Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Царствование Александра III началось трагедией. 1 марта 1881 года, накануне принятия первой российской конституции, двое убийц бросили бомбы в царскую карету в Санкт-Петербурге. Александр II был смертельно ранен и вскоре скончался. В тот день умерли и надежды России на конституцию. Нельзя винить Александра в реакции на смерть отца. Его отец, царь-освободитель, освободил крепостных на два года раньше, чем линкольновская Прокламация об освобождении. Можно только представить, какую ярость испытали он, его жена и дети, наблюдая, как царь истекает кровью и умирает в петербургском дворце. Это событие укрепило реакционный тон его 13-летнего правления.
В результате убийства Александр III не стал рассматривать вопрос о предоставлении конституции. Он ужесточил цензуру печати и отправил в Сибирь тысячи революционеров. В своем Манифесте о присоединении он заявил о своем намерении «полностью верить в справедливость и силу самодержавия», которое ему было доверено. Любые либеральные предложения в правительстве быстро отвергались. Александр был полон решимости укрепить самодержавное правление как данное Богом право.Его правление часто называют эпохой контрреформ.
Кабинету Александра III удалось добиться финансовой стабилизации и роста промышленного производства. Министрами финансов при нем были Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте.
Отмененный подушный налог, чрезмерно обременивший бедноту, компенсировался правительством различными косвенными налогами и повышенными таможенными пошлинами. Акцизы были введены на водку, сахар, масло и табак.
Промышленное производство только выиграло от протекционистских мер. При Александре III производство стали и железа, угля и нефти росло рекордными темпами.
Объект исследования – политика контрреформ Александра III
Предмет исследования – контрреформы Александра III.
Цель работы – дать анализ формирования политического правления контрреформ Александра III как политический фактор Российской империи на протяжении исторического периода времени
Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
• проанализировать кризис самодержавия в России в 70-80-х гг. XIXв
• дать развернутую оценку личности Александра III
• показать временной период лет правления Александра III в политике контрреформ
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь анализ формирования политического правления контрреформ Александра III как политический фактор Российской империи на протяжении исторического периода времени при изучении истории международных отношений и внешней политики на современном этапе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: исторический, политический, литературный, формальный, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость определяется тем, что исследование предлагает изучение исследовательский анализ доказывающий взаимосвязь анализ формирования политического правления контрреформ Александра III как политический фактор Российской империи на протяжении исторического периода времени при изучении истории международных отношений и внешней политики на современном этапе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования исследовательского анализа доказывающего взаимосвязь политического правления контрреформ Александра III как политический фактор Российской империи на протяжении исторического периода времени при изучении истории международных отношений и внешней политики на современном этапе
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрено формирование политического правления контрреформ Александра III как политический фактор Российской империи на протяжении исторического периода времени при изучении истории международных отношений и внешней политики на современном этапе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из трех глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Кризис самодержавия в России в 70-80-х гг. XIXв
1.1. Личность Александра III
Александр III (10 марта 1845г. - 1 ноября 189г.) правил как царь (император) России с 14 марта 1881г. до своей смерти в 1894г. Александр III отменил конституционные реформы, которые его отец, Александр II, провел для дальнейшего развития. Модернизация и демократизация России.
Остановив и отменив эти реформы, Александр III стремился исправить то, что он считал слишком либеральными тенденциями предыдущего царствования.
По его мнению, Россию должны были спасти от анархических беспорядков и революционной агитации не парламентские учреждения и так называемый западноевропейский либерализм, а три начала народности, восточного православия и самодержавия.
Режим Александра III делал упор на центральную имперскую власть. Отменив новую консультативную роль, которую его отец предоставил представителям образованного класса, он дал дополнительный импульс растущим революционным движениям, в которые входили анархистские элементы, а также республиканцы, демократы и социалисты. Хотя Александр III действительно получал некоторое удовольствие от того, что выглядел русским крестьянином, он не был готов предоставить им какие-либо политические права.
