Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………………....…3
Глава 1: Речь младшего школьника как
психолого-педагогическая проблема……………………………….5
1.1. Возрастные особенности развития речи
младших школьников………………………………………………….5
1.2.Соотношение мышления и речи и особенности
их проявления в младшем школьном возрасте……………………..11
Глава 2. Организационно-педагогические условия
развития речи младших школьников……………………………..15
2.1.Диагностика сформированности
развития речи младших школьников…………………………………15
2.2.Психолого-педагогические рекомендации,
направленные на формирование речи младших школьников………17
Заключение………...…………………………………………………….22
Список использованных источников………………………………….23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Речь – это средство интеллектуального развития личности и средство успешной адаптации и социализации. Важным аспектом психического развития младших школьников является речевая деятельность. Ребёнок должен уметь слышать звуки и определять их места в слове. Дети должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с учителем и детьми. Дети должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, должны умело отвечать на вопросы учителя и выполнять учебную задачу. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка и успешность его обучения.
Объект исследования: речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития речи младших школьников.
Гипотеза исследования: речевая деятельность младших школьников станет более эффективной, если будут созданы соответствующие организационно-педагогические условия для её развития.
Цель работы: изучить психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников.
Задачи:
1.Рассмотреть возрастные особенности развития речи младших школьников.
2. Дать характеристику речевой деятельности и её основным понятиям.
3. Провести диагностику сформированности развития речи младших школьников.
4. Подготовить психолого-педагогические рекомендации, направленные на формирование речи младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы. Сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Речь младшего школьника как психолого-педагогическая проблема 1.1. Возрастные особенности развития речи младших школьников
К младшему школьному возрасту относятся дети от 6-ти до 10-ти лет. В этот период дети активно осознают формы речи и знакомятся со звуковым составом слов, лексикой и грамматическим строем и многим другим. Согласно работам учёного Ж. Пиаже, в этом возрасте мышление ученика достигает стадии конкретных операций. Дети начинают активно использовать логические построения. У них появляется способность классифицировать предметы и различать иерархию различных групп
объектов. Речь важна для всех людей без исключения [3].
Под речью понимают средство интеллектуального развития личности и её успешной адаптации и социализации. Речевая деятельность детей является важнейшим аспектом их психического развития. Об этом писали учёные Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др. О проблемах речевого общения детей писали авторы В. В. Голубков, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик и др. Разнообразные нарушения устной и письменной речи детей являются одной из распространенных причин их школьной неуспеваемости. В этом возрасте у детей идёт бурное развитие психических и интеллектуальных процессов. Дети постепенно начинают усваивать нормы социума, начинают активнее общаться с людьми и у них идёт быстрое развитие эмоционально-волевой сферы [12].
Развитие речи ребёнка и развитие осознания им языка является важным условием дляформирования более сложных форм речи. У ребёнка в идеале должна быть сформирована развёрнутая монологическая речь. Это важно потому, что свою речь ребёнок использует на всех учебных предметах и если он будет в этом испытывать какие либо затруднения, то с течением времени для него станет проблематичным обучение в школе [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст]/В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с., с. 19-22.
2. Бартенева, Т.П. Использование информационных компьютерных
технологий в образовании [Текст]/ Т.П. Бартенева, А.П. Ремонтов – М.: Просвещение,2003. - 350с.
3. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. [Текст]/Н.В. Бордовская. - кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
4. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и
информационные технологии в системе образования: Учебное пособие [Текст]/ М.Ю.Бухаркина. - под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
5. Голд, Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 18.05.2022).
6. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –
URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 18.05.2022).
7. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике
обучения русскому языку в начальных классах Академия, [Текст]/ Т.И. Зиновьева. -М. - 2007. — 304 с.
8. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств. [Текст]/ Г.А. Краснова. - М., МГИУ, 2001, 224 с.
9. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 18.05.2022).
10. Коник, О. Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 18.05.2022).
11. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в
профессиональной подготовке специалистов (часть 2) // Н.Б. Лаврентьева, Н.А.Неудахина[Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_4.html(дата обращения: 18.05.2022).
12. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы [Текст]/ А.А. Лорсанова. - Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч.конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11
13. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.
Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –464 с.
14. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н. В. Пудовкина, Л. П. Нестерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25975/ (дата обращения: 18.05.2022).
15. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/(дата обращения: 18.05.2022).
16. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления описательных рассказов,
Издательство « АРКТИ», 2009г. УМК «Школа 2100» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php#m5-3 (дата обращения: 18.05.2022).
17. Уфимцева, Л.П. Диагностика речевого развития младших школьников [Текст]/ Л.П. Уфимцева // Начальная школа.-2004.-No4, С. 17-21
18. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. [Текст]/ О.Н. Хижнякова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с.
19. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. -No2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm(дата обращения: 18.05.2022).
20. Цесарский, Л.Д. Использование технических средств обучения
в самостоятельной работе учащихся. [Текст]/ Л.Д. Цесарский. - ИЯШ. 1993, No2, с.37-43.