Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие телекоммуникационных и Интернет-технологий
влечет за собой изменения в медийной среде, а именно - появление новых информационных
каналов. Современные СМИ многообразны, они представляют собой систему, которая
объединяет традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные
средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией. Особый интерес представляют
интернет-СМИ, поскольку всемирная паутина является своеобразной коммуникативной
платформой для развития и одновременного функционирования большого количества сервисов и
каналов массовой информации.
Степень научной разработанности. Существует достаточно много разнообразных типов интернетСМИ, изучением которых занимаются такие ученые, как И. Артамонова, О. Вартанова, И. Давыдов,
В. Иванов, А. Калмыков, Л. Коханова, О. Коцарев, М. Лукина, О. Мелещенко, О. Шагалова и др.
Однако наряду с многочисленными видами самих средств массовой информации и
коммуникации, имеет место развитие и сочетание новых видов контента.
Сегодня в мире с постоянно возрастающей скоростью производится гигантское количество
контента. При этом существенная доля приходится на «цифровой» контент, объем которого в
результате постоянного увеличения пропускной способности и количества цифровых каналов
растет
Глава 1. Тенденции в формировании конвергентных СМИ как фактор появления новых жанров
3
1.1.Конвергентные СМИ как технологическая основа жанрообразования
В мультимедийную эпоху все эти этапы следуют один за другим намного быстрее, при этом
основным фактором жанрообразования служит конвергенция. В первой половине ХХ в. понятие
«конвергенция» (от лат. convergo - сближаюсь, схожусь; процесс сближения, схождения в одной
точке) встречалось исключительно в научных трудах биологов, экономистов, политологов.
Информационная революция середины ХХ в. вызвала бурное развитие информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), и термин «конвергенция» приобрел новые значения, не
связанные с ранее существовавшими.
Несмотря на то, что четкого определения термина «конвергенция» в журналистике не
выработано, существуют достаточно устоявшиеся подходы к его пониманию. На технологическом
уровне конвергенция - это слияние технологий распространения и производства информации,
которое позволяет разным СМИ - кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой
связи - доставлять аудитории одинаковые типы содержания. В основе технологической
конвергенции СМИ лежит процесс перевода содержания в цифровую форму.
Сторонники коммуникативного подхода дифференцируют конвергенцию СМИ и
мультимедийность. Конвергенция средств массовой информации стимулирует появление новых
жанров и способов подачи информации, в то время как мультимедийность носит прикладной
характер и является одним из проявлений процесса конвергенции. Мультимедийность -
характеристика представления информации с помощью различных мультимедийных платформ -
вербального текста, фотографии, аудио-, видео-, графики, анимации и др. производных от них
форм.
Становление и развитие информационной индустрии в России во многом стимулировалось
мировыми процессами в этой области. Так, в конце ХХ в. СМИ российских мегаполисов вслед за
редакциями мировых газетных брендов стали активно внедрять технические достижения в
области передачи и хранения информации. На базе редакций печатных изданий,
трансформирующихся сегодня в мультимедийные ньюсрумы, стали объединяться редакции
интернет-версий, отделы, занимающиеся созданием аудиовизуального контента, редакции
вещательных СМИ. Газеты начали использовать новые медиаплатформы для распространения
контента - Интернет, мобильный телефон, электронную бумагу (Е-рарег) и др. Со временем сайты
печатных изданий, учитывая потребности аудитории, приступили к созданию уникального
контента, который значительно отличался от материалов, представленных в печатной версии
издания. Зарубежные периодические издания интегрировали текст, аудио- и видеоматериалы в
качестве контента с конца 1990-х годов. Отечественные издания стали использовать видео- и
аудиоконтент на собственных ресурсах несколько позже, в конце 2000-х годов. Чаще всего аудиои видеоматериалы в интернет-газетах представлены в виде подкастов, т. е. небольших
видеоматериалов и/ или аудиовставок, которые, как правило, являются инновационным
дополнением к текстовым материалам.
Развитие рыночных отношений в индустрии СМИ, технологический прогресс и рост потребностей
у аудитории приводят к тому, что средства массовой информации ассимилируются в новых
реалиях для дальнейшего успешного функционирования. В первую очередь, это касается
периодических изданий, которые стали терять влияние с появлением на медиарынке динамично
развивающихся интернет-ресурсов. Распространять контент в цифровой форме дешевле, нежели
выпускать печатные издания, которые требуют дополнительных денежных вложений в виде
типографских услуг и распространения готовой продукции.
В настоящее время тенденция к использованию порталов связана как с традиционными СМИ, так
и со специализированными Интернет-изданиями.
