Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Молодежь, как особая социокультурная группа, в силу своих возрастных особенностей, является наиболее восприимчивой к всевозможным изменениям. Можно говорить, что сегодня роль досуга возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации и отсутствия скоординированной государственной политики в области молодежного досуга.
Одним из негативных последствий социально-экономических реформ в России явилось сокращение возможностей полноценного отдыха и организации социально-полезного досуга для детей и молодежи. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ.
К этому следует добавить значительные разрушения социальной инфраструктуры культуры, что усугубляет трансформацию ценностных ориентаций, прежде всего, молодого поколения. Сегодня театры, специально ориентированных на работу с детской и подростковой аудиторией, отсутствуют в половине субъектов Российской Федерации.
Досуг является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Отсутствие качественных культурных заведений и стратегии по развитию и направлению досуговой деятельности молодежи со стороны представителей руководства местных органов власти, депутатского корпуса, общественности, ее мотивации в соответствующих образовательных структурах приводит к развитию и зарождению своеобразных, свободных форм молодежного досуга, выражающихся порой в протестных акциях на площадях.
Проблема исследования состоит в противоречии между имеющимися формами досуга современной молодежи и государственной политикой молодежного досуга.
Актуальность изучения данной проблемы состоит в том, что молодежный досуг в последнее время имеет огромное значение. И особенно важно знать какова государственная политика в сфере молодежного досуга, какую роль государство уделяет данному направлению.
Социокультурная среда, обеспечивая условия для удовлетворения досуговых потребностей, не только оказывает влияние на их формирование, но при этом трансформируется, сама преобразуется в связи с деятельностью человека. В связи с этим важно понимать, как государство реагирует на данные изменения в досуговой деятельности молодежи, какие разрабатывает проекты, программы, мероприятия, отражающие качественные изменения в досуге современной молодежи.
Цель исследования: изучить особенности досуга студентов как приоритетное направление молодежной политики в современном мире.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть молодежь как социальную группу;
• Выявить понятие досуга и досуговой деятельности;
• Проанализировать приоритетные направления молодежной политики во Владимирской области;
• Определить направления развития досуга молодежи и студентов.
Объект исследования – досуг молодежи.
Предмет исследования – особенности досуговой деятельности студентов в рамках молодежной политики.
Методы исследования: общенаучные методы познания, а также методы системного, стратегического, структурно-функционального анализа.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Трансформация досуговой сферы молодежи
1.1. Молодежь как социальная группа
Как правило, под понятием «молодежь» принято понимать поколение молодых людей или определенную социально-демографическую группу населения, к которой причисляют людей в возрасте от пятнадцати до тридцати лет, характеризующихся рядом определенных социально-психологических черт, освоением новых социальных ролей, профессиональных навыков, культурных традиций.
Молодежь - это большая и значимая для общества социально-демографическая группа. Согласно данным ООН за 2019 год, доля молодежи (лиц в возрасте от 14 до 24 лет) составляет 16% от всего населения Земли, т.е. примерно 1,232 миллиарда человек [16].
По данным Росстата на 1 января 2019 года, доля молодежи в России составляет 22% от всего населения России, т.е. 29,4 млн. человек [12].
Несмотря на то, что понятие «молодежь» является широкоупотребительным, общепринятого определения до сих пор не существует. Рассмотрим самые популярные.
Одним из первых в западной социологии внимание на молодежь как на социальную группу обратил К. Мангейм, который считал, что молодежь является резервом и важным потенциалом социального развития любого общества.
Более углубленно молодежь изучал Ш. Айзенштадт. Молодежную культуру он рассматривал как институт, который регулирует процесс отделения ребенка от семьи, а также подготовку молодежи к тому, чтобы занять свою статусную позицию во взрослой социальной системе [17].
В широком смысле молодежь рассматривается как обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности [4]. В более узком, социологическом, смысле молодежь понимается как социально-демографическая группа, которая выделяется на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [5].
Молодежь, как социально-демографическая группа есть общность, для которой характерны определенные ценности, навыки, планы на жизнь.
Существуют различные теоретические модели понимания сущности молодежи. Можно выделить: психофизиологический, социально-психологический, конфликтологический, ролевой, субкультурный, стратификационный, социализационный, интеракционистский, субъективный и процессуальный подходы в анализе молодежи как социального явления.
Психофизиологический подход, основной акцент делает на то, что молодость – это определенный переходный период в жизни человека, в котором происходит формирование личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость).
Социально-психологический подход рассматривает молодёжь – как некую социальную группу людей, которая в силу своей возрастной категории обладает схожими биологическими и психологическими формами потребностей. Иными словами, молодежь как группа в социуме будет обладать собственными индивидуальными и отличительными свойствами как определенная возрастная группа.