Оглядываясь назад, если бы Александр III продолжил курс на реформы, заданный его отцом Александром II, Россия могла бы постепенно превратиться в демократическую конституционную монархию и более справедливое общество. Вместо этого его автократическое правление помогло проложить путь большевикам-революционерам, которые однажды убили его сына, царя Николая II, и большую часть его семьи.
Самодержавная политика Александра III подала пример, которому последуют более поздние советские лидеры, в частности Сталин, известный как «Красный царь».
Александр родился в Санкт-Петербурге, второй сын царя и его жены Марией Гессен-Дармштадтской. Характером он мало походил на своего мягкосердечного, либерального отца и еще меньше на своего утонченного, философичного, сентиментального, рыцарственного, но хитрого дедушку Александра I из России, который жаждал титула «первого джентльмена Европы». Хотя он был увлеченным музыкантом-любителем и покровителем балета, ему не хватало утонченности и элегантности.
На самом деле, ему скорее нравилась идея быть таким же грубым, как и подавляющее большинство его подданных. Его прямолинейная, резкая манера отдавала иногда грубостью, а прямой, неприкрашенный способ выражения хорошо гармонировал с его грубыми, неподвижными чертами и несколько вялыми движениями. Его образование не было таким, чтобы смягчить эти особенности. Он также был известен своей огромной физической силой.
Возможно, отчет из воспоминаний художника Александра Бенуа лучше всего описывает впечатление Александра III:
«После постановки балета «Царь Кандавл» в Мариинском театре я впервые увидел Императора. Меня поразил размер этого человека, и хотя он был громоздким и тяжелым, он все же был могучей фигурой. В нем действительно было что-то мужицкое. Взгляд его ярких глаз произвел на меня сильное впечатление. Проходя мимо того места, где я стоял, он на секунду поднял голову, и я до сих пор помню, что я почувствовал, когда наши взгляды встретились.
Это был холодный как сталь взгляд, в котором было что-то угрожающее, даже пугающее, и он поразил меня, как удар. Царский взгляд! Взгляд человека, стоявшего выше всех других, но несущего чудовищную ношу и которому ежеминутно приходилось опасаться за свою жизнь и жизнь самых близких ему людей.
В последующие годы я несколько раз встречался с императором и ничуть не робел. В более обычных случаях царь Александр III мог быть одновременно и добрым, и простым, и даже почти... домашним».
1.2. Александр III. Новая политика императора
В течение первых 20 лет своей жизни у Александра было мало шансов унаследовать престол, потому что у него был старший брат Николай, который казался крепким телосложением. Даже когда у этого старшего брата впервые появились симптомы слабого здоровья, мысль о том, что он может умереть молодым, никогда всерьез не воспринималась. Николай был обручен с очаровательной принцессой Дагмар Датской.
В этих условиях величайшее внимание уделялось воспитанию Николая как царевича, в то время как Александр получил лишь поверхностное и недостаточное обучение рядового великого князя того периода, которое не выходило далеко за пределы среднего обучения, практического знакомства с французским языком, а также английским и немецким, и некоторая военная муштра.
Наследником Александра стала внезапная смерть его старшего брата в 1865 году. Именно тогда он начал изучать основы права и управления у Константина Победоносцева, который тогда был профессором гражданского права в Московском государственном университете, а позже (в 1880) стал обер-прокурором Святейшего Синода.
Победоносцев пробудил в его воспитаннике очень мало любви к отвлеченным занятиям или длительному умственному напряжению, но он повлиял на характер царствования Александра, внушив юноше веру в то, что рвение к русской православной мысли есть существенный фактор русского патриотизма и что это быть особо взращенным каждым благоразумным царем.