4
История появления и современное развитие журналистики стало более глобальным и сложным в
современных рамках популяризации Интернета. В начале XXI века мы можем наблюдать
значительные тенденции развития журналистики в целом. Все те доступные сегодня
технологические новшества в первую очередь связаны как с экономическим показателями, так и с
научным и технологическим прорывом в целом во всей индустрии. Происходит повсеместное
подключение широкополосного Интернета. Широкое распространение получают такие
технологии как Wi-Fi, ADSL, WiMAX. Нельзя забывать и о бурном развитии мобильного интернета,
благодаря внедрению многими сотовыми операторами EDGE и строительство нового стандарта в
лице 4G. Благодаря всему вышеперечисленному мы имеем определенное информационнокоммуникативное пространство, именуемое WEB 2.0, а следующей ступенью развития будет WEB
3.0 соответственно. И именно такой переход полностью перевернет привычные всем способы
получения информации, установив при этом новые стандарты, которыми должны будут
придерживаться не только деятели интернет отрасли, но и современная журналистика в целом.
Поэтому отмечу еще раз, что дальнейшая судьба работников массовой коммуникации и развитие
журналистики строится вокруг технологического «ядра» .
1.2.Виды и видоизменения жанров в конвергентных СМИ
Процесс конвергенции в сетевых СМИ привел к трансформации традиционных жанров
журналистики, и, прежде всего, репортажа, в структуре которого наиболее отчетливо проявляется
мультимедийность.
Категория жанра должна иметь две основные функции: во-первых, указывать на повторяющиеся,
стабильные признаки и, во-вторых, выполнять задачи классификации1. Это высказывание, по сути,
коррелирует со взглядами на жанровую классификацию выдающегося филолога ХХ в. Б. В.
Томашевского: «Образуются особые классы или жанры произведений, характеризуемые тем, что
в приемах каждого жанра мы наблюдаем специфическую группировку приемов вокруг этих
ощутимых приемов, или признаков жанра. Эти признаки жанра могут быть многоразличны и
могут относиться к любой стороне художественного произведения». В этой ситуации, логичным
будет признать жанровый статус за любым типом текстов, обладающим достаточно устойчивой и
четко выраженной доминантой содержательного, формального или функционального характера,
независимо от наличия обязательных и устойчивых корреляций между содержанием и формой,
структурой и функцией.
Процесс осознания новой ситуации жанрообразования содержит эстетическую основу отношения
к действительности; охват действительности; тип изложения (повествование, описание, диалог);
композицию (роль действия, персонажей, обстоятельств); характер организации словесной ткани
(ритм, интонация, тропы и т. д.).
На основе этих пяти уровней определяются диапазоны жанра, корреляция тематической и
стилистической структур. Исторически изменяющиеся объемы жанров - предмет историколитературного подхода, неизменные его составные - предмет исторической поэтики. В типологии
жанров единицами классификации являются методы отражения и функция жанра.
Идущие в медийной сфере преобразования закономерны, они обусловлены построением
информационного общества, в условиях которого информация, контент и сервис-услуги
превращаются в товарный продукт, что предопределяет стратегическую и тактическую
направленность функционирования не только массмедиа, но и мирового общественного развития
на новом цивилизационном витке».
5
Данные обстоятельства обусловили создание многими печатными изданиями собственных
Интернет-ресурсов. На первоначальном этапе данные ресурсы представляли собой копию версии
печатного номера. Хотя стоит отметить, что и раньше печатные издания пытались прибегнуть к
расширению своих возможностей. Например, в СССР издавался литературно-музыкальный и
общественно-политический иллюстрированный журнал «Кругозор», который имел приложение с
гибкими грампластинками. Также интересным является тот факт, что журнал издавался
Государственным комитетом Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Читатели
журнала могли не только почерпнуть какую-либо информацию из печатного текста, но и
послушать музыку.
Мультимедийные технологии позволили «оживить» репортаж, создать не воображаемый, а
реальный эффект присутствия, соединив в онлайновой модификации жанра текст, видео- и звук. В
результате возникла жанровая модель репортажа, представляющая собой мультимедийный
ресурс, в котором в полной мере используются новейшие информационно-коммуникационные
технологии. Конвергентный репортаж, созданный на базе мультимедийных технологий, включает
в себя текстовые и графические материалы, свойственные традиционному жанру, при этом в него
интегрированы видео- и аудиоматериалы, анимированные и интерактивные информационные
вставки. Основной задачей данного мультимедийного ресурса является наглядная иллюстрация
возможностей, которые открывает сегодня конвергенция перед журналистом кросс-медийной
редакции.
Глава 2. Анализ жанрового спектра на примере Интернет-портала «Медуза»
2.1.Характеристика «Медуза»
Информационный ресурс «Медуза» - проект бывшей команды «Ленты.ру» во главе с Галиной
Тимченко. Редакция издания находится в Риге.
Проект открылся 20 октября 2014 года. Владельцем интернет-издания является
зарегистрированная в Латвии компания Medusa Project, уставной капитал которой составил 2,8
тыс. евро.
С марта 2015 года выходит ежедневная (по рабочим дням) рассылка новостей - «Вечерняя
Медуза».
