение как в теории, так и в практике. Все это обуславливает актуальность данного исследования.
Цель работы – исследовать совокупный спрос и его факторы, динамику совокупного спроса в России.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
исследовать сущность и классификацию совокупного спроса;
рассмотреть факторы, влияющие на совокупный спрос;
раскрыть показатели и методы оценки эффективности совокупного спроса и;
дать оценку эффективности совокупного спроса в России.
Методологическую основу составляет метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего системный, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов таких как Галанов В.А., Дворецкая А.Е., Звонова Е.А., Колпакова Г.М., Кропин Ю.А., Кузнецова Е.И., Купцов М.М., Нешитой А и др.
Информационной базой исследования послужили официальные данные, представленные в сети интернет.
Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы совокупного спроса и его факторов
1.1. Сущность и классификация совокупного спроса
Совокупный спрос – это общая платежеспособная потребность общества в благах, которые создаются в национальной экономике. Он выражает реальный объем, производимых в обществе товаров и услуг, которые готовы купить потребители при действующем уровне цен. Исследование структуры внутреннего валового продукта, как показателя совокупного дохода, показало, что спрос предъявляют четыре группы субъектов:
1. Бизнес.
2. Население.
3. Иностранные потребители.
4. Государство .
Домохозяйства предъявляются спрос на потребительские услуги и товары. Производители заинтересованы в инвестициях и товарах. Государство потребляет через государственные закупки. Оно предъявляет спрос на национальную продукцию. Так же в национальной продукции могут быть заинтересованы иностранные покупатели получается, что совокупный спрос рассчитывается по следующей формуле:
AD = Xn +G + I + C,
где:
AD – показатель совокупного спроса,
Xn – объем чистого экспорта,
G – объем государственных закупок,
I – частные внутренние инвестиции,
C – расходы домашних хозяйств.
Экономическая теория выделяет основной фактор, определяющий объем совокупного спроса. Это текущий уровень цен. Однако, рыночная экономика развивается, и часто ценовая конкуренция становится неэффективной. Именно поэтому, учены изучают поведение покупателей, психологические причины изменения потребления, и другие факторы, не имеющие ценовой природы.
Закон экономической теории гласит, что цена и объем спроса находятся в обратной зависимости друг от друга. Чем ниже цена, тем выгоднее экономическим агентам приобретать товар, а значит, объем спроса увеличивается. При росте цены покупательная способность снижается, субъекты переходят к сбережению. Происходит сокращение производства, то есть предложения. Большой объем выпуска становится не выгодным, так как покупатели не предъявляют необходимого объема платежеспособного спроса. Чтобы не потерять доходы, предприятия начинают уменьшать выпуск, что ведет к стабилизации цен .
Совокупное предложение выражает объем готовой продукции, который может быть выпущен при разных уровнях цен. Оно состоит из частных предложений, создаваемых предприятиями, домашними хозяйствами, государством и импортерами. Предприятия производят товары и услуги, в которых нуждается общество. Их основная цель – реализация готовой продукции с целью получения регулярного дохода.
Государство может выступать в качестве субъекта предложения, оказывая специфические услуги, а также создавая условия доступа к общественно значимым благам – здравоохранению, образованию, спорту, культуре. Домашние хозяйства предлагают на рынке факторы производства – землю, труд, капитал, предпринимательский талант. Закон совокупного предложения гласит, что его объем находится в прямой зависимости от уровня цен. При росте цен у производителей появляется стимул расширять производство или выходить на новые рынки товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2019. – 560 c.
2. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2021. - 154 c.
3. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким. – М.: Юрайт, 2021. – 154 c.
4. Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2019. – 521 c.
5. Антипина, О.Н. Макроэкономика: учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. – М.: ДиС, 2021. – 499 c.
6. Арбатов, А.А. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведев. – М.: БИНОМ. ЛЗ, 2020. – 815 c.
7. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 202 c.
8. Белокрылова, Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» / Е.А. Белокрылова. – М.: ГАРАНТ, 2021. – 154 с.
9. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2017. – 494 c.
10. Вершинин, П.С. Тенденции и проблемы обеспечения экономической безопасности региона / П.С. Вершинин // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2020. – № 4. – С.104-106.
11. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: учебное пособие / А.Ю. Воронин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 110 c.
12. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев. – М.: Юрайт, 2017. – 238 c.
13. Журавлева, Г.П. Макроэкономика: учебное пособие / Г.П. Журавлева. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 127 c.
14. Журавлева, Г.П. Микроэкономика: Уч. / Г.П. Журавлева, Г.П. Журавлева, Л.Г. Чередниченко. – М.: Инфра-М, 2021. – 448 c.
15. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 608 c.
16. Зороастрова, И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учебное пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина. – М.: Маркет ДС, 2020. – 384 c.
17. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 350 c.
18. Митяков, С.Н. Экономическая безопасность регионов / С.Н. Митяков, Е.С. Митяков, Н.А. Романова // Экономика региона. – 2020. – № 3. – С. 32-36.
19. Официальный сайт статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gsk.ru.