Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………….…….....…3
Глава 1.Этический аспект мысли философов………….…..…….…5
1.1. Этический аспект мысли 470-399 года до нашей эры….…….…..5
1.2. Этические концепции Платона………………….…….……….….12
1.3. Аристотель и его этическая мысль………………….………….…15
Глава 2. Сравнение этических концепций
философов Сократа, Платона и Аристотеля…………………..…..21
2.1. Темы этики и этический аспект философии Сократа…….….…..21
2.2. Сравнение этических концепций философов………………..…...26
Заключение………...…………………………………………….….…...29
Список использованных источников………………………….…...…..31
Фрагмент для ознакомления
2
находится лишь в компетенции человека. Взгляды Сократа необходимо рассматривать в контексте социально-политической ситуации и идейно-духовной атмосферы Древней Греции. Сократ жил в переходный период истории Греции, когда греческая демократия давно клонилась к упадку. Вся философия Сократа и его духовный облик есть яркое проявление этой глубоко противоречивой эпохи. В V в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие новых выборных учреждений - народного собрания и суда, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия. Они умели убеждать силой слова и доказывать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся людей, юристы, судьи и др., становились учителями политических знаний и риторики. Тогда не были разделены специальные научные дисциплины и философия. Это приводило к тому, что эти новые преподаватели не только учили технике политической и юридической деятельности, но и связывали эту технику с общими вопросами философии и философского мировоззрения [32].
До Сократа термин философ был употреблен Пифагором. Понимание философии как космоса и как природы, было характерным и для других предшественников Сократа. Но именно Сократ совершил принципиально новый поворот в теории и практике философии как науки. Сократ концентрировал свое внимание на человеке и его поведении. Именно эти проблемы он считал для философии важнейшими. Цицерон про него говорил, что Сократ опустил философию с неба на землю. Сократ выделял философию как отдельную науку. Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что благочестиво, а что нет.
Для Сократа знания и поступки, теория и практика были едины. Знание определяет ценность дела, а дело - есть ценность знания. Отсюда его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость философии, неотделимы от справедливых дел. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто только теоретически обладает знаниями и мудростью. Одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. Философия, как ее понимает Сократ – не есть умозрительное рассмотрение природы. Это есть учение о том, как следует жить. Для этого нужны знания. По Сократу, вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание – это понятие о предмете и достигается посредством определения этого понятия. Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики. Диалектика – это самое великое достижение философии Сократа. Его этическое учение тоже имело некоторые отличия от учений других философов.
Этика Сократа может быть сведена к трем основополагающим идеям:
1. Благо тождественно удовольствиям, то есть, счастью
2. Добродетель тождественна знанию.
3. Человек знает только то, что он ничего не знает.
Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой и счастьем. Это – аксиома человеческого существования. Сократ говори, что благо – не что иное, как удовольствие, а зло – не что иное, как страдание [20].
Понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности. Мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки. Каждый стремится к удовольствиям и стремится избегать страданий. Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается относительным. Существует множество страданий и удовольствий в жизни. Разным людям приятны разные вещи. Часто человек совершает взаимоисключающие поступки. В мире нет строгой границы между удовольствиями и страданиями и одно сопряжено с другим. Горе и счастье находятся всегда рядом. Страдание может скрываться за личиной удовольствия. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями или между удовольствиями и страданиями. Перед ним встает проблема основания такого выбора. Высшим критерием страданий и удовольствий, по Сократу, является измеряющий, взвешивающий, подготовленный знаниями разум. Благополучие нашей жизни зависит от правильного выбора между удовольствием и страданием, между обильным и незначительным, большим и меньшим, далеким и близким, говорил Сократ. Этот вывод Сократа является безупречным. Человек выбирает для себя лучшее. Такова его природа. Так было и так будет. Тем не менее, если он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение – он ошибается. Согласно одному из сократовских парадоксов, если бы было возможно намеренное зло, оно было бы лучше ненамеренного зла. Человек, совершающий зло, ясно понимая, что он совершает зло, знает его отличие от добра. У него есть понимание добра. Это в принципе делает его способным к добру. Если человек совершает зло ненамеренно, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое добро. Философ Сократ поднял и развил в своих трудах одну из вечных проблем, проблему зла и проблему счастья [12].
Сократовская установка на самопознание, то есть превращение проблемы человека и в главную проблему философии, ознаменовала собой новый этап в истории греческой теоретической мысли. Эта мысль сохранила свою остроту. Сократ тесно связывал понятия благо, добро, польза, счастье, благополучие, процветание. Добродетельного человека, философ считал и добрым, и счастливым. Предполагалось, что поступающий добродетельно человек творит добро, а кто творит добро, тот счастлив. Этическое знание Сократа носит всеобъемлющий характер. Оно есть знание и понимание того, что составляет счастье и определяет правильный выбор линии поведения. Сократ считал высшей добродетелью – синтез знаний и действий в соответствии со знанием. Если счастье – это понятие идеальное, то его воплощением будут плоды действий и мыслей человека. Безнравственность – это знание зла и, следовательно, незнание добра. Но зло не может принести человека к счастью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев, А. С. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа [Текст] / А.С. Алексеев.- М.: Вузовская книга, 2005. – 548 с.