К маю 2015 года посещаемость сайта meduza.io, по данным владельца LiveInternet Германа
Клименко, снизилась. В частности, по информации SimilarWeb количество ежемесячных
пользователей упало с 23,6 миллионов на начало марта 2015 до 13,4 миллионов на начало
апреля, а в рейтинге alexa.com сайт опустился до 346 места по России. Также в марте 2015
компанией были отключены на своём сайте публичные счетчики посещаемости LiveInternet и
MediaMetrics.
28 января 2016 года новым главным редактором интернет-издания стал Иван Колпаков.
С 2015 года доступны мобильные приложения Meduza для смартфонов на базе Android и iOs, в
будущем ожидается их адаптация под планшеты.
Сайт Meduza состоит из пяти тематических экранов, по которым можно перемещаться при
помощи стрелок или через верхнюю панель на сайте. У нового издания, которое позиционирует
себя как новостной агрегатор, отсутствуют рубрики и разделы.
Создатели Meduza при открытии призвали читателей пользоваться мобильными приложениями,
чем сайтом, поскольку это «быстрее, удобнее, а главное - надежнее». К новому году авторы
6
проекта планируют представить другие пока не названные способы, которые позволят читать
материалы издания.
На сайте популярны различные игры, например, «2048» на основе ситуации с долларом и нефтью
в 2014-2015 гг. или игра «помоги священнослужителю найти дорогу к храму», в которой
пародировалось вмешательство религиозных деятелей в жизнь различных учреждений типа
школы или театра.
Главной целью проекта его создатели называют предоставление читателям информационной
картины дня: «Из гигантского потока сообщений мы отбираем только те новости, без которых, на
наш взгляд, невозможно понять, что происходит в стране и мире. Создатели Meduza заявляли, что
будут предоставлять читателям только факты, а не мнения. В преддверии запуска в аккаунтах
проекта в социальных сетях появилась подборка видео, озаглавленных как «Meduza. Только
факты».
Портал Meduza.io стал для России в 2014 году определяющим для нового витка - объяснительной
журналистики. Объяснительная журналистика - это форма отчётности, которая пытается
представить особенности новостного информационного поля в более доступной форме. Термин
«Explanatory joumalism» начал употребляться на Западе еще в 1980-х. В 1984 году было
опубликовано эссе Дж. Паттерсона ««Explanatory Reporting».
2.2.Жанры на материале «Медуза»
Сайт Meduza состоит из нескольких разделов: новости, история, картотека, полигон и шапито. У
пользователя есть два способа просматривать информацию: в хронологическом порядке (все
подряд) и в приоритетном (главное). Английская же версия сайта строится немного по-другому.
Она состоит из трех разделов: news, stories, like it or not. Наверное, из статистики видно, что не все
русскоязычные разделы и их формат подходят англоязычным читателям.
Раздел «Новости» представляет из себя новостную ленту, которая состоит из последних и
актуальных новостей, отобранных вручную. Редакция сама решает публиковать какие-то новости
или нет. Сами новостные сообщения состоят из глагольного заголовка, небольшой
информационного сообщения, небольшого комментария с ссылкой на источник и каких-то фактов,
которые важны для новости.
Раздел «Истории» состоит из больших статей и интервью, которые написаны репортерами
издания в основном. Встречаются так же и переведенные статьи зарубежных изданий и других
русскоязычных СМИ. В основном это объемные тексты, которые занимают много времени для
прочтения (больше трех экранов монитора).
«Картотека» - это краткие ответы на актуальные вопросы, которые объединены одной темой.
Например, карточка «Как россияне добираются до Крыма» являются актуальной для людей в
летний сезон отпусков, которые еще не решили, как лучше это сделать. Сама карточка в среднем
состоит из 5 ответов на 5 вопросов. Каждый ответ очень лаконичен, а сама каточка занимает всего
два монитора
Карточки используются не только для иллюстрации новостей. В качестве примера использования
карточек не для новостей можно привести статью «Нативная реклама: почему это круто и почему
ее никто не умеет делать», в которой объяснялось, как следует создавать нативную рекламу и как
использует ее сам сайт. Естественная (нативная) реклама (англ. native advertising) - способ,
которым рекламодатель привлекает к себе внимание в контексте площадки и пользовательских
7
интересов. В статье разобраны несколько спецпроектов самого интернет-издания, но мы
разберем несколько других, подходящих под разные виды естественной рекламы.
Заключение
Тенденция к появлению и развитию новых форм предоставления контента, основанных на
лаконичной, капсульной подаче информации приводит к другой тенденции, связанной с
поверхностной подачей контента; адаптацией контента под соцсети; все большим
превалированием развлекательного контента; погоней за «лайками» и большим количеством
просмотров материалов пользователями информации. Популярность вышерассмотренных форм
предоставления контента связана также с развитием клипового мышления, сниженным уровнем
качества чтения. Ведь «нацеленность населения на пассивное восприятие, на отдых, на
развлечение; желание комфортного - облегченного - информационного обслуживания приводит к
резкому снижению грамотности, неспособности воспринимать (понимать) серьезные тексты,
контекст, подтекст и т. д». Снижению грамотности способствуют и сами журналисты.