С точки зрения конфликтологии, время молодости - это период сложного, длительного формирования личностной основы человека, сопровождаемый частыми стрессовыми ситуациями, жизненными сложностями на фоне взросления, конфликтами между индивидом и обществом.
Ролевой подход, анализирует множественность социальных ролей молодежи.
Молодежь, как социальная группа отличается различными видами увлечений, стилем поведения. Молодые люди создают клубы по интересам, моду на одежду и линии поведения, стиль разговорной и сленговой речи, у них особенные ценности и культурные нормы, все это рассматривает субкультурный подход.
При стратификационном подходе подчеркивается что, такая демографическая группа как молодежь, ограничена не только рамками возраста, но и статусом в обществе, новыми ролями, взглядами и личностной позицией взглядов.
Социализационный подход, в понимании молодежи делает акцент, в первую очередь, на резкий скачок в карьерном росте, активный момент социализации, приобретение авторитета у сверстников и взрослых, повышение самооценки и работы над собой.
Интеракционистский подход связан с рассмотрением нестандартности в восприятии различных ситуаций, спонтанном принятии решений, непосредственности в действиях и мыслях.
Субъективный подход рассматривает молодость с точки зрения состояния личностного настроения, порыва к светлым планам на будущее, ощущение чувства оптимизма, жажды движения, познания нового, стремлением к активной деятельности.
В процессуальном подходе понятие молодости связывается с вопросом полноценного интегрирования в общество.
Одним из первых, кто дал определение понятию «молодежь» был советский и российский ученый В.Т Лисовский. Он отмечал, что молодежью можно называть поколение людей, находящихся на стадии социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Возрастные критерии молодежи могут меняться в зависимости от конкретных исторических и временных условий [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безбородов, Д. Д. Проблема досуга в молодежной среде / Д. Д. Безбородов // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2021. – Т. 3. – № 13. – С. 49-53.
2. Бурлуцкая, В. А. Особенности реализации государственной молодежной политики в сфере досуга молодежи в современной России / В. А. Бурлуцкая // Colloquium-journal. – 2019. – № 1-8(25). – С. 8-13.
3. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга : учебник. – М. : Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998
4. Загребин, В. В. Подходы к определению категории «молодѐжь» // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). С. 1-6
5. Зубок, Ю. А. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе / Ю. А. Зубок, Т. К. Ростовская, Н. Л. Смакотина // Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. – М.: ИТД «Перспектива», - 2016
6. Комендантова, И. С. Современное состояние и проблемы реализации молодежной политики в Киржачском районе Владимирской области / И. С. Комендантова // Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы : Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 08–09 ноября 2019 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. – С. 224-231.
7. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат,1967. С. 22-51
8. Луков, В. А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы / В. А. Луков // СОЦИС. - 2012. - № 1. - С. 5-17
9. Пискун, Е. П. Современные методы и формы организации досуга молодежи / Е. П. Пискун // Наука, образование, технологии: новые подходы и актуальные исследования : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 29 апреля 2021 года / Под общей редакцией А.В. Туголукова. – Москва: Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2021. – С. 45-48.
10. Рожков, А. Н. Культура досуга и проблемы использования свободного времени / А. Н. Рожков // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Международной электронной научно-практической конференции, Казань, 22 мая 2020 года. – Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2020. – С. 572-576.
11. Румянцева, Н. М. Основные направления деятельности по реализации молодежной политики в Самарской области / Н. М. Румянцева // Поволжский вестник науки. – 2021. – № 1(19). – С. 75-78.
12. Сайт о странах, городах, статистике населения и пр. – Текст: электронный. - 2020. – URL: http://www.statdata.ru/russia (дата обращения 19.04.2022)
13. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. – Л., 1992.
14. Шмаков С.А. Досуг школьника: проблемы. Прогнозы. Секреты. Подсказки. Калейдоскоп развлечений. – Липецк : Липецкая организация Союза писателей РФ, 1991
15. Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в VIX классах сельской школы с малой наполняемостью учащихся : автореф. канд. пед. наук. – М., 1996.
16. Щербакова, Е. Население мира по оценкам ООН пересмотра 2019 года / Е. Щербакова. - Текст: электронный / Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". - 2019. - № 821-822. - URL: http://www.polytech21.ru/rekomendatsii-pooformleniyu (дата обращения 23.04.2022).
17. Weil, Sh. On multiple modernities, civilizations and ancientjudaism. An interview with Prof. S. N. Eisenstadt // European Societies. - 2015. - No.12(4). Pp. 451-465