2. Античная философия [Электронный ресурс]/ http://lector.svvpsu.ru/files/filosifiya/lekcii/lekciya%2003.pdf(дата обращения: 01.05.2022).
3. Античные этические учения классического периода: софизм, Сократ, Платон, Аристотель [Электронный ресурс]/ https://ierantony.livejournal.com/1628.html(дата обращения: 01.05.2022).
4. Асмус, В.Ф. Платон. [Текст] /В.Ф. асмус.- М.: Наука, 1993. - 217 с.
5. Асмус, В.С. Античная философия. [Текст] /В.С. Асмус. - М.: Высш. шк., 2005. - 400 с.
6. Бахтин, М.В. История философии в конспективном изложении. [Текст] / М.В. Бахтин.- Санкт - Петербург: Нива, 2004. - 100 с.
7. Белоусов, Н.А. Основы философии [Текст] /Н.А. Белоусов.- Алт.гос.тех ун-т И.И. Ползунова,2009-204с.
8. Булатов, М.А.Философия. [Текст] / М.А. Булатов.- Фита,1994- 384с.
9. Голубинцев, В.О. Философия. Учебник для технических вузов. [Текст] / В.О. Голубинцев.- К.: ЮРГТУ (НПИ), 2001. - 591 с.
10. Горбачев, В.Г. Основы философии [Текст] /В.Г. Горбачёв.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
11. Гросс, Р. Путь Сократа [Текст] / Р. Гросс.- М.: Попурри, 2004. – 267 с.
12. Геворкян, А. Т. Идеализм в "Софисте" Платона [Текст] / А.Т. Геворкян.- Вопросы философии, 1986, № 11, С. 117-120.
13. Геворкян, А. Т. Иносказание в Теэтете Платона [Текст] / А.Т. Геворкян.- Вопросы философии, 1985, № 1, с. 101.
14. История философии [Текст] / Под.ред.В.П.Кохановского,В.П. Яковлева-Феникс:2002-573с.
15. Краткий очерк истории философии [Текст] / // Под.ред М.Т.Иовчука,Т.И.Йозернана-Мысль:1971-790с.
16. Кожевникова, Е.Д. Философия: Учеб. пособие [Текст] / Е.Д. Кожевникова.- М.: РИО СГА, 2006. – 214 с.
17. Лаэртский, Д. В. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Д.В. Лаэртский.- М.:АСТ: «Астрель», 2011. -570с.
18. Лосев, А.Ф. Платон. Аристотель. [Текст] / А.Ф. Лосев. - М., 1993. 383с.
19. Лосев, А.Ф. Античная философия истории. [Текст] /А.Ф. Лосев.- СПб. 2001. 352с.
20. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. [Текст] /А.Ф. Лосев.- М., 1993, с. 140.
21. Миронов, В.В. Философия: учебник. [Текст] / В.В Миронов.- М., 2009. - 688с.
22. Митрошенкова, О.А. Философия: Учеб. пособие [Текст] / О.А. Митрошенкова.- М.: Гардарики, 2002. – 655 с.
23. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения (Платон, Аристотель, Эпикур). [Текст] / М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 832 с.
24. Ноговицын, О.М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ категории свободы. [Текст] / О.М. Ноговицын.- Л., 1990. 192с.
25. Платон. Государство //Филеб, Государство, Тимей, Критий [Текст] / М.: Изд - во «Мысль», 1999. - 656 с.
26. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона [Текст] / К. Поппер.- М.: Феникс, 1992. - 448 с.
27. Радугин, А.А. Философия [Текст] / А.А. Радугин.- Центр,1997-269с. 6.”Философия”// Под.ред.В.Л Калашникова-Владос:1999.-226 с.
28. Рассел, Б. История западной философии. [Текст] /Б. Рассел.- М.: Академический проспект, 2008. - 1008 с.
29. Стретерн, П. Сократ за 90 минут. [Текст] / П. Стретерн.- М.: Астрель, 2003. – 176 с.
30. Толпыкин, В.Е. Основы философии. [Текст] / В.Е. Толпыкин.- М.: Айрис-Пресс, 2003. - 496с.
31. Шевчук, Д.А. Философия: конспект лекций. [Текст] /Д.А. Шевчук.- М.: Эксмо, 2008. - 344 с.
32. Этические учения античности (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур) [Электронный ресурс]/ https://studopedia.ru/10_264958_eticheskie-ucheniya-antichnostiprotagorsokratplatonaristotelepikur.html(дата обращения: 01.05.2022).
33. Этические идеи Сократа, Платона и Аристотеля [Электронный ресурс]/https://helpiks.org/2-86720.html (дата обращения: 01.05.2022).
34. Якушев, А.В.Философия (конспект лекций). [Текст] / А.В. Якушев.- М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.