Говорят, что на смертном одре старший брат Александра Николай выразил желание, чтобы его обрученная невеста, принцесса Дагмар Датская, вышла замуж за его преемника. Это желание было быстро реализовано, когда 9 ноября 1866 года Александр женился на принцессе Дании. Союз оказался самым счастливым и оставался безоблачным до конца.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аврус А.И. История российских университетов: Курс лекций: Учебное пособие. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2008. 128 с.
2. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. М.: Педагогика, 2016.466 с.
3. Антонова Т. Александр Васильевич Головнин // Высшее образование в России. 2016. № 4. С.112-129.
4. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIIIXIX вв.). СПб., 2012. IX, 346, VI с.
5. Алешинцев И. А. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. СПб., 2008. 86 с.
6.Андреева Н.И. Становление высшего женского педагогического образования (1872-1917): Дис... канд пед.наук. М., 2007. 219 с.
7. Ахиезер А.С. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 12-39.
8.Барковец О., Крылов-Толстикович А. Александр III — царь Миротворец. СПб, 2007. 416с.
9.Белявский А.В. Краткое обозрение истории гимназий в России. СПб., 2005.98 с.
10. Бергсон. А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 2010.№ I.e . с.163-168.
11. Бильбасов В.А. Средняя школа в России. Тридцать лет назад. СПб., 2010. 146 с.
12.Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 2001 – 511с.
13. Брутян А.Л. М.Н. Катков: социально-политические взгляды М.: Изд-во МГУ, 2011.240 с.
14.Власов Ю.Н. Феномен реформаторства в переломные эпохи: культурологический анализ. М.,2008. 364 с.
15.Ворошилова СВ. Государственная политика России в сфере общего образования конца XIX века: Дис... канд.ист. наук. Саратов, 2015.196 с.
16.Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России: Сб. науч. тр. / под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Изд-во АПН, 2008. 102 с.
17. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г. Кинелева. М.: НРШВО, 2015.342 с.
18. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России во II половине XIX В.М.: Учпедгиз, 2014. 302 с.
19. Генкелъ Г. Народное образование на Западе и у нас. / Под ред. Профессоров: П.И. Броунова и В.А. Фаусека. СПб., 2011. 67 с.
20.Георгиевский А.И. Краткий очерк правительственных мер и предначертаний против студенческих беспорядков. СПб., 2010. 320 с.
21. Геръе В.И. Университетский вопрос: По поводу мнения профессора] Любимова о пересмотре университетского устава 1863 года // Вестник Европы. 2013. № 4. С.102-124.
22. Гершунский B.C. Гуманитарная стратегия развития образования в России. М.: «Наука», 2013.234 с.
23. Гиляров-Платонов Н.П. Университетский вопрос. СПб., 2013. 290 с.
24. Глинский Б.Б. Университетские уставы (1755-1884) // Исторический вестник. 2010. № 1,2.
25.Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и в СССР: Сб. статей / Моск. Гос. ист.-архивный ин-т; Под ред. Н.П. Ерошкина. М., 2019. 240 с.
26.Готъе Ю.В. Университет. // Вестник Московского университета. Серия «История». 2002. № 4. С. 13-27.
27.Данилов А.А. История отечества: В 2 вып. М., 2012. 128с.
28.Демков М.И. История русской педагогики. Ч. III. М., 2004. 426 с.
29.Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России. – М., 2006.,511с.
30.Дэсаншиев Г. Эпоха великих реформ. М., 2008. 382 с.
31.Захарова Л. Г. Великие реформы 1860—1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история. 2005. № 4.
32.История России XIX – начало XX века/ Под ред. В.А.Федоров, В.И.Моряков, Ю.А.Щетинов. – М.: ТК «Велби», ЗАО «КноРус», 2006., 536с.
33.Киняпина Д.С. Внешняя политика России второй половины XIX века. – М.: Дрофа, 2005, 280с.
34.Чернуха В. Г. Александр III. // Александр Третий. Дневники. Воспоминания. Письма. — СПб., 2001., 399с.