Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Сделать это интересно и познавательно можно сочетая разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). Но наше время - это время перемен.
Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-коммуникативных технологий.
Одним из наиболее доступных средств использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные средства и компьютерные игры.
Реалии современного информационного общества обуславливают актуальность выявления и использования в образовательном процессе детского сада потенциала мультимедийных технологий, которые являются универсальным дидактическим средством, позволяющим решать ряд задач развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста.
В работе c дошкольниками применение мультимедиа-технологий, представляющих собой совокупность компьютерных технологий, в которых задействованы одновременно несколько видов информации (фотография, видео, звуковое сопровождение), позволяет воспитателю моделировать различные ситуации и среды. Информация, представленная в формате мультимедиа, активизирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, улучшает восприятие и усвоение материала. Применение компьютерных, и, в частности, мультимедийных технологий в дошкольной образовательной организации возможно и необходимо, поскольку это способствует всестороннему развитию ребенка и повышению его интереса к процессу обучения.
В настоящее время в ДОО наиболее востребованы мультимедийные технологии. Они представляют собой совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации (текстовой, аудиовизуальной, графической и др.) при интерактивном взаимодействии пользователя с информационной системой.
К средствам мультимедийных технологий, используемым в ДОО, можно отнести устройства аудио-, видео-, ввода, вывода информации, звуковые видеоплаты, платы видеозахвата, акустические, видеовоспроизводящие системы со звуковыми колонками и большими видеоэкранами, сканеры, принтеры (т. к. они позволяют вводить и выводить в компьютеры тексты и рисунки). Мультимедиа активно используются педагогами в виде специальных компьютерных программ, презентаций, слайд-шоу, электронных энциклопедий и др.
Цель исследования изучение возможностей использования мультимедийных технологий в рамках НОД по ознакомлению с окружающим миром.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить вопросы применения мультимедийных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
• Рассмотреть проблему ознакомления дошкольников с окружающим миром;
• Проанализировать практические аспекты использования мультимедийных технологий в рамках НОД по ознакомлению с окружающим миром
Объект исследования: организация образовательной деятельности в детском саду.
Предмет исследования: процесс использования мультимедийных технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Применение мультимедийных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада
В современном воспитательно-образовательном процессе детского сада успешно применяются инновации, одна из которых обусловлена процессами информатизации общества и образования. С целью повышения качества дошкольного образования активно используются разнообразные средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), разработанные на их основе электронные образовательные ресурсы. Значительное расширение диапазона использования средств ИКТ способствует модернизации содержания и форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Результаты ряда отечественных научных исследований и многолетний опыт образовательных учреждений свидетельствуют о целесообразности внедрения ИКТ в воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста.
Игровые обучающие ситуации с применением ИКТ содействуют активизации полисенсорного восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения ребенка.
Совершенствование познавательных интересов, психических функций, коммуникативных навыков, самостоятельности и способности к саморегуляции создает предпосылки необходимые для достижения им оптимального уровня готовности к обучению в школе.
Особе место в сопровождении воспитательно-образовательного процесса детского сада отводится мультимедийным технологиям, которые позволяют одновременно использовать различные средства представления данных при интерактивном взаимодействии пользователя с информационной системой. В детских садах наиболее востребованы следующие аппаратно-программные и технические средства мультимедийных технологий:
• устройства ввода/вывода информации;
• средства сбора, обработки, передачи, хранения текстовой, графической, аудио- и видео- информации;
• акустические и видеовоспроизводящие системы и др.
Их применение в воспитательно-образовательном процессе детского сада расширяет возможности предъявления информации, объединяя графику, анимацию, звук, видео и др.
Благодаря уникальным возможностям технологии мультимедиа дети дошкольного возраста лучше воспринимают и запоминают учебный материал, возрастает их познавательная активность, развиваются общие и специальные способности, совершенствуются личностные качества.
Нельзя не отметить, что мультимедиа дает возможность изучать объекты и явления, за которыми сложно или невозможно наблюдать в окружающей действительности.
Информация, представленная посредством мультимедиа, доступна ребенку-дошкольнику, так как ее можно увидеть, услышать и оценить. Качественное статичное или динамичное изображение, анимационные эффекты, музыкальное сопровождение повышают интерес воспитанников к предлагаемому материалу, они быстрее его осваивают.
Специалисты сферы дошкольного образования (воспитатели, педагоги-психологи, дефектологи, логопеды и др.) традиционно используют мультимедийные технологии в форме аудио книг, презентаций, видео экскурсий, слайд-шоу, интерактивных развивающих игр и др. При этом эффективно решаются следующие взаимосвязанные задачи:
• совершенствование психических процессов;
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое воспитание;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аджиева, К.К. Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения / К. К. Аджиева, Е. А. Атаева. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. –162 с.
2. Габитова, Е.С. Загадочный космос. Программно – методическое пособие по познавательному развитию для ознакомления дошкольников с космосом. – Сургут, 2020. – 31 с.
3. Гутова, Л.К. Использование ИКТ в работе педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС // Л.К. Гутова, О.Л. Гизатулина / Перспективы развития информационных технологий. - 2015. - №26 - С. 101–105.
4. Донина, О.И., Хамидуллина, Л.А. Путешествие по Вселенной. Занятия по формированию у дошкольников естественно-научной картины мира. – Издательство: АРКТИ, - 2009. – 56 с.
5. Елжова, Н.В.: Формы работы в дошкольном образовательном учреждении // Н.В Елжова. - Ростов на Дону. Феникс. - 2012. - 102 с.
6. Жуйкова, Т.П. Мультимедийные технологии как средство формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Т.П. Жуйкова, Е.С. Заярко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №22 - С. 32 - 37.
7. Калаш, И.И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании / [Электронный ресурс].2011. - режим доступа. // http: //iite.unesco.org / pics / publications / ru / files / 3214673.pdf
8. Карабанова, О.А., Алиева, Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович, П.Д., Марич, Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организации и родителей и детей дошкольного возраста. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
9. Корж Е. М. Возможности тренинговой формы обучения // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2009. № 1. С. 177–180.
10. Корж Е. М. Образ отдельных элементов социального мира в представлениях молодежи // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2010. № 1. С. 63–73.
11. Крутий Е.Л. Медаи-дидактические особенности использования мультфильмов как средства обучения языку и развития связной речи дошкольников // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету. Серія: педагогіка. 2013. №3.
12. Лопатюк Е.А., Галушко А.В., Малашенко В.Ю. Воспитание наблюдательности в процессе ознакомления дошкольников с природой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № T26. С. 361–365.
13. Маслова Н. Н., Нидерман И.А. Гражданская грамотность: подходы к формированию // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сб. науч. ст. Москва, 2019. С. 340–354.
14. Нидерман И.А. Музейная педагогика: некоторые аспекты изучения // Школа будущего. 2018. № 2. С. 147–154.
15. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Зворыгина и др. Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. // Москва «Народное образование». - 1998. - С. 114-119.
17. Сорокин А.А. К вопросу об образовательной доктрине Российской Федерации // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Сб. науч. ст. Москва, 2017. С. 98–105.
18. Тятюшкина, Н.Н., Ермак, О.А. Тропинками Вселенной: методические рекомендации по формированию элементарных астрономических знании у старших дошкольников. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 49